ОТКРЫТЬ ТАЛАНТ…
Чем славен народ?
Конечно же, талантами своими. Но что такое талант?
Это умение делать что-то лучше других, да так, что мало кто сможет повторить, способность открыть миру и граду нечто, что до сих пор было незаметно другим, делая тем самым жизнь легче, чем вчера.
Народ славен своими выдающимися людьми, ибо они есть его ум и гордость.
Великий ученый, основатель социальной психологии Гюстав Лебон, чьи труды которого были настольной книгой всех правителей ХХ столетия, утверждал:
– народ славен и велик не количеством масс, но единицами, выдающимися людьми, то есть, народ может быть не столь многочислен населением, но обладание многими талантами позволит ему войти в ряд цивилизованных и, быть может, великих народов.
И здесь, в этом аспекте, мы сталкиваемся с одним обстоятельством, которое я назвал бы определяющим для народов в установлении их значимости во всеобщем движении нашей цивилизации.
Это умение самого народа, масс определять особые одаренности своих сородичей и ПРИЗНАВАТЬ их. Без такой способности народа любой талант зачахнет, что, скорее всего, вызовет печальные последствия и для самого народа.
Первый талант появился в доисторическую эру. Он привязал острый камень к палке, и так появился первый инструмент, так был сделан первый шаг к великой человеческой цивилизации. Но это изобретение доисторического человека ничего бы не стоило, а мы так и не вышли из пещер, если бы предки наши не оценили это изобретение своего одаренного брата, выдающаяся способность которого определила начало становления человечества. Это был homo habilus – человек умелый.
К чему это?
К тому, что мы, якутский народ (или, как мы называем себя – саха), умеем ли находить, признавать свои таланты, и ценить их?
Думаю, не в полной мере.
Вот для того, чтобы человек был признан действительно талантливым и выдающимся, вначале его способности должны быть признаны за пределами республики. Получается, что мы сами не очень-то можем определить, обладает ли талантом наш сородич, соответственно, и признать его.
Я это, конечно, не утверждаю с полной уверенностью, иначе, вообще, эту статью не писал бы, однако история с Сахатеатром, его, можно сказать, всемирной славой, заставляет задуматься. Признание Сахатеатру, его режиссеру Борисову Андрею пришло только после того, как он и его товарищи были удостоены (по-моему, первыми в сфере искусства) Государственной премии СССР, и не по представлению нашей республики, а Грузии и, если не ошибаюсь с одобрения самого Чингиза Айтматова. А спектакль шел на сцене якутского театра, полагаю, не несколько месяцев…И мы, что, сами не могли подать заявку?
Но перейду к делу, ради чего обращаюсь к своим землякам.
Меня, пожалуй, как и всех, восхищает умение мастера делать всё лучше других, так, как никто иной не может. Это, считаю, есть проявление таланта. Истинного таланта от природы, который доставляет зрителям радость и гордость за собрата.
Но каждого отличает его увлечение, которое и определяет его тягу к тому или иному изделию человеческих рук, творению человеческого ума, вызывая восхищение мастерством творца. Я, например, интересуюсь искусством, в первую очередь, живописью – станковой живописью. Потому я люблю рисовать, не претендуя на признание, как художник. Это мое, так сказать, хобби.
Прошу читателей посмотреть несколько моих рисунков. Думаю, не столь плохи для любителя. Потому полагаю, что я, все-таки, более или менее разбираюсь в живописи и способен отличить поделку от настоящего проявления таланта.
Я не поклонник примитивизма, абстракционизма, вроде «Черного квадрата» Малевича, вычурности в искусстве, хотя не отрицаю в праве других восторгаться подобными творениями – на цвет и вкус друзей нет или каждый сходит с ума по-своему.
Якутская живопись имеет хорошую историю.
Творения И. Попова, М. Носова, П. Романова, И. Избекова, М. Новикова, М. Лукина, А.Осипова (по праву был признан академиком), П. Собакина, И. Капитонова – я вынужден называть фамилии не современных художников (почему читатель поймет из дальнейшего содержания данной статьи) – действительно могут быть гордостью нашего искусства. Они берут начало из реализма, из лучших традиций русской школы живописи, прославленной картинами Репина, Коровина, Серова, Крамского…
Однако в последнее время лично я не видел какое-либо творение якутских художников, которое дало бы понять, что истинное искусство, несмотря на все зигзаги представления о нем, бессмертно. Но недавно я увидел картины одной девушки, что, скажу честно, очень обрадовало меня. Все-таки, никакие поветрия неподвластны над талантом. Искусство вечно, как и талант.
Сами посмотрите. Прилагаю фотографии.
Полагаю, что среди читателей найдутся такие, которые согласятся с моей оценкой, что так напишет (имею в виду картины) не каждый.
Картины девушки относятся к той школе живописи, которая прославила русское искусство во всем мире работами таких художников, как Репин, Суриков, Коровин… И среди этих прославленных художников есть женщина – Серебрякова, о которой я вспомнил, когда увидел картины нашей девушки.
Зинаида Серебрякова была одной из ПЕРВЫХ женщин-живописцев. Она родилась в семье известных архитекторов Бенуа-Лансере, но все равно без поддержки (поскольку она была женщиной, а женщина-художник в ту пору было явлением непривычным, но, быть может, и в наши дни) маститых художников, общественности ее имя вряд ли засверкало бы, прославляя русскую живопись.
Между тем, талант это – не только дар одного человека. Это сокровище всего народа, его достояние. Но тут есть один, так сказать, нюанс. Народу, нам надо суметь увидеть и открыть талант своих детей.
Так что, для того, чтобы талант нашей девушки вспыхнул яркой звездой, ей нужно наше признание. Отсюда и поддержка соответствующих структур – Союза художников, Худфонда, музеев республики. А как, и в чем это выражается, они сами хорошо знают.
Имя девушки – Слепцова Елена Андреевна, дипломированный художник-живописец, выпускник Арктического государственного института культуры и искусства.
Умение открывать таланты, как опора своим способным, выдающимся сынам и дочерям, нужно, в первую очередь, самому народу, чтобы быть равным в среде цивилизованных.
***
Валерий МЕКУМЯНОВ.
Бай, Мөкүмээнэп хантан күөрэйдэ?
красота, Сталина возьму!