Михаил ПОГОДАЕВ: “С недропользователями надо строить цивилизованные отношения”
Раньше недропользователи строили отношения с национальными общинами КМНС по типу “бусы-аборигенам”. Бурана нет? Купим. Лодка? Подарим. И так до определенного момента, пока у общины не появлялись другие запросы.
– Так не должно быть. Все взаимоотношения недропользователей и общин должны быть четко прописаны в законе и регулироваться законом – считает заместитель министра Арктики и по делам народов Севера Михаил ПОГОДАЕВ. – А, чтобы регулировать и узаконить взаимоотношение общин и промышленных компаний, нужно усовершенствовать федеральный закон.
Оказывается, в федеральном законе нет четкого требования недропользователям сделать Этнологическую экспертизу.
– Об Этнологической экспертизе прописано только в Федеральном законе № 82 “О гарантиях прав КМНС”: коренные малочисленные народы Севера имеют право на Этнологическую экспертизу. Это положение ФЗ узаконена на региональном уровне только в Якутии. В других субъектах есть Положения рекомендательного характера. У нас как бы более выстроена система, поэтому нас всегда ставят в пример, – отмечает заместитель министра.
Однако нестыковка законов создает определенные проблемы.
Михаил Александрович как кандидат экономических наук верит в важность научных обоснований:
– Все законодательные инициативы должны обосновываться не только на экономические данные, но и на научные, – считает он.
А что такое Этнологическая экспертиза в широком понимании?
-Серьезный, фундаментальный научный труд. У нас люди думают, что Этнологическая экспертиза – это подсчет компенсации только за изъятие земель. Это не так.
В 2009 году Министерство регионального развития РФ разработало и утвердило методику подсчета ущерба при изъятии земель КМНС. До этого недропользователи, например, нефтяники и газовики, когда осваивали Западную Сибирь, они напрямую договаривались с общинами, т.е. с физлицами. Как говорится, брали суммы с потолка.
В существующей методике, разработанной Минрегионразвития РФ 2009 года, в основном прописаны экономические ущербы и упущенная выгода в связи с отторжением территорий, – поясняет Михаил Александрович. – Эксперты постоянно критикуют эту методику, она устарела и громоздкая для применения. Методика берет в расчет только экономические убытки, а о гуманитарном ущербе нет и речи.
Согласно Гражданскому Кодексу, любой ущерб должен быть возмещен. А Этнологическая экспертиза должна обосновываться на комплексное исследование. То есть должны учитываться и гуманитарные последствия деятельности компаний на жизнь КМНС. Это как раз этнокультурное развитие народа, т.е. сохранение родных языков и культуры.
А как оценить ущерб утраты родного языка и родной культуры?
– Это очень актуальный вопрос и обсуждался буквально в прошлом месяце на коллегии министерства.Ущерб наносимый компаниями социо-культурной среде малочисленных народов на данный момент не учитывается при подсчете убытков. Вместе с тем, безусловно нужен научный подход для формирования нормативно-справочных показателей которые в дальнейшем лягут в основу такого подсчета.Коллегиально принято решение о проведении стратегической сессии в целях выработки предложений по развитию института проведения Этнологической экспертизы, в том числе в части расчета компенсации за вред нанесенный социо-культурной среде. Планируем проведение стратегической сессии по этой теме уже в будущем году, – говорит заместитель министра ПОГОДАЕВ. – Мы, министерство Арктики, совместно с Академия наук РС разработали собственную методику, она прошла апробацию и сейчас хотим утвердить ее на уровне правительства РС. Для того, чтобы методика работала, нужно утвердить нормативные справочные показатели к Методике Минрегионразвития РФ по трем районам. Работа сложная, но необходимая. При этом, федеральный закон не запрещает регионам самим разрабатывать методику подсчета ущерба.
Лицензии на геолого-разведочные, поисковые и на разработку месторождений выдает Росгеология. Компании, если есть наложения на земли общин традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, обязаны сделать Этнологическую экспертизу.
Для этого им необходимо оформить оценку воздействия на окружающую среду, после которого они уплачивают сбор в бюджет региона. На эти средства объявляется открытый конкурс на проведение Этнологической экспертизы компаний. На основании изучения документов Этнологической экспертизы правительственная комиссия выносит решение – одобрить или отклонить данную экспертизу.
А что если правительственная комиссия не одобрит Этнологическую экспертизу?
-Были такие случаи. Но опять же в федеральном законе не прописано, что отрицательное заключение по Этнологической экспертизе является причиной отзыва лицензии у недропользователя, – говорит ПОГОДАЕВ. – Работа по изменению в нормативно-правовые акты идет постоянно. В этом нам помогает постоянный комитет Ил Тумэна по делам Арктики Елена ГОЛОМАРЕВА. Многие компании игнорируют и считают, что они должны работать только по требованию федеральных законов. Но наша позиция состоит в том, что Республика Саха – это часть РФ, соответственно, региональное законодательство является составной частью законодательства РФ, и что требование на местах должно выполняться, это не противоречит федеральному законодательству.
Еще одна проблема состоит в том, что у Минарктики нет полномочий контролировать исполнение пунктов Этнологической экспертизы. Прокуратура постоянно обращает на это внимание: Этнологическую экспертизу одобрили, но не контролируют исполнение. А у нас нет полномочий.
А почему такие полумеры?
-Сейчас в стране наложен мораторий по внеплановым проверкам, сначала было в связи с пандемией, потом из-за СВО. Надзорные органы реагируют только по обращению граждан.
Конечно, мы понимаем, что промышленные компании, недропользователи существенно пополняют наш госбюджет и с ними должны строиться цивилизованные отношения. А этого можно достичь только посредством Этнологической экспертизы и контролем за ее исполнением.
Этнологическая экспертиза – это залог ответственного бизнеса. Поэтому исполнительные органы и законодательные органы власти должны работать синхронно и четко регламентировать взаимодействие населения с недропользователями, – отмечает заместитель министра Михаил ПОГОДАЕВ.
***
Туйаара НУТЧИНА,
Aartyk.Ru
На фото М.А.Погодаев, Aartyk.Ru
P.S.: Конституционный суд РС в 2016 году пояснил, что народ саха является коренным народом Республики Саха. Параллельно было признано, что табунное коневодство является традиционным видом занятия народа саха. По идее, наши депутаты Ил Тумэна должны были это понятие связать и узаконить на региональном уровне. Полудикие якутские лошади круглый год пасутся на огромной территории. Для сохранения уникальной породы якутской лошади должны были соблюдаться компенсационные работы по изъятию пастбищ недропользователями.
Оставить комментарий