Житель Среднеколымска: Настало время руководству Якутии обратить внимание на проблемы жителей Арктики!
Уважаемый Ил Дархан, депутаты Ил Тумэна, члены Правительство Республики Саха!
К вам обращается Баягантаев Павел Николаевич, житель Среднеколымского улуса.
Наступил XXI век, а у нас, жителей труднодоступных улусов, снегоход остается основным видом транспорта. Так как снегоход в пять раз легче УАЗика, поэтому используется с конца октября до середины мая, а УАЗики эксплуатируются только с середины января до середины апреля. И то при сильном снегопаде или пурге простаивают.
Со времени использования снегоходов и по сей день нам своими силами приходится пробивать себе дорогу по сугробам, по наледи до райцентра. Особенно в конце ноября, при завершении сезона подледной рыбалки, когда рыбаки выезжают из участков с гружеными санями. В этой ситуации нам помогли бы дорожники на лёгких вездеходах или на минитракторах, пробивая дорогу до отдалённых участков.
Мы из райцентра завозим топливо, продукты, стройматериалы. В поселках заготавливаем дрова, сено, подвозим воду, перевозим своих близких в райцентр, потому что вертолёты зимой людей не перевозят. И все это своими силами и средствами, рискуя здоровьем и жизнью.
Это все наносит сильный ущерб семейному бюджету. Буран расходует по укатанной дороге 25 л/100 км, а по сугробу 40 л/100 км, по наледи и того больше. Если считать дорогу туда и обратно, то сначала дорогу пробиваешь налегке, потом возвращаешься за санями, то выходит под 100 л на 100 км плюс масло, износ техники, вред здоровью. Иной раз люди из-за наледи по 10 дней выбираются из участков, некоторые, выезжая на двух буранах, доезжают только на одном, бросая по пути второй буран, оставляя сани с промыслом. Если топливо заканчивается, то ищут хотя бы в долг, а ведь ни у кого запаса топлива нет, так как АЗС в наслегах нет. И приходится каждому завозить топливо из райцентра. В итоге получается так, что ты добираешься до дому, едешь в райцентр за топливом, потом возвращаешься за вторым бураном и за санями с промыслом. Потом надо еще вернуть топливо, который взял, так как тот, который дал в долг, не сможет домой приехать, потому что он свой бензин тебе отдал. И таких ситуаций множество.
В результате рыба в Якутске становится очень дорогой.
А знаете, как от езды раскатом ломит спину, шею, суставы? Руки ноги, задницу не чувствуешь, потому что все гудит и трясется от вибрации двигателя. В ушах гул стоит до утра, глаза болят, потому что замёрзли от холода и от усталости. Путь до наслегов порой занимает 10-15 часов. Добавьте сюда поездки еще из участков до наслегов.
Случаются и обморожения конечностей или вовсе не доезжают.
Без поддержки со стороны Правительства РС и дорожных служб нам этот социально значимый вопрос невозможно решить.
Настало время руководству республики обратить внимание на проблемы жителей Арктики!
При возможности я каждый раз поднимаю этот вопрос. Недавно на форуме автодорожного факультета СВФУ выступил перед руководством и специалистами дорожной службы. После моего выступления представитель «Дороги Арктики» объяснил, что им на такие виды работ не выделяются средства из бюджета. Другой участник форума из дорожной службы заметил, что отсутствует методика выполнения такого вида работы.
В связи с этим хотел бы предложить разработать такую методику совместно. Мы, жители Крайнего Севера, со своей стороны окажем посильную помощь. Нужно разработать эту актуальную методику с привлечением научных специалистов и специалистов из дорожной службы. Думаю, тогда Правительство РС(Я) сможет обоснованно выделить средства на нужды «Снегоходный зимник».
К примеру, дорожникам надо выделить несколько более мощных снегоходов: впереди идущие снегоходы поочередно пробивают и протаптывают дорогу, следом идут ещё две с топливом. Для такой работы вахтовки не нужны как на автозимнике, потому что они успеют доехать до наслега или до участков, где есть люди. Уверен, что их по северному обычаю накормят и предоставят ночлег.
После пурги надо будет раскатывать снегоходную дорогу, потому что на раскате не только человек устаёт, но ломается и техника, вещи разбалтываются, рыбы с мешками затираются, бочки с бензинами развязываются и т.д. Например, первые два снегохода таскают за собой жерди, связанные в пачку, прямо с ветками.
Что касается автозимника, всем известно, что причина задержки открытия автозимников заключается в природно-климатических условиях местности. И одной из основных причин является снег. Реки, озера медленно замерзают под толщей снега. В целях ускорения промерзания необходимо этот снежный покров расчистить или хотя бы сразу укатывать по мере выпадения осадков. Нет необходимости объяснять, что под прессованным снегом лёд начинает быстрее промерзать.
К примеру, летом или осенью можно было бы промыть помпами подъёмы и спуски на речки, сделать их пологими. А то особенно по таким речкам, как Летняя, Содедумэ, Алазея приходится заезжать по нескольку раз. Тяжёлым грузовикам не всегда удается подняться с первого раза. Они стоят по несколько дней в ожидании, пока несколько машин одновременно не согласятся вытянуть их. Иной раз ломаются коробки, раздатки, тогда приходится ждать минимум неделю. И то, если найдёшь через кого передать, что тебе нужно, и кто и как его отправит до тебя. Считайте, в сутки КамАЗ выдувает больше полубочки солярки.
А с начала ноября можно было бы на квадроциклах («Каракат» или «Сокол») расчищать водоёмы с небольшими отвалами или таскать за собой колеса по всем участкам дорог. С наступлением холодов также, но на колёсных вездеходах типа «Трекол». И так до открытия зимника. Главное, не дать образоваться сугробам на водоёмах на всех участках дорог.
Это касается и межулусных дорог. Например, на реке Зырянка автозимник открывается в конце ноября, в Среднеколымске в середине декабря, но все, конечно, зависит от года. В этом году Черский открылся только в конце февраля.
Все это можно было бы ускорить, если бы была разработана необходимая методика. Расчищенная вовремя дорога не только поможет жителям, рыбакам, охотникам, но и увеличит количество рейсов дальнобойщиков, что снизило бы стоимость товаров и продуктов первой необходимости и расценки на перевозку.
А у нас, жителей Арктики, появилась бы возможность пораньше отправить рыбу, мясо в Якутск. Понятно, что доставка самолётом получается очень дорого, много отправить не получится.
В Якутске основной спрос на рыбу, мясо приходится перед Новым годом.
Таким образом, ускорение сроков открытия дорог решило бы многие социально-экономические проблемы не только жителей северных, арктических улусов, но и центральных, в частности, Якутска.
– Автозимник должен открываться в начале ноября и простоять до мая.
Для этого дорога должна обходить все озера.
Начиная со второй половины октября, дорога должна укатываться сперва легкой вездеходной техникой («Каракат», «Сокол»), а потом «Треком», а за ними расчищаться легкими тракторами типа МТЗ.– На переходах через реки, ручьи с ранней осени должны проводиться подготовительные работы по расчистке снега и усилению армирующими материалами и технологиями.
– Дорога должна быть ровной. Для этого осенью нужно выровнять колею болотоходами.
– Спуски и подъёмы сделать пологими, без крутых изгибов. Для этого их летом и осенью промывать мотопомпами или проталкивать бульдозерами.
– Основная трасса должна идти прямо, не нарезая десятки, а то и сотни лишних километров.
– Дорога должна проходить в закрытых от ветров местах, чтобы не задувало. А где нет таких мест, должны устанавливаться ветрозащитные ограждения.
– Под Черским первую расчистку перехода через реку от края до края можно было бы провести СВП.
***
Павел БАЯГАНТАЕВ,
г. Среднекоымск
Спасибо за публикацию! Вот она реальная жизнь! Вот кто – Люди Труда! Герои Труда!
Себу этэр да5аны