«ХВАТАЙТЕ ИХ!»
Новый скандал вокруг тарифной политики «Якутской топливно-энергетической компании» ставит непростые вопросы, поиск ответов на которые особенно актуален в свете разгорающейся войны значительной части общественности республики против планов ЯТЭК по строительству в Заречье химзавода
ПЕРВЫЙ ВОПРОС — КТО СОБСТВЕННИКИ ЯТЭК?
Казалось бы, ответ всем давно известен: братья Зиявудин и Магомед МАГОМЕДОВЫ из славной Республики Дагестан.
Но не так все просто.
ООО «Инвестор» (владелец — глава группы компаний «Сумма» Зиявудин Гаджиевич МАГОМЕДОВ) контролирует 82,06% акций ЯТЭК.
ООО «Наутилус» (владелец и генеральный директор — Инна Валерьевна ГУЖЕКЕВА) принадлежит 8,53%.
Rantecho Investments Ltd (зарегистрированная в Кипре офшорная компания) — 7,5%.
Остальные 1,91% несущественны, часть находится в свободной продаже.
ООО «Наутилус» официально зарегистрировано по адресу: г. Москва, ул. Промышленная, 11/3.
ООО «Наутилус» было зарегистрировано 26 декабря 2006 года.
Первым владельцем и генеральным директором был Владимир Алексеевич ШЕЛЕХОВ из Адыгеи. Потом его сменила уроженка Кабардино-Балкарии Инна ГУЖЕКЕВА
14 апреля 2005 года ООО «Славия», учредителем которого была зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания Masterbrend Investments Ltd, выкупила акции ОАО «Якутгазпром».
11 ноября 2006 года Департамент экономической безопасности МВД России вынес постановление № 06/218 об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в связи с фактом мошенничества по данному приобретению акций «Якутгазпрома»: акции должно было купить учрежденное АК «АЛРОСА» ООО «Славия», а перехватило совсем другое ООО «Славия», спешно созданное в марте 2005 года.
Вдруг 26 декабря 2006 года возникло ООО «Наутилус». И оперативно-розыскные мероприятия по проверке вероятного мошенничества по приобретению акций «Якутгазпрома» было закрыто 27 декабря 2006 года. Как вы думаете — простое совпадение?
В одном только 2015 году чистая прибыль, после уплаты всех налогов, ООО «Наутилус» составила 121,229 миллиона рублей. Ежемесячно — чуть больше 10 миллионов. Какая-то часть могла уйти на оплату услуг Инны ГУКЕЖЕВОЙ (но в бухгалтерском отчете написано, что «управленческие расходы» составили 0 рублей).
Остальные миллионы — истинным владельцам ООО «Наутилус». И это не МАГОМЕДОВЫ, они берут свое через ООО «Инвестор».
Некоторые люди могут думать, что 120 миллионов за год — мелочь для персон федерального уровня.
Но напомним, что всего за 500 тысяч долларов взятки были арестованы генералы Следственного комитета Михаил МАКСИМЕНКО, Денис НИКАНДРОВ и Александр ЛАМОНОВ. В день задержания эти 500 тысяч долларов составляли по тогдашнему курсу 31,558 миллионов рублей.
А вот по Rantecho Investments Ltd пришлось серьезно покопаться.
Конечно, можно было бы озвучить имена и фамилии подлинных бенефициаров ООО «Наутилус» и Rantecho Investments Ltd, с оговоркой, например, «как нам кажется», чтобы не подали в суд.
Но не станем.
Не из-за боязни. Просто это ничего не даст.
По иронии ситуации, именно в «Наутилусе» на Лубянской площади один осведомленный человек подтвердил итоги наших расследований, кто стоит за ООО «Наутилус» и за Rantecho Investments Ltd. Получается, они известны. Надо полагать, и на самом верху тоже знают.
Посмотрим, примерно сколько дивидендов получили бенефициары ООО «Наутилус» и Rantecho Investments Ltd за последние годы.
2014 год: ООО «Наутилус» — 100,235 миллионов рублей, Rantecho Investments Ltd — 88,131 миллионов рублей.
2015 год: ООО «Наутилус» — 86,240 миллионов рублей, Rantecho Investments Ltd — 75,827 миллионов рублей.
2016 год: ООО «Наутилус» — 54,269 миллиона рублей, Rantecho Investments Ltd — 47,716 миллионов рублей.
Снижение дивидендов объясняют ростом долгов ЯТЭК.
При этом надо учесть, что дивиденды не были единственным источником доходов бенефициаров ООО «Наутилус» и Rantecho Investments Ltd. К примеру, в 2015 году совокупная прибыль ООО «Наутилус» составила 121,229 миллиона рублей.
Также в апреле 2016 года ООО «Наутилус» взяло у ЯТЭК кредит на сумму 320 миллионов рублей, которые, насколько можно судить из финансовой отчетности ЯТЭК, до сих пор не возвращены и будет ли этот долг вообще погашен — неизвестно.
Точно так же ЯТЭК регулярно выдает займы ООО «Группа Сумма» и ООО «Инвестор» на сотни миллионов рублей (всего — на сумму 993,5 миллиона рублей), а вообще все займы выданные ЯТЭКом различным структурам, составили 1,503 миллиарда рублей, сроки возврата которых все время продлеваются.
Может, ЯТЭК выдает супервыгодные займы?
Посмотрим самый последний кредит ЯТЭК, выданный ООО «Инвестор» в июне 2017 года на сумму 271,4 миллион рублей — выдан под 0,01% годовых.
При этом ЯТЭК получает в банках огромные коммерческие кредиты под проценты, которые в тысячу с лишним раз выше этих 0,01% годовых.
Впрочем, об этих финансовых операциях, больше похожих на аферы — потом.
ВТОРОЙ ВОПРОС — КРЕПКА ЛИ КРЫША МАГОМЕДОВЫХ?
Принято считать, что у братьев МАГОМЕДОВЫХ тесные связи с Председателем Правительства России Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ, с его первым заместителем Игорем ШУВАЛОВЫМ, с другим его заместителем Аркадием ДВОРКОВИЧЕМ.
Но в последние месяцы эти связи, если они действительно являлись весьма тесными и доверительными, начали разрушаться, особенно после визита Владимира ПУТИНА в Калининград в августе 2017 года.
Признаки размолвок наблюдались и раньше, августовский жесткий разнос Президента России стал катализатором.
В сентябре 2014 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) заключила договор со входящей в группу «Сумма» Зиявудина МАГОМЕДОВА ООО «Стройновация» на сумму 3,2 миллиарда рублей на строительство аэродрома в «Храброво» (Калининград), входящего в программу подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
В июле 2016 года Игорь ШУВАЛОВ угрожал разорвать контракт с ООО «Стройновация».
В августе 2016 года Росавиация в одностороннем порядке расторгла контракт, так как компания МАГОМЕДОВА отставала от сроков на девять месяцев.
Авиаотрасль курирует Аркадий ДВОРКОВИЧ, о чем вся страна узнала, когда Владимир ПУТИН обрушился с резкой критикой на него в связи с крахом авиаперевозчика «ВИМ-Авиа».
Но и ДВОРКОВИЧ ничем не смог помочь МАГОМЕДОВУ. Как утверждали в Росавиации, «Стройновация» не отработала даже аванс — 700 миллионов рублей, на момент расторжения контракта Росавиация приняла работы только на 592 миллионов рублей.
18 июля 2017 года Девятый арбитражный апелляционный суд отказал «Стройновации» в иске к Росавиации.
На этом беды МАГОМЕДОВА не закончились.
26 мая 2017 года Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» аннулировало контракт со «Стройновацией» на реконструкцию федеральной трассы Р-217 «Кавказ». Стоимость дагестанского участка договора составляет 4,01 миллиарда рублей. За эти 4 миллиарда планировалось реконструировать 12 километров дорог (промежуток с 805-го по 817-й километр), т.е. каждый километр стоил бы 334,2 миллиона рублей. Некоторые могут подумать, что Дагестан — горная страна, дорога также небось высокогорная, поэтому так дорого. Нет, участок трассы Р-217 (бывшая М-29) с 805-го по 817-й километр пролегает по равнинным местам.
Сейчас МАГОМЕДОВ судится, одержал промежуточную победу — 8 августа 2017 года суд признал незаконным решение Управления федеральных автомобильных дорог «Кавказ» о расторжении контракта. Как считают некоторые, оказавший поддержку МАГОМЕДОВЫМ в данном споре Глава Республики Дагестан Рамазан АБДУЛАТИПОВ был снят с должности 8 октября 2017 года. А ведь у них был серьезный конфликт, но они решили помириться. И чем это обернулось АБДУЛАТИПОВУ?
Федеральное дорожное агентство заявило, что будет обжаловать решение суда.
Такие крупные федеральные инфраструктурные проекты, как реконструкция трассы Р-217, курирует Игорь ШУВАЛОВ.
Вероятно, не без его помощи Федеральное агентство железнодорожного транспорта в 2011 году заключило договор с ООО «Стройновация» на проектирование и строительство 147-километрового участка железнодорожной ветки Кызыл — Курагино стоимостью 44,3 миллиарда рублей.
В 2012 году ШУВАЛОВ поручил Министерству транспорта России и другим контролирующим органам проверить, как идет строительство дороги. После госаудита выяснилось, что «Стройновация», получив 5,4 миллиардов рублей от государства, не выполнила своих обязательств.
В 2013 году контракт был расторгнут, со «Стройновации» взыскали более 5 миллиардов рублей.
3 июля 2017 года Информационное агентство RNS сообщало со ссылкой на руководство Федерального дорожного агентства, что в стадии расторжения в настоящее время находятся еще два контракта со «Стройновацией»: реконструкция трассы М-8 «Холмогоры» (стоимость — 7,28 миллиардов рублей) и строительство путепровода через железную дорогу на 22-м км автомобильной дороги А-260 Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной (стоимость — 1,3 миллиард рублей).
Агентству RNS в Федеральном дорожном агентстве сообщили: «По объекту реконструкции трассы М-8 “Холмогоры” в январе 2017 года государственным заказчиком инициирована процедура расторжения контракта в судебном порядке, которая в настоящее время продолжается. По объекту на трассе “Кавказ” контракт уже расторгнут. По объекту на трассе А-260 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения государственного контракта. По всем объектам ведется претензионная работа в отношении компании “Стройновация” в части взыскания штрафных санкций за нарушение сроков производства работ».
Злоключения МАГОМЕДОВА с Калининградом все еще продолжаются — в июня 2017 года в калининградском офисе дочерней структуры Группы «Сумма» АО «ГлобалЭлектроСервис» прошли обыски.
Правоохранительные органы выявили масштабное хищение бюджетных средств при подготовке площадки под строительство стадиона «Арена Балтика» к Чемпионату мира по футболу в Калининграде. Предполагаемый ущерб, нанесенный государству, оценивается в 500 миллионов рублей.
В 2014 году «ГлобалЭлектроСервис» получил подряд на инженерную подготовку участка под стадион «Арена Балтика». Стоимость контракта составила 850 млн руб. Следственные органы заподозрили дочку «Суммы» в завышении объема выполненных работ на 500 миллионов рублей. Также из-за некачественно выполненных работ по инженерной подготовке острова Октябрьский, который выбрали под строительства «Арены Балтика», сроки сдачи стадиона были перенесены.
Как видим, крыша у МАГОМЕДОВЫХ не просто протекла, а почти сорвана ураганом.
ТРЕТИЙ ВОПРОС — А ЧТО ТАМ С ГРЭС-2?
Наверное, не все знают, что МАГОМЕДОВЫ в Якутии не только владеют ЯТЭК, но и участвуют в строительстве первой очереди ГРЭС-2.
Та самая компания «ГлобалЭлектроСервис», которую заподозрили в хищении полмиллиарда рублей, имеет по крайней мере три крупных контракта по строительству ГРЭС-2 на общую сумму 4,567 миллиарда рублей, причем некоторые утверждают, что есть еще несколько контрактов субподряда.
Злоключения ГРЭС-2 всем известны — многократно переносились сроки ввода в строй, после запуска станции несколько раз грохались турбины.
Не утверждаем, что всему виной принадлежащая МАГОМЕДОВЫМ компания «ГлобалЭлектроСервис», но если у их компаний везде от Тувы до Калининграда были проблемы, то почему вдруг Якутск стал бы исключением?
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС — ПРАВ ЛИ МАКСИМОВ?
Наконец, подходим к главной теме данной статьи.
Недавно оппозиционный политик Афанасий МАКСИМОВ опубликовал свое обращение в Следственное управление Следственного комитета России по Республике Саха (Якутия).
Безусловно, это обращение с требованием привлечь к ответственности Главу Республики Саха (Якутия) Егора БОРИСОВА — просто политический ход со стороны МАКСИМОВА.
Но если отбросить в сторону очевидный пиар-смысл акции, то заинтересовало приложенное к заявлению МАКСИМОВА письмо Счетной палаты Республики Саха (Якутия).
Из данного письма следует, что Счетные палаты Якутии и России выявили — только за три года ЯТЭК фактически, как можно понять, «сэкономил» и направил на другие цели 665,9 миллионов рублей, полученных за счет инвестиционной составляющей тарифов.
Эти деньги ЯТЭК была обязана направить на инвестиции в основное производство, но не сделала этого.
Зато мы видели, как ЯТЭК щедро выдавал и дает не возвращенные до сих пор кредиты ООО «Инвестор», ООО «Наутилус» и другим структурам, причем большей частью под 0,01% годовых.
В итоге изношенность объектов газодобычи составила примерно 84%.
И это только в период 2011-2013 годов.
Как было после 2013 года — вопрос открытый.
Этот тарифный скандал показывает — ЯТЭК за счет инвестиционной части тарифов получала сотни миллионов рублей.
И ЯТЭК должна была как-то скрыть все это.
А как?
Считается, что именно воры, судорожно засовывая за пазуху украденное и удирая с места хищения, громко орут: «Держите вора!».
По опять-таки «странному совпадению» именно в то время, когда ЯТЭК получала сотни миллионов по завышенным тарифам и куда-то девала их, только не в производство, сайт «Якутия.инфо» начал непрерывно печатать материалы, что в другой газовой компании — в «Сахатранснефтегазе» (СТНГ) завышают тарифы.
Вам это ничего не напоминает?
Почему вдруг «Якутия.инфо», в которой очень щедро публикуется реклама ЯТЭК и размещены почти сотни материалов с дифирамбами в адрес ЯТЭК, начала кричать, указывая на других: «Хватайте их!»?
Причем, аргументы «Якутия.инфо» о завышенных тарифах СТНГ крайне примитивны.
Например, пишут, что «платим за газ больше, чем в братской Белоруссии, которая сама голубое топливо не добывает, а покупает его у России».
На днях некая Ирина ВЫСОКИХ, у которой то ли куча дипломов о высшем образовании, то ли фактически нет ни одной (мы об этом писали несколько раз), также говорит в «Якутия.инфо»: «жители Якутии живут на земле, где добывается газ, но платят за него больше, чем в Белоруссии».
Ответ на такие вопросы, вероятно, продиктованные недостатком качественного образования у некоторых, очевиден любому здравомыслящему человеку:
«Белоруссия сейчас закупает из России около 20 миллиардов кубометров газа, в Белоруссии живет 9,5 миллионов человек, практически все они пользуются газом — там очень развитая газотранспортная система. И это не считая масштабного использования газа на промышленных предприятиях и электростанциях.Причем площадь Белоруссии — всего 207,6 тысяч квадратных километров, расходы на транспортировку газа до многочисленных потребителей многократно ниже. Поэтому сравнивать условия Белоруссии и Якутии могут только крайне некомпетентные или очень субъективно замотивированные лица.Если бы в Якутии было 9 миллионов потребителей газа и десятки крупных газохимических заводов по производству пластмасс и минеральных удобрений, как в Белоруссии, то тарифы у нас были бы, конечно, значительно ниже.Не забудем также, что через Белоруссию транспортируется в Европу около 45 миллиардов кубометров газа, и за счет тарифов на перекачку сильно снижаются внутренние цены на газ».
ПЯТЫЙ ВОПРОС — ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ХИМЗАВОД ПОСТРОЯТ?
Тема химзавода, как увидим, опять-таки тесно связана с тарифами.
Сначала вопрос: вы что, уверены, что эти МАГОМЕДОВЫ реально собираются построить химзавод?
Те самые МАГОМЕДОВЫ, у которых начали лопаться госконтракты на общую сумму в десятки миллиардов рублей?
Те самые МАГОМЕДОВЫ, у которых фактически ни один крупный строительный проект нормально не реализован и не завершен?
Те самые МАГОМЕДОВЫ, у которых крыша прорвалась и на них хлынул поток исков на миллиарды, а силовики начали обыскивать их офисы и арестовывать их сотрудников?
Вы читали, как лихорадочно МАГОМЕДОВЫ пытаются распродавать свои крупнейшие федеральные активы?
В Якутии тоже продают — в октябре 2017 года ЯТЭК продала Иркутской нефтяной компании свой Мирнинский нефтяной участок всего за 60 миллионов долларов. А ведь совсем недавно торжественно обещали, что это месторождение вскоре будет приносить доход в 100 миллионов долларов в год, а к 2021 году — более 400 миллионов долларов в год.
Тогда зачем МАГОМЕДОВЫ подняли такой шум, что якобы собираются построить завод стоимостью свыше миллиарда долларов?
ШЕСТОЙ ВОПРОС — ВЫ ЗНАЕТЕ О РЕШЕНИИ ФАС РОССИИ?
Ответ кроется в решении Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2017 года, по которому открыто дело о прекращении государственного регулирования деятельности ЯТЭК как субъекта естественной монополии.
Если объяснить просто — с апреля 2018 года государственное регулирование тарифов ЯТЭК может быть прекращено.
И ЯТЭК сможет самостоятельно, без согласования ни с какими властями — республиканскими или федеральными — сама решать, по каким ценам продавать газ.
Захочет поднять цену — никто не сможет запретить.
Конечно, нужно весомое основание для повышения тарифов.
Вот и придумали — якобы начнут строить химзавод.
Стоимостью свыше миллиарда долларов, причем с удивительной легкостью растет цифра — вчера говорили о миллиарде, сегодня — о полутора миллиардах, завтра — о двух миллиардах. Потом легко дойдут до трех миллиардов долларов.
Для финансирования такого гигантского проекта обязательно нужно вводить инвестиционную составляющую тарифа — чтобы ежегодно собирать миллиарды рублей.
И под это основание повысят тарифы, вам так не кажется?
Сам химзавод, конечно, ЯТЭК вообще не собирается строить. Поэтому только один доблестный боец Афанасий ЕГОРОВ надрывается, руководство ЯТЭК всего лишь опубликовало на малопосещаемом сайте невнятные интервью.
Будут долго делать, затем перерабатывать «с учетом мнения властей и населения» проект химзавода, потом станут дорабатывать. Пройдут годы, а тарифы будут постепенно повышаться — якобы для инвестирования в этот суперпроект.
Выручка будет, если судить по обычной практике ЯТЭК, выводиться в ООО «Инвестор», в ООО «Наутилус» и в другие структуры в виде займов под 0,01% годовых на длительные сроки. Деятельность самой же ЯТЭК будет, вероятно, подпитываться за счет кредитов.
По итогам 2016 года ЯТЭК накопила долгов на сумму 8,360 миллиардов рублей, поскольку финансируется не за счет своих доходов (они сразу выводятся), а за счет банковских кредитов.
Тест из элементарной логики — какой хозяин, если серьезно хочет построить какой-то крупный объект, будет загонять базовое предприятие в долги? Наоборот, он будет финансово оздоровлять это предприятие, которое будет потом привлекать инвестиции в строительство объекта.
СЕДЬМОЙ ВОПРОС — А ЧТО ВЛАСТИ?
Журналист Виталий ОБЕДИН с удивлением констатирует — за проект впряглись преимущественно власти республики, сами же ЯТЭК и Группа «Сумма» фактически отстранились, только время от времени вбрасывают очевидную дезинформацию — якобы заключают какие-то договора с какими-то иностранными фирмами на какие-то проектные работы.
Точно так же компании МАГОМЕДОВЫХ делали, когда изображали бурную деятельность по строительству различных гигантских объектов, а в итоге оказывалось, что реально ничего не сделали — почитайте об этом в федеральных изданиях, причем в самых солидных — в «Коммерсанте», «Форбсе», «Ведомостях».
Тогда почему власти с таким рвением защищают проект строительства химзавода?
Неужели они сговорились с МАГОМЕДОВЫМИ?
Нет, конечно.
Просто властям очень хочется верить в реальность этого проекта, хотя от него за 4884 километра (расстояние от Якутска до Москвы по прямой) пахнет «Панамской аферой».
В истории Якутии уже был такой прецедент.
В свое время ушлый Анатолий ЧУБАЙС захотел передать мощную Нерюнгринскую ГРЭС в ведение РАО «Энергетические системы Востока».
А вот как это сделать?
ЧУБАЙС придумал — на то он и ЧУБАЙС.
Он зачастил в Якутию, начал уверять Вячеслава ШТЫРОВА, что начнут реализовывать проект строительства Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса — каскада ГЭС на реках Учур, Тимптон, Алдан и Олекма, всего 9 ГЭС общей мощностью более 9000 МВт, среднегодовой выработкой около 40 млрд кВт/ч.
Были презентации, слушания, заключались договора на проектирование (причем, за счет Якутии, естественно).
ШТЫРОВ поверил.
Отдал Нерюнгринскую ГРЭС.
ЧУБАЙС больше ему не звонил, на звонки не отвечал…
***
Прокопий ФЕДОРОВ,
Aartyk.Ru.
Надо побыстрее посадить этих Магомедовых!
Вот сижу думаю, сколько еще нам предстоит узнать о “делах” Штырова? А по наследству оставшихся и в последнее время президентства совместного ведения этих “дел” с БЕА?
Что и требовалось доказать…
Надо эту статью растиражировать на все сайты!!!
Ыстыырап, Андаатар…надоело уже!
Ыстыырап – Это Штыров В.А, а Андаатар (Ондатра) это кто? Поясните пожалуйста?
Надо своих Магомедовых иметь, а не завидовать другим и топить своих, обзывая их. Господа Якуты, у вас говорят отсутствует ген Чингис-хана, а у нас присутствует. Об этом объявила Розалия Бравина, археолог, ДИН, профессор во всеуслышание.
Прокопий, прежде чем что-то писать, вы б хоть включили мозг)) а то смешно выглядите и серезные люди с ухмылкой смотрят на вашу писанину) Чубайс зачастил в Якутию к Михаилу Ефимовичу. И именно Николаев отдал Нерюнгринскую Грэс и не только ее. Он натворил столько дел, чтр до сих пор разгрести не можем. А тут корону на него надели. А корольто голый. Почитайте Артура и все поймете))
Ты совсем идиот?
Вместе с Артуром ваще протух?
Нюркинский ГРЭС отдал Штырь.
Именно к Штырю ездил Чубайс, врал, а твой Артур убеждал Штыря поверить Чубайсу )))
А к Николаеву Чубайс приезжал токо раз и не как глава энергетики, а как чиновник, налоги отбирать.
Видать, у коммуняк мозги совсем протухли
Читайте:
«Нерюнгринская ГРЭС — тепловая электростанция (ГРЭС), расположенная в пгт. Серебряный бор Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), Россия, входит в состав ОАО Дальневосточная генерирующая компания (РАО ЭС Востока) с 2005 года”.
В 2005 году кто был главным в Якутии?
Штыров?
Сидоров?
Петров?
У коммуняк мозги совсем протухли )))
Чубайс приезжал и лично прошелся по всему северу Якутии летом 2001 г. при Николаеве. МЕН лично сопровождал его. Я тому свидетель.
В июне 2001 Чубайс был в Саскылахе, Юрюнг-Хая, Сылгы-Ыытар, Сватай, Среднеколымске , Хонуу и Депутатском.
И чо?
Он инспектировал северные ДЭС.
Все энергетики помним.
Еще тогда Чубайс обещал МЕН кучу денег на северные ДЭС в обмен на Нерюнгринскую ГРЭС.
МЕН отказал.
Нерюнгринскую ГРЭС Штыров отдал Чубайсу в 2005 году.
Поверил, что рыжий прохвост якобы построит ГЭС.
Построил, как же!
Объегорил Штырова и больше в Якутии не появлялся.
Чубайс в Оленьке тоже был летом 2001 г. Значить МЕН виноват, что на Севере энергетика в допотопном состоянии была. А ГЭС, тем более каскад, построить тоже не дали бы – любители и друзья дикой природы, как ныне мешают построить химзавод, добывать РЗМ, томторский НИОБИЙ, алмазы, летать космические корабли над Якутией, строить железные дороги и т. д. Вообще, кроме МЕН-а вам ничего и не надо.