Курс валют
$
92.51
0.79
98.91
0.65
Курс валют
Курс валют
$
92.51
0.79
98.91
0.65
Меню
Поиск по сайту

Авиакатастрофу в Кобяйском улусе можно было предотвратить

08.10.2019 15:18 5
Авиакатастрофу в Кобяйском улусе можно было предотвратить

30 августа 2019 года в высокогорной местности над Кобяйским улусом потерпел крушение самолёт Ан-2, принадлежащий частному предприятию ООО “Техсервис”.

В первые дни региональная пресса писала, что самолет принадлежал некой компании “Авиаспектр”. Но в реестре перечня предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров и груза, компании с подобным названием нет. Поэтому возникло подозрение, что прессу нарочно водят за нос, указывая на несуществующую компанию. Видимо, владелец самолета был весьма влиятельным человеком, что его имя тщательно скрывалось. Так оно и вышло.

Журналистам Aartyk удалось установить истинных хозяев Ан-2. Самолет принадлежал ООО “Техсервис”, владельцем которого является серый кардинал “клана Чичигинаровых” – Сергей Кривошапкин. Сергей Кривошапкин, бывший глава Оленекского улуса, экс-хирург Олекминской центральной районной больницы. Также н является родным братом жены Вл. Чичигинарова, народного депутата ГС РС(Я) шестого созыва, который проходит пока свидетелем по уголовному делу “картельного сговора” поставки лекарств в медицинские учреждения республики.

В результате авиакатастрофы погибли две молодые женщины, серьезные увечья получил один из членов экипажа. Кому принадлежал самолет, по какому маршруту летел Ан-2, официальной и открытой информации до сих пор нет. Были предположения, что самолет выполнял рейс по заказу “дочки” канадской фирмы АО “Прогноз”, но пресс-служба промышленной компании в лице Ек. Кривогорницыной впала в истерику, отрицая сей факт. По данным наших инсайдеров, АО “Прогноз” ранее неоднократно пользовалось услугами ООО “Техсервис”, но, видимо, не в этот раз.

Вторым предполагаемым заказчиком рейса была названа администрация Кобяйского улуса. Глава Иван Левин в комментарии Aartyk, в отличие от “Прогноза”, без истерики, но тоже не подтвердил факт заказа рейса:

“Ан-2 улусная администрация не заказывала, самолет летел по частному заказу”.

Судя по ранним публикациям в СМИ, частные авиакомпании могут оказывать услуги кому угодно – и частнику, и большим компаниям – были бы деньги. Большинство таких авиаперевозчиков осуществляет свою деятельность нелегально. Но почему люди и довольно небедные компании пользуются услугами нелегалов, пиратов от малой авиации, рискуя своей жизнью и здоровьем близких, своих сотрудников, имущества? Ответ на вопрос кроется только в цене.

В отличие от тех, кто осуществляет полеты легально, у нелегалов цены дешевле. Каждый раз пользуясь услугами нелегальных перевозчиков люди рискуют, долетит ли “алюминиевая бочка с двигателем”, без прибора, навигатора от пункта А до пункта Б. И каждый раз на кону жизнь и здоровье человека.

Кривошапкину в Якутии дозволено если не все, то очень многое. Прокуратура, транспортная полиция, муниципальная, республиканская власти тщательно охраняют и оберегают от любых “посягательств” сомнительный бизнес Сергея Кривошапкина. До того охраняли и оберегали, что сразу две семьи в одночасье лишились мам, жен, дочерей. Неужели жизнь человека так обесценилась? Неужели нельзя было предотвратить трагедию? Как оказалось, была возможность и не одна.

***

О расцвете нелегальной авиаперевозки в Якутии первым сделал сюжет НВК “Саха” в июне 2015 года. Самолет нелегального перевозчика был арестован сотрудниками УФСБ Якутии. В 2017 году один из дальневосточных изданий писал, как устроена нелегальная авиация в Якутии:

“Они летают на советских кукурузниках — порой без приборов и по навигатору в телефоне, а о рейсах сообщают по WhatsApp. Они не выпишут билет, не застрахуют полёт, зато могут доставить вас куда угодно. Пилоты-самоучки, бывшие полицейские, добытчики мамонтовой кости и даже учитель музыки. После штрафов, судов и облав ФСБ они продолжают летать”, – писал dv.land.

В той же статье автор цитировал слова председателя ассоциации малой авиации Якутии Ивана Лукина, настаивающего, что условия работы нелегалов могут привести к катастрофе:

«Я их называю партизанами — летают на свой страх и риск. Я их предупредил: не дай бог, они где-то вынужденно сядут с отказом двигателя, не дай бог, причинят тяжкие телесные повреждения или кого-нибудь убьют».

И вот это самое страшное, о чем предупреждал два года назад Лукин, случилось 30 августа 2019 года в Кобяйском улусе. Не стало сразу двух человек, не считая полученных травм других участников нелегального перелета.

О том, что бизнесмен Кривошапкин занимается нелегальной перевозкой пассажиров и коммерческого груза, били тревогу давно. Как выяснилось, пиратов от малой авиации, которые порой летают на “алюминиевых бочках с двигателем” (с напрочь убитыми приборами), призывал пресекать надзорным органам и депутат Ил Тумэна Петр Аммосов. Но его тоже игнорировали. Если правоохранительные органы игнорируют обращения даже представителя высшего законодательного органа республики, то, что и говорить о претензиях простых смертных? Погибли люди? Но вы сами виноваты, зачем надо было доверять нелегалам…

В газете “Туймаада” 19 сентября вышло интервью с депутатом ГС РС(Я) Петром Аммосовым. Выяснилось, что Аммосов еще в начале года с депутатским запросом обращался в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру, администрацию ГО “город Якутск”, городскую и республиканскую прокуратуры, чтобы те дали правовую оценку на нелегальный бизнес по авиаперевозке пассажиров и груза ООО “Техсервис” Сергея Кривошапкина.

Но, по словам народного депутата, переписка с надзорными органами, с муниципальной властью все время заканчивалась отписками:

“Переписка по контролю этой странной фирмы Кривошапкина с органами прокуратуры ведётся почти год. Одни отписки, переписки. В конце письма обязательная дежурная отписка: если вы с этим не согласны, вы можете обжаловать вышестоящему прокурору или обратиться в суд. Правда, странная реакция?”- говорит Аммосов в интервью.

Далее депутат обвиняет надзорные органы в причастности к гибели двух молодых женщин – если бы они среагировали на сигналы, трагедии можно было избежать. А ведь он прав. О нелегалах, пиратах от малой авиации журналисты пишут, нельзя сказать, что пресса замалчивает об этом. Но вот, реакции на эти публикации у правоохранительных органов нет. Как только речь заходит о господине Кривошапкине, у силовиков отнимаются силы… Прямо какое-то удивительно коллективное бессилие!

“Ведь сигналы от меня были, притом не один раз. Писем было достаточно много и по аэродрому, и по технической части, есть ли лицензия на осуществление перевозки людей, груза, имеет ли лётный состав допуск к полетам.. Вообще, имеют ли право самолёты Кривошапкина базироваться на землях сельхозугодий?” – рассказывает историю обращений в надзорные органы депутат Аммосов.

“Даже вот сейчас акционерное общество «Якутскгеология» на самолетах ООО «Восход» (владелец Фалеев Юрий Львович) возит своих людей на работу по сертификату-эксплуатанта. А это категорически запрещено. Сертификат-эксплуатанта авиационных работ действует только на определенные работы. Это – облёт, санавиация, парашютные прыжки, сельхозработы и не более. Авиаперевозки грузов и тем более пассажиров по сертификату-эксплуатанта запрещены законом, коммерческий сертификат в нашем регионе есть только у одного предприятия, и как я знаю, это не у ООО «Восход»”, – говорит Аммосов в интервью.

Площадка в районе «Ус Хатына», где базировались самолеты Кривошапкина, не зарегистрирована, не было аэронавигационного паспорта, так как эти земли исконно относятся к землям сельхозугодий.

“Были грубые нарушения по экипажу. Почти все они не имели врачебных допусков и дополнительной переквалификации на самолеты АН-2. Даже у водителей автомобилей сейчас требуют врачебный допуск”, – возмущается депутат.

По нашим сведениям, теперь всю вину в авиакатастрофе вынуждают брать на себя одному пилоту, управлявшему злосчастным самолетом. У пилота, как рассказал “Туймааде” Аммосов, не было соответствующих документов на право перевозить пассажиров и груз, у самого воздушного суда тоже.

Поэтому, чтобы отвести владельца от ответственности, придумали под суд подвести пилота: угнал самолет, разбил, и при этом погибли люди. За сколько или за что так подставляется летчик, неизвестно. Известно, что этот пилот ранее работал в авиакомпании “Полярные авиалинии”, уволился оттуда после совершения опять же (!) жесткой посадки. Видимо, все-таки не из того места росли руки у этого летчика. От таких госкомпании избавляются, а нелегалы их подбирают.

Что самое удивительное, говорят, Кривошапкин, несмотря на то, что по вине его пилота погибли люди, продолжает предоставлять услуги авиаперевозок. Может, у него, как у бывшего хирурга, чувствительная реакция на смерть человека атрофирована?

Насчет базирования его самолетов в районе “Ус Хатына” Кривошапкин и тут умело обвел надзорные органы вокруг пальца – предоставил им справку, что, дескать, свои “антошки” он ставит в Намском частном аэродроме, у которого с документами все в порядке. Хозяин данного аэродрома, говорят, был весьма удивлен, узнав, что на его территории без его согласия и ведома базируются самолеты Кривошапкина.

Откуда справка, и почему транспортная полиция вкупе с прокуратурой не проверили подлинность справки, так легко поверив Кривошапкину? Сильно хотели поверить?

Неужели даже гибель людей не остановит бывшего хирурга от опасного для жизни других людей организацию нелегального бизнеса по авиаперевозкам? Неужели даже после трагедии 30 августа силовые структуры будут закрывать глаза на воздушный беспредел экс-хирурга, бывшего главы северного улуса?

***

Прокопий ФЕДОРОВ,

Aartyk.Ru

 

Обсуждение • 5

Добавить комментарий
  1. Хэх

    Крыша Кривошапкина не течет.

  2. Мария

    Соболезную родным и близким погибших.

  3. Человек с тундры

    Птенцы гнезда Сергеева: Владимир Ильич, Иван Иванович и др… А некоторые друзья “никому не подчиняются, кроме закона…”

  4. Спасибо редакции за открытость

    Когда этот беспредел закончится?! Пожелаем успехов газете и единственному принципиальному и честному депутату Пётру Аммосову в борьбе с коррупцией, кумовством и преступной безответственностью бизнесменов, которые ради денег готовы жертвовать жизнью людей!

  5. Серапион

    Все это происходит на фоне общего упадка малой авиации в Якутии (да и вообще в стране). Единственный легальный авиаперевозчик в этой сфере – Полярные Авиалинии. Но они ломят такую цену, что пользователи ее просто экономически не выдержат, заставь их силой отказаться от других, менее легальных альтернатив. Бизнесы из улусов, где требуется авиалогистика, просто уйдут. Вот и получается: либо какой-никакой бизнес и экономика, но при высоких рисках и основанная на сомнительной легальности услугах перевозчиков, либо уменьшение экономической активности в улусах, где и так не все экономически благополучно.

Оставить комментарий