Курс валют
$
74
0.36
89.62
0.31
Курс валют
Курс валют
$
74
0.36
89.62
0.31
Меню
Поиск по сайту

Жизнь, посвященная авиации Якутии

08.04.2021 17:38 0
Жизнь, посвященная авиации Якутии

В 2020 году вся страна отметила 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 45 годов. В этой страшной и кровопролитной войне на защиту Родины в Красную Армию было призвано более 62 тысяч якутян. В частности, из маленького села Акана Ленинского района (ныне Нюрбинского) Якутской АССР в Красную Армию было призвано 117 человек. В то время там жила семья бедняка Алексея Васильева — Хамаа — нашего прадеда. Было у них одиннадцать детей. Из их семьи на войну с фашистскими захватчиками были призваны четверо братьев — Игнатий, Дмитрий, Василий и Иван. Все они воевали на разных фронтах. Принимали участие во многих кровопролитных сражениях. Живыми из войны вернулись Дмитрий, Василий и Игнатий. Иван пал на поле боя смертью храбрых. Он похоронен в братской могиле в Старорусском районе Новгородской области.

В годы Великой Отечественной войны в тылу жить было очень тяжело. Большинство работоспособных мужчин были призваны в Красную Армию. Из-за этого в колхозах работали, в основном, старики, женщины и дети. На их слабые плечи выпала вся тяжелая работа. Колхозы почти весь урожай должны были сдавать для Красной Армии, во имя Победы. Вдобавок к этому, с 1939 по 1942 год, в Нюрбинском районе, да и по всей Якутии была страшная засуха. Люди от голодной смерти умирали семьями. В это непростое и тяжелое время в семье нашего прадеда Алексея Васильева — Хамаа (умер в 1937 г.) от голода и болезней умерли наша прабабушка Анна Кононовна, ее дети — Николай, Андрей, Анна, Прасковья и Петр. Всего в селе Акана из-за засухи и неумелых организаций, допущенных Райкомом партии и местным руководством колхоза, в 1941 — 42 годах от голода умерли 114 человек.

В этой статье хотим рассказать о дяде, внуке Алексея Васильева — Хамаа, о Михаиле Егоровиче Васильеве. Его отец — Васильев Егор Алексеевич, 1900 года рождения, четвертый сын Хамаа Алексея. Родился в местности Толоон. В 1936 году женился на внучке бывшего головы Мархинского улуса Семена Александровича Кривогорницына – на красавице Марии. До войны работал продавцом сельмага. Перед началом войны Егора Алексеевича обвинили в растрате и отправили в лагерь на 6 лет. Из лагеря он освободился в 1945-м году.

Михаил Егорович родился в 1937 году. Почти сразу после рождения, маленького Мишу отдали на воспитание в семью крестьянина Варфоломея Иванова и его жены Катерины. У них родных детей не было, но приемных было 6 детей. Миша стал самым маленьким, любимым ребенком у Кэтэ. Приемную мать Катерину все звали так. Она была дочерью русского ссыльного Соколова, но не умела говорить по-русски. Говорила только по-якутски. Она души не чаяла в маленьком Мише. И он со всей душой любил её.

По воспоминаниям самого Михаила Егоровича:

Началась война, и пришел голод. Мужа Кэтэ — Варфоломея за сбор колосьев с убранного поля по жестоким законам военного времени отправили в лагерь. Оттуда он уже не вернулся. Как бы ни старалась мама Кэтэ — от голода стали умирать старшие дети. И она, чтобы спасти жизнь любимому приемному сыну Мише, в 1942 году решила отправить его к родным бабушке и дедушке в поселок Асыкай Верхневилюйского улуса. Так маленький Миша впервые увидел дедушку и бабушку по матери в возрасте 5 лет. Они жили зажиточно. Дед Василий Семенович и бабушка Евдокия Кузьминична встретили внука не очень радостно. Весной приехала родная мать, которую он тоже видел впервые в жизни. Родная мать не дождалась мужа Егора. В 1944 году вновь вышла замуж. В тот же год она отдала Мишу в первый класс Верхневилюйской школы. Родная мать не смогла стать близким родным человеком. Все годы пребывания у родной матери Миша не забывал про любящую и ласковую приемную мать Кэтэ. Но Михаил Егорович все равно благодарен дедушке, бабушке и родной матери за то, что в те голодные годы спасли его от голодной смерти. Останься тогда он в Акане, умер бы с голоду.

Весной 1945 года, с намерением забрать сына с собой в Акану, освободившись из лагеря приехал его отец — Егор Алексеевич. Миша отца своего тоже видел впервые. То, что виделись в младенчестве, он, конечно, не помнил. Отец уговорил сына поехать с ним в Акану сказав: «Отвезу тебя к твоей маме Кэтэ». Из-за желания увидеть и жить с мамой Кэтэ восьмилетний Миша согласился поехать с отцом. Но там его ждало разочарование – мамы Кэтэ в Акане не было. Она с оставшейся в живых приемной дочерью Дарией скитались по деревням в поисках приюта. Добрые люди за услуги по пошиву давали ночлег им на несколько дней и кормили. Кэтэ хорошо шила.

Родных отца в деревне не было. Мать Егора Алексеевича, 2 его сестры и 2 брата умерли в годы войны. Два брата еще не вернулись с фронта. Иван погиб на фронте. Вернувшийся с войны Дмитрий жил в Кочае, возле Нюрбы. Миша с отцом остановились у чужих людей. Они жили в полутора километрах от Аканы. Миша стал учиться в Аканинской школе. Каждое утро пешком ходил учиться в Акану. Егор Алексеевич стал работать налоговым агентом. Эта работа была связана с постоянными поездками по наслегам. Транспорт тогда был гужевой, поэтому поездки были длительными. Его подолгу не бывало дома, был в разъездах. Таким образом, маленький Миша рос сиротой при живых родителях.

В 1945 году с фронта вернулись братья отца – Игнатий и Василий. Миша стал жить у дяди Василия в Акане. Василий построил себе дом. Помимо Миши у Василия жили его сестра Елена, взрослый племянник Петр и другие родственники. Отец как всегда был в разъездах по работе, но материально помогал брату Василию. В послевоенное время жизнь только налаживалась. Колхозникам за трудодни давали совсем мало. Более-менее нормально жили те, кто держал свой скот. Так как у Василия своего скота не было, им приходилось трудно. Жили впроголодь. Осенью 1948 года на озере Дженкюдэ, неводом вытащили очень много рыбы — карася. Рыбу раздали всем жителям деревни — кто сколько мог взять. Всю зиму они питались одними карасями. За ту зиму Миша так наелся ими, что еще долго не мог смотреть на карася. 7 класс закончил в 1 Кангаласской школе, живя у дяди Петра Николаевича. Петр Николаевич в то время работал учителем математики. После окончания седьмого класса, чтобы немного подзаработать, летом нанимался рабочим кирпичного завода Амакинской экспедиции.

С 1953 года, с 8 по 10 класс он учился в Нюрбе, живя у приемной матери Кэтэ и сводной сестры Дарии. В 8 классе заболел туберкулезом и чуть не умер. Его положили в больницу и прооперировали. Благодаря стараниям врачей он остался в живых. Потом его отправили в тубсанаторий, где он поправил здоровье и окончательно выздоровел. Из-за болезни ему пришлось заново учиться в восьмом классе. После девятого класса с одноклассниками на лето нанимались рабочими в Ленинградскую геологоразведочную экспедицию. Работали в Далдыне, недалеко от нынешнего поселка Полярный. Вместе с геологами принимали участие в открытии трех — четырех кимберлитовых трубок. Таким образом, Михаил Егорович принимал непосредственное участие в открытии алмазных месторождений в Якутии. Работая там, он загорелся идеей выучиться на геолога. В 10 классе купил себе книгу «Коренные месторождения алмазов Якутии», которая стала его настольной книгой. Готовился к экзаменам для поступления в Геологический факультет Якутского государственного университета. Но его планам не суждено было сбыться.

После окончания 10 класса, в 1957 году, его призвали на воинскую службу. В то время воинская служба длилась три года. Но, в 1959 году, из-за болезни отца, его уволили из армии в запас. Приехав в Нюрбу, зимой проработал кочегаром в котельной Амакинской экспедиции. В перерывах между работой усердно готовился к поступлению в Геологический факультет ЯГУ. Летом того года сдал вступительные экзамены в желанный факультет. Но получил неудовлетворительную оценку по русскому языку, которому не уделил должного внимания, когда готовился к экзаменам. Но на его счастье в Якутске его нашел представитель Киевского института гражданского воздушного флота М.Ф. Давиденко. Уговорил сдать документы в Киевский институт, и заставил пересдать экзамен по русскому языку. И он стал студентом этого института. Таким образом, случайная встреча предопределила его жизненный путь.

Вот так прошли детство, отрочество и юность Михаила Егоровича. Трудное и тяжелое детство не озлобило его, а наоборот закалило его характер и волю к жизни. Он научился быть честным, дисциплинированным, трудолюбивым и требовательным к себе, полагаться только на свои силы и знания. Эти качества, впоследствии ему очень помогли стать одним из уважаемых людей в авиации Якутии.

Первые годы учебы в институте были трудными. Сказались некачественное образование в школе, служба в армии. Но Михаил Егорович все силы сосредоточил на учебе. Он буквально не выходил из библиотеки, и в 1965 году окончил институт с отличием.

Когда он учился на третьем курсе, умер его родной отец Егор Алексеевич. В это время он был на родине, в Акане. Отец тяжело болел. Было понятно, что он долго не протянет. Михаилу Егоровичу в августе надо было ехать на практику в Киевский авиаремонтный завод. Отец настоял, чтобы он поехал на практику. Прощание отца и сына было тяжелым, два родных человека прощались навсегда…

В 1963 году Михаил Егорович, будучи в Ленинграде познакомился со студенткой педагогического института им. Герцена Розалией Петровной Бубякиной. Молодые люди полюбили друг друга. Он каждые каникулы стал проводить в Ленинграде. В 1965 году оба закончили учебу. Тем же летом в Ленинграде сыграли веселую студенческую свадьбу. После окончания учебы вместе приехали в г. Якутск, устроились на работу: Розалия Петровна – учителем начальных классов, Михаил Егорович — инженером в АТБ Якутского авиапредприятия. Родились двое детей – Виктория и Егор. Сейчас дети живут и работают в Якутске. Своим родителям они подарили пять прелестных внуков и 2 правнучки.

В конце 1960-х годов в Якутское авиапредприятие стала поступать современная авиационная техника — самолеты АН-12, АН-24, АН-26 и ЯК-40. Молодых инженеров было много. Все они были выпускниками разных институтов, изучали и учились обслуживанию новых самолетов. Молодой инженер Михаил одним из первых освоил техническое обслуживание самолетов АН-24 и АН-12. За пять лет вырос до должности старшего инженера. И в 1970 году Михаила Егоровича как грамотного и перспективного специалиста назначили начальником ОТК Якутской АТБ. Это очень ответственная должность. Именно начальник ОТК после технического обслуживания самолета, делает в документах запись: «Вылет разрешаю» и ставит свою подпись. За время работы начальником ОТК Михаил Егорович показал себя как грамотный специалист, хорошо разбирающийся в авиационной технике, а также как вдумчивый руководитель, умеющий организовать работу коллектива. За три года его работы начальником нарушения качества технического обслуживания самолетов не выявлены.

В 1973 году руководство Якутского объединенного авиаотряда в лице командира отряда В.И. Кузьмина как перспективного специалиста направляет Михаила Егоровича в Ленинград в Академию гражданской авиации на годичные курсы руководящего состава. По окончании курсов, Михаила Егоровича назначают в Маганское авиапредприятие заместителем командира 228-го летного отряда по политической-воспитательной работе. Через два с половиной года уже опытного политработника назначают на такую же должность в 271-й авиаотряд. В этом отряде Якутского авиапредприятия эксплуатировались самолеты АН-24 и ЯК-40. В 1978 году построили новую взлетно-посадочную полосу для приема самолетов ИЛ-62. Также сделали реконструкцию аэродромного комплекса для приема самолетов ИЛ-76 и ТУ-154. Через пять лет работы в 271-м авиаотряде, командир объединенного авиаотряда В.И. Кузьмин назначает его своим заместителем по политической-воспитательной работе. В 1981 году Михаил Егорович поднимается еще на одну ступеньку карьеры — его назначают на такую же должность в Якутское управление гражданской авиации.

За время работы на этих должностях раскрылись его способности организатора. Он прекрасно умел организовать людей разных способностей и возрастов на решение производственных задач для стабильной работы управления. Всегда был спокойным и рассудительным, никогда не повышал голос на подчиненных, внимательно вникал в проблемы работников. Помогал советом или отстаивал их интересы перед руководством. Работая на этих должностях, Михаил Егорович завоевал признание и снискал глубокое уважение коллег авиаторов.

С началом перестройки наступили тяжёлые времена для авиации Якутии, да и по всей России. Михаил Егорович много сил и энергии потратил, отстаивая интересы авиаторов перед руководством Республики Саха (Якутия). По проблемам выхода из тяжелой ситуации авиационной отрасли часто выступал на различных совещаниях, писал статьи в газетах. То, что в те тяжелые времена с авиацией Якутии не случилось катастрофической ситуации, есть и вклад Михаила Егоровича.

В 2000 году его избирают на должность председателя Якутского республиканского комитета профсоюза авиаработников. На той должности он проработает до 2015 года, до выхода на заслуженный отдых. Всего в авиационной отрасли Якутии Михаил Егорович проработал 51 лет. Заслужил много званий и знаков отличий. Он является заслуженным работником транспорта ЯАССР, отличником Аэрофлота, Почётным работником транспорта Российской Федерации, Почетным работником авиации Якутии, ветераном авиации Якутии, ветераном труда, членом Союза журналистов России. Михаила Егоровича коллеги называют «наш аксакал».

По собственной инициативе и при личном участии организовал и создал Музей авиации Якутии.

Для музея собраны уникальные материалы, личные вещи летчиков и ветеранов авиации. Впервые музей открылся в 2001 году в здании школы №30 г. Якутска. В настоящее время музей расположен в здании нового Центра культуры и современного искусства им. Гагарина по улице Можайского.

Михаил Егорович также является энтузиастом, скрупулезно собирающим и хранящим сведения по истории воздушного транспорта республики. Им написаны книги о ветеранах авиации Якутии, внесших значительный вклад в развитии авиационной отрасли. Также книги, посвящённые отдельным службам и областям авиации Якутии. Он является автором и соавтором более 25 книг по истории развития авиации в Якутии. Благодаря таким людям, как Михаил Егорович история авиации не забывается, и молодым поколениям авиаторов есть на что опереться и чем гордиться.

Его старший внук является продолжателем династии авиаторов. Работает на одном из ответственных должностей — диспетчером в авиапорту г. Якутска. Надеемся, что у Михаила Егоровича династия авиаторов на этом не прервется. У них будет очень высокий и достойный ориентир – авторитетное имя Михаила Егоровича.

Мало кому выпадают столь тяжкие испытания с самого детства. Можно только удивляться и восхищаться стойкостью маленького мальчика, которого они не сломили, не озлобили. Ведь чаще всего так и бывает, когда ребенок растет сиротой, испытывая гонения от чужих людей, постоянно переезжая, пытаясь заново строить отношения даже со сверстниками, не говоря уже о вхождении в сложный мир взрослых. Но маленький Миша достойно преодолел те испытания самым достойным образом, нашел в себе силы воспитать из себя настоящего мужчину.

Перелистывая славные страницы биографии Михаила Егоровича, мы видим результат того, как он выковал собственный характер – доброжелательный и открытый к другим людям, но требовательный, строгий к самому себе. Именно это сочетание позволило Михаилу Егоровичу освоить практически немыслимую для якутов в те времена профессию авиатора, подняться по той стезе (путь) до самых высот, вписать свое имя золотыми буквами в анналы истории развития авиации в Якутии и создать свою счастливую семью, познать радость родительства, поднять над головой внуков. Познать всю полноту жизни и пожать добрые плоды своего трудолюбия, упорства и честного отношения к людям.

Поэтому можно смело утверждать – жизненный путь Михаила Егоровича Васильева служит достойнейшим примером для всех подрастающих и будущих поколений.

***

И.Д. ВАСИЛЬЕВ, А.П. СОКОЛОВ. 

Оставить комментарий    

Россельхозбанк
АЯМ