Курс валют
$
76.47
0.61
90.41
0.94
Курс валют
Курс валют
$
76.47
0.61
90.41
0.94
Меню
Поиск по сайту

АК «Якутия» в предбанкротном состоянии?

30.09.2020 10:03 5
АК «Якутия» в предбанкротном состоянии?

На почту редакции Aartyk.Ru поступила информация о финансовом состоянии региональной авиакомпании «Якутия». Из этих документов видно, что у АК «Якутия» серьезные проблемы: предприятие находится на грани банкротства, долги растут как снежный ком, идут судебные тяжбы.

Все мы знаем, что по поручению президента РФ готовится проект создания единой дальневосточной авиакомпании на базе АК «Аврора» (дочки «Аэрофлот»). По первоначальной версии минтранса РФ, в единую авиакомпанию должны были войти все 17 региональных авиакомпаний ДФО, контрольный пакет акций должен был достаться АК «Аврора». Но глава Якутии  Айсен Николаев (читай, Ю.Трутнев) выступил против создания единой компании во главе с «Авророй». Он предложил создать альянс из региональных компаний. На равных условиях с равными правами.

По мнению некоторых экспертов, «альянс» звучит, конечно, красиво, но таит в себе потенциальный конфликт в управлении компанией.

«Каждый акционер с равной долей акций будет пытаться блокировать принятое решение руководства компании каждый раз, когда он посчитает, что ущемляются его права и интересы.  Это, безусловно, будет мешать нормальному функционированию альянса, непременно возникнут проблемы в принятии оперативных решений, в форс-мажорных обстоятельствах. Все 17 региональных авиакомпаний будут тянуть одеяло на себя, в итоге  альянс превратится в телегу, которую тащат лебедь, рак и щука».

Безусловно, решение руководства страны о создании регионального единого перевозчика в ДФО возбудило дикий аппетит всех потенциальных акционеров.  Даже размер ежегодного субсидирования — 30 млрд рублей — говорит о  «сверхкалорийности» проекта.  Поэтому не исключено, что интересанты будут вытаскивать все запрятанные «скелеты» своих конкурентов.

Итак, предоставляем вашему вниманию материал о предбанкротном состоянии якутской авиакомпании. Напоминаем, в связи с пандемией до октября был наложен мораторий на банкротство субъектов бизнеса. Не исключено, что после снятия моратория кредиторы подадут в суд на банкротство АК «Якутия» . Тогда уже и речи не будет, чтобы войти в альянс «на равных условиях», как того требовал Айсен Николаев.

(…) Имея богатейший опыт в освоении новых типов воздушных судов, авиакомпания Якутия, как правопреемник традиций авиации Якутии, в 2006 г. приступила к эксплуатации нового типа самолёта Ан-140, первой и единственной в России!  В общей сложности авиакомпания получила 4 самолёта в финансовый лизинг от «Сбербанк лизинг».  Операционные убытки авиакомпании за период эксплуатации до 2012 г. составили более 3 млрд. рублей. В 2012 эксплуатация самолётов была остановлена, из-за низкой надёжности авиационных двигателей и отсутствием запасных частей. Было выплачено «Сбербанк лизинг»  4 млрд. рублей за досрочное расторжения договора финансового лизинга. Решение о начале эксплуатации  нового типа самолёта АН-140, без поддержки государства, привело к значительным убыткам.

В  декабре 2012 г. Авиакомпания приступила к эксплуатации, второй в России, после ПАО «Аэрофлот»,  нового типа самолёта  SSJ-100. Договор финансового лизинга  на поставку двух самолётов был заключен с лизинговой компанией «ФЛК», которая обанкротилась до поставки самолётов. Первый платеж в размере 150млн. рублей не дошёл до производителя, авиакомпания  вынуждена была взять кредит в том же размере у компаний «Гражданские самолёты Сухого». Впоследствии был заключен договор финансового лизинга с  «ВЭБ лизинг», номинирован в долларах США.

В октябре 2017 г. был заключен договор с ГТЛК на поставку тех самолётов SSJ-100 один из них Б/У (бортовой номер 89021). Который простаивает из-за отсутствия комплектующих запчастей, т.е. финансовой возможности их купить более двух лет (с 12.06.2018 г.), другой самолёт из этой же партии (б.н. 89037) простаивает (03.12.2019).  Несмотря на это в августе 2019 было принято решение и заключен договор на поставку следующего самолёта SSJ, тоже Б/У с неисправными двигателями.

Итог эксплуатации ВС типа SSJ-100, плачевен! Из шести самолётов эксплуатирующихся в  АК Якутия, осталась половина, один самолёт попал в авиационное происшествие (б.н. 89011), два других неисправны из-за отсутствия финансирования.

Убытки от эксплуатации  самолетов SSJ-100 составили более 1 266 000 000 рублей. Удовлетворенные судебные иски составили:

RA-89021 – 362 000 000 рублей. (простаивает).

RA-89035 – 34 000 000 рублей (получен в 2019 г.).

RA – 89037 – 111 000 000 рублей (простаивает).

RA – 89038 – 114 000 000 рублей.

RA – 89011 – 62 000 000  рублей (списан)

RA – 89012 – 171 000 000 рублей.

Не простая ситуация складывается самолетами Bombardier Q-300 из-за высокой стоимости арендной платы, месяц 100 000 долларов в месяц за каждый, а их в авиакомпании четыре, и за низкой надёжности, практически одни из самолётов постоянно находится в неисправном состоянии и используется как «склад запчастей». Кроме того не все аэропорты республики допущены к приему данного типа ВС. Техническое обслуживание самолётов Bombardier выполняет голландская организация «Samco», расходы составляют более 50 000 евро. В итоге задолженность по лизинговым платежам составляет более 239 000 000 рублей.

Самолёт Bombardier находится Q-400 финансовой аренде, арендодатель дочерняя структура компании «ВЭБ лизинг». С 2016 г. самолёт находится на техническом обслуживании в Голландии. Дальнейшей эксплуатации самолет не подлежит, задолженность перед лизингодателем составляет более 389 000 000 рублей.

Не лучше дела обстоят с самолетами Boeing 737-700/800. В парке авиакомпании осталось 5 самолетов.  Один Boeing 737-800 был досрочно передан лизингодателю из-за невозможности окончить плановое техническое обслуживание. Общая задолженность перед лизингодателями  по самолётам Boeing -737 составляет более 303 297 000 рублей

Создание альянса дальневосточных авиакомпании дело очень сложное с точки зрения распределения маршрутов. На данный момент до сих пор не урегулированы взаимоотношения между Авиакомпанией «Аврора» и «Авиакомпанией «Якутия» по выполнению наземного обслуживания в аэропорту г. Южно-Сахалинска, которые вылетают в Японию.

Авиакомпания «Аврора» считает это направление своим и препятствует выполнению этого рейса «Авиакомпанией «Якутия». Конфликт по этому поводу длится уже пять лет и не был решен на уровне авиакомпании, правительств субъектов ДФО и даже на уровне министра транспорта РФ.

Другая конфликтная ситуация сложилась между «Авиакомпанией «Якутия» и «Авиакомпанией «Ир аэро» по использованию маршрутов внутри республики. Ну и на конец не решен вопрос по взаимодействию двух авиакомпаний принадлежащих правительству республики, не до конца урегулирован вопрос по выполнению полётов по внутрирегиональным маршрутам, полёты выполняются как «Авиакомпанией «Якутия», на самолётах Bombardier Q-300, так и «Авиакомпанией «Полярные Авиалинии», на самолётах Ан-24.

Между «Авиакомпанией «АЛРОСА» и «Авиакомпанией «Якутия» отсутствуют какие-либо договоренности по использованию маршрутов и воздушных судов. Яркая выраженность сезонных перевозок в ДФО значительно снижает эффективность использования воздушных судов региональных авиакомпаний, увеличивает затраты на их содержание и техническое обслуживание. Поэтому авиакомпании ведут ожесточённую борьбу за маршруты и пассажира иногда переходя дозволенные рамки.

Создание центра технического обслуживания самолётов на базе производственных площадей авиационно-технической базы  АО «Авиакомпания «Якутия» вызывает вопрос о востребованности такого центра других авиакомпаний региона. А

нгарный комплекс АТБ был построен  1972 (ангар №1) и 1976 (ангар №2)гг. имеет значительный износ и требует значительных капиталовложении для поддержания в работоспособном состоянии. Вместимость двух ангаров составляет 4  самолёта типа SSJ-100, даже существующем парке воздушных судов вызывало проблему размещение самолетов на техническое обслуживание и устранение замечаний.

В силу климатических условий республики обслуживание самолётов  вне ангаров, ограничено летним периодом (6 месяцев), в остальное  время при техническом обслуживании требуется подогрев.

Вторая проблема связана с логистикой поставки запасных частей и комплектующих изделий, минимальный срок доставки запчастей занимает сутки. Ну и самый важный вопрос — это обеспечение технического обслуживания квалифицированным персоналом. На  данный момент в авиакомпании недостаточно технического персонала в Якутске для обслуживания существующего парка воздушных судов авиакомпании, потенциал увеличения практически исчерпан. Длительные отпуска персонала требуют, практически, увеличение штата вдвое.

Для  привлечения специалистов из других регионов требует целый комплекс мер, таких как значительное увеличение заработной платы и обеспечение жильем, что существенно снижает эффективность технического обслуживания.

Финансово-экономический результат практических всех рейсов маршрутной сети авиакомпании отрицательный. В лучшем случае окупаются лишь прямые затраты на рейс. Поэтому ежегодно убыток авиакомпании вырастает на 1.5-2 млрд рублей, что сопоставимо с расходами на стоимость владения воздушными судами, т.е. лизинговыми платежами по все самолётам авиакомпании.

По результатам за неполный 2019 год финансово-экономический результат по рейсам:

На самолетах Boeing 737  минус 560 000 000 рублей.

На самолётах SSJ-100  минус 347 000 000 рублей.

На самолетах Bombardier Q-300 минус 332 000 000 рублей.

Иногда из-за «коммерческих» амбиции руководства авиакомпании идут в разрез с экономической обоснованностью расширения маршрутной сети авиакомпании и использование в парке нерентабельных воздушных судов и их количества.

В последние время наблюдается значительное падение количества перевезенных пассажиров, даже в до пандемийный период. Единственный шанс выжить —  это оптимизировать маршрутную сеть и парк воздушных судов под социальные задачи, которые ставит правительство республики и субсидирует их выполнение.

Второй путь это передать активы авиакомпании (самолёты SSJ-100, лётный, технический состав и оборудование) с условием реструктуризации долгов и учетом интересов республики в образовании новой Авиакомпании ДФО, предлагает автор статьи.

***

Сколько бы мы ни ругали АК «Якутия» за ее бездарное руководство, за привлечение компании в отмывании бюджетных денег, в неэффективном использовании народных денег, но она хромая, кривая — все равно шанс республики войти участником в единую сеть авиаперевозчика ДФО  с правом голоса. К сожалению, «тоненького» голоса, но все ж хоть какого-то, чем совсем ничего.

***

Прокопий ФЕДОРОВ,

Aartyk.Ru

Обсуждение • 5

Добавить комментарий
  1. Jujine

    Только здесь не пишут, что практически в таком состоянии Горбунов авиакомпанию принял. И до такого состояния довёл её предыдущий менеджмент в лице Пономарева И. В., Решетникова Г. Г. и прочих «профессионалов» своего дела. И никто не обращает внимания, что Авиакомпания два года живёт на свои деньги. Полученные в 2019 году 2,5 млрд субсидии авиакомпания отдала Республике обратно в виде погашения кредитов и займов. В авиакомпании эти деньги не осели. Да надо спасибо сказать Горбунову за то, что он настроил команду на другой формат работы и пытается побороть ранее сложившиеся поурочные принципы и серые схемы отмыва денег.

  2. Ну

    Так специальность Горбунова же — банкротить авиакомпании.

  3. Сергей

    Да, так и есть. Даже на обычную процедуру по возврату билета ставят кучу препонов. Раньше все через контакт центрт спокойно делалось, сейчас нет

  4. Лилия

    На самом деле Горбунов и Федоровский намеренно топят компанию без всякого сожаления, берут на работу визажистов а реальных производственников доводят до увольнения

  5. Яков

    А про то, сколько сотен миллионов аэропорту Якутск не пишете?

Оставить комментарий