Курс валют
$
92.51
0.79
98.91
0.65
Курс валют
Курс валют
$
92.51
0.79
98.91
0.65
Меню
Поиск по сайту

Кому мог перейти дорогу Николай Местников?

31.05.2019 16:18 29
Кому мог перейти дорогу Николай Местников?

В Якутском городском суде полным ходом идет судебный процесс над бывшим генеральным директором АО «Аэропорт Якутск» Николаем Местниковым. Дело резонансное, сложное, невооруженным взглядом видно, что тут впутаны политические и экономические интересы. Последний, на наш взгляд, превалирует над всеми.

Николай Местников  –  не обычный менеджер обычной компании. Во-первых, он долгое время работал помощником прежнего главы республики Егора Борисова, был, как говорится, его верным и преданным человеком.

Местников у Борисова работал с 2007 года по 2013 год. В январе 2013 года Указом президента Якутии был назначен генеральным директором аэропорта Якутска, который уже тогда входил в топ-десятку аэропортов России по объему грузо-пассажироперевозок.

Якутский аэропорт с 1997 года по 2013 год возглавлял Андрей Илларионов, выпускник вуза гражданской авиации, по специальности «инженер-экономист». Илларионов дважды избирался народным депутатом Госсобрания РС(Я) третьего и четвертого созывов по Гагаринскому избирательному округу №8. За 16 лет руководства аэропортом Илларионов, как говорится, прирос к креслу гендира настолько, что свое увольнение он воспринял очень болезненно, если не сказать больше.

Андрей Аркадьевич Илларионов, бывший генеральный директор ГУП “Аэропорт Якутск”. Фото с сайта Ил Тумэна.

С Илларионовым связано множество странных дел и слухов вокруг деятельности аэропорта. Один из самых резонансных случаев произошел в 2006 году, когда его земляк и подчиненный Михаил Чусовской, первый заместитель директора производственно-коммерческого комбината «Аэроторг-Сервис» ГУП «Аэропорт Якутск», прямо на рабочем месте вонзил ножом в грудь своего начальника.

«М.Чусовской, находясь в нетрезвом виде, явился в кабинет генерального директора государственного предприятия «Аэропорт Якутск», депутата Государственного Собрания Якутии А.Илларионова (…). Между сослуживцами возникла ссора, в ходе которой нетрезвый работник структурного подразделения аэропорта выхватил нож кустарного производства и нанес руководителю удар в область грудной клетки”, – сообщала пресс-служба прокуратуры РС(Я).

Чусовской за нападение на Илларионова отсидел реальный срок. Причина, из-за чего произошел конфликт между друзьями детства, не стала достоянием общественности, но в узких кругах поговаривали, что ссора произошла на “экономической почве”.  Одним словом, что-то не поделили.

Последним жирным штрихом в карьере Илларионова стало строительство нового терминала, где генеральным подрядчиком выступало ООО “Кинг-95” (Сос Варжапетян). Начальная цена “стройки века” – в 414,4 миллионов рублей – в конце строительного срока выросла почти до двух миллиардов, если быть точнее до 1 млрд 800 млн рублей. Притом дорогостоящее сооружение никак не отвечало условиям первоначального проекта.

Надо полагать, начиная от марки строительного цемента, заканчивая мебелью, отделкой ВИП-зала, подрядчики, возможно, и заказчики хорошенько сэкономили. Ну что сказать, если, к примеру, в зале ожидания повышенной комфортности по бумагам стоит мебель из красного дерева, а на деле дешевка типа из “Икеи”?  В общем, если бы все строилось по первоначальному проекту и смете, то Варжапетян, наверно,  дочке-студентке СВФУ вряд ли смог подарить кольцо с бриллиантом за 5 млн рублей, да и оплатить хорошие оценки в зачетках “особо одаренному чаду” было бы проблематично?

Справа на фото Сос Варжапетян на открытии терминала стоимостью 1,8 млрд рублей. Фото Аex.ru

На все эти “шалости” застройщика Илларионов закрывал глаза. А в прессу все равно просачивалась кое-какая информация по ходу строительства терминала.

“Строительство нового здания аэровокзала в аэропорту Якутска осуществляется с грубым нарушением законодательства об авиационной безопасности, а также иного законодательства в сфере капитального строительства. Такой вывод был сделан после проверки объекта Якутской транспортной прокуратурой”, – писали тогда региональные интернет-издания “SakhaNews”, “В Якутии.ру”.

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура совместно с ОАО «Якутский государственный проектный, научно-исследовательский институт строительства» и Ленского управления Ростехнадзора проверили объект и выявили ряд серьезных нарушений. Проект данного строительства подлежал обязательному согласованию с соответствующими органами государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, с соответствующими органами исполнительной власти субъекта федерации, однако данное требование не было выполнено.

Кроме того, при строительстве указанного объекта были допущены нарушения условий государственного контракта, требований Градостроительного кодекса РФ и других нормативных актов и законов.

Как установили специалисты, при возведении здания ряд строительно-монтажных работ выполнен ненадлежащим образом. В ходе строительства были применены строительные материалы, не предусмотренные проектной документацией, также допущены иные нарушения строительных норм и правил.

По итогам проверки 20 декабря 2010 года Якутский транспортный прокурор внес представления генеральному директору ООО «Кинг-95» и руководству ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)». А также в отношении должностных лиц ООО «Кинг-95», непосредственно руководивших работами на строительстве и осуществлявших контроль за выполнением данных работ, были возбуждены два административных производства.

***

Итак, в 2013 году Указом Президента РС(Я) Илларионова увольняют с аэропорта и назначают Местникова.

Новая метла начала мести по-новому, что, естественно, не понравилось “старожилам”.

Кстати, Илларионова к себе в авиакомпанию “Якутия” взяла Ольга Федорова, его землячка. В Нюрбе в советские времена базировалась Амакинская геологоразведочная экспедиция, которая обслуживалась Нюрбинским авиапредприятием – крупнейшим не только в Якутии, но и в России. Профессия авиатора среди молодежи тех времен была очень популярной, поэтому многие нюрбинские ребята выбирали профессии, связанные с авиацией.

Местников начинает проводить порядок в вверенном ему хозяйстве, даже, как нам кажется, не осознавая все риски, связанные с реорганизацией большого хозяйства. В аэропорту Якутска еще с 90-х годов установилась полукриминальная структура, предположительно, контролируемая силовиками, возможно, той же транспортной полицией? Крупнейший аэропорт, огромное количество производственных структур, тысячный коллектив – все взаимосвязано: заденешь одного – аукнется по всему сектору.

Помню, как-то раз, когда пошли разговоры, что Местников начал утеплять холодные склады в аэропорту, один из уважаемых мной политиков, недовольно нахмурив брови, бросил: “ Что он делает… наживает врагов на каждом шагу!”. На мою удивленную реакцию он: “Ты же якут, ходишь на охоту. В мороз собаки теряют нюх. Служебная собака на холоде перестает различать запахи. А в теплых складах собака сразу учует наркотики”.

Тогда мне вспомнилось давнее интервью одного из кандидата в парламент, бывшего авиатора, который был против рейсов в Душанбе, Ташкент из Якутска. “Таджикистан, Узбекистан граничат с Афганистаном. Мы открываем прямой путь к наркотикам, облегчаем путь наркодилерам? Почему таджикам, узбекам не летать в Якутск через Казахстан, через более цивилизованную страну?! Почему авиакомпания “Якутия” не открывает рейсы в Казахстан, а непременно хочет летать прямыми рейсами в неблагополучные регионы Средней Азии?”. Вопрос интересный, не правда ли?

Когда аэропорт закрыл стоянку на шлагбаум, тоже пошло недовольство. Частные такси, обитавшие на привокзальной площади, взбунтовались. Ни для кого не секрет, что это хлебное место контролировалось опять-таки полукриминальными группировками.

Это была только видимая часть изменений, которые произошли в аэропорту с приходом Местникова. Какова же была истинная картина пошатнувшегося невидимого рынка нелегальных доходов, непосвященному судить сложно. Можно только себе представить сей масштаб, раз гендиректора решили отправить за решетку.

Аэропорт «Якутск” – самый крупный аэропорт класса “А” на северо-востоке страны. Жители прилегающих к аэропорту районов подтвердят, что гул взлетающих и садящихся самолетов идет непрерывно в 24 часа в сутки. В том, что в Якутске на дозаправку или транзитом могут приземляться абсолютно все самолеты с абсолютно разными грузами, мы убедились год назад, когда с неба на нас упали золотые слитки. Что за золото, куда, откуда направлялось – широкой публике до сих пор не известно. Была ли это контрабанда, или вполне легальные активы падали с неба…

Контрабанда бывает не только в виде слитков, но и в виде продуктов питания. Например, в ноябре прошлого года УФСБ Якутии были конфискованы 4,5 тонны красной икры стоимостью 14 млн рублей.

Помнится, в 2010 году в аэропорту Якутска также были задержаны пилоты, промышляющие перевозкой красной икры регулярными рейсами. Тогда было конфисковано 250 кг икры. Авиаторы спокойно проносили деликатес через охрану аэропорта и передавали оптовым покупателям.

Правда, чем закончилась эта история, общественность не посвятили, но начало было многообещающим:

«Под подозрением не только пилоты, но и сотрудники разных аэропортов страны. Очевидно, что изъятая партия – лишь верхушка айсберга. Не исключено, что долю в этом бизнесе имели и высокопоставленные сотрудники авиапредприятия, ведь злоумышленники без труда преодолевали все кордоны».

21 сентября 2018 года в Якутске задержали контрабандную партию биологически активных добавок (БАДов) стоимостью 2,1 млн рублей, сообщило Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ). Владелец товара привез 7,4 тысячи капсул и 166 упаковок порошка весом более 107 кг из Сеула.

В начале 2019 года сотрудники ФСБ задержали контрабандиста червонного золота весом в 7 кг:

“4 февраля в туалете стерильной зоны аэропорта «Якутск» в смывном бачке было обнаружено спрятанное золото. Как сообщает источник, в бачке был найден ремень с привязанным к нему грузом (несколько свёртков). Сотрудниками правоохранительных органов была проведена спецоперация, итогом которой стало задержание злоумышленника. По информации журналиста «Якутска Вечернего» Михаила Романова, им оказался 30-летний уроженец столицы республики Мурад Шибилов. Общий вес золотых слитков в бачке унитаза оказался равен почти 7 кг”, – писали СМИ.

Для того чтобы попасть в стерильную зону, нужно проделать следующие действия в указанной последовательности – пройти регистрацию на рейс, сдать багаж (если он у вас есть), пройти контроль безопасности, паспортный контроль, дополнительно таможенный контроль при полетах за границу. Только после этих процедур можно попасть в стерильную зону. Как Шибилову удалось попасть в стерильную зону с контрабандой? Это был первый случай “телепортации” контрабандиста, минуя проверку в стерилку, или это регулярно действующий “портал” в аэропорту? Тогда возникает резонный вопрос, куда смотрит транспортная полиция? Или…? Странно и то, что ни в одном из пресс-релизов нигде не пишется о случаях выявления пособничества контрабандистам сотрудников транспортной полиции.

По инсайдерской информации нашего издания, Шибилова сдала ингушская группировка. Якобы два враждующих ингушских клана давно промышляют нелегальным вывозом золота, вот одна сторона и сдала другого. По слухам, эта же группировка причастна и к задержанию главы Оймяконского улуса за то, что тот вроде принял сторону конкурента.

***

Марина Силкина и Иван Данилов. Фото из открытых источников.

После задержания Местникова пошли разговоры, что его заказали конкуренты по выборам в Ил Тумэн. Всем известно, Николай Местников должен был участвовать в выборах шестого созыва якутского заксобрания. В ряд заказчиков были перечислены конкуренты по округу – Иван Данилов и Марина Силкина, бывшие депутаты Гордумы.

Кстати, родной брат Силкиной – Александр Горбунов, полковник полиции, является начальником Северо-Восточного линейного управления МВД России на транспорте.

Александр Горбунов, начальник Северо-Восточного линейного управления МВД России на транспорте. Фото Sakhalife.

Если учесть, что Горбунов лично просил следователей Восточно-Сибирского отделения следственного управления на транспорте любой ценой “выявить причастность Местникова к легализации (отмыванию) преступных доходов” через аэропорт, получается, он был один из заинтересованных в задержании и предъявлению обвинения генеральному директору? Сестренка Силкина попросила убрать конкурента? Или есть еще что-то более существенная причина нежели капризы сестры? Неужели настолько всем помешал Местников, что задержавшим бойцам спецназа был дан приказ уничтожить “опасного преступника, находящегося в международном розыске” при оказании сопротивления? Получается, боевую машину использовали вслепую? Это нормально?

Скорее всего, Местников всем мешал «жить и творить», установил определенный порядок, тем самым разбил годами налаженную кормушку отдельных лиц. И если за него взялись такие могущественные силы, его в любом случае упрячут за решетку, если вообще оставят в живых.

***

Прокопий ФЕДОРОВ,

Aartyk.Ru

Обсуждение • 29

Добавить комментарий
  1. Убедительно!

    Думаю, Местников кому-то помешал бабки делать.
    Вот и убрали.

  2. Билэр дьыалам.

    Наһаа беаҕа эрэннэҕэ. Гибкой соҕус буолуоҕун. Ол гынан баран , былыр эһэм эппитэ , топпут сахаттан ордук аан дойдуга куһаҕан суох диэбитэ.

  3. Все просто

    Перешёл дорогу закону, отмывал деньги, брал взятки. Вот и все. Справедливость восторжествовала

  4. Жорж

    Да полюбому крал

  5. Порт

    В порту давно семья семьями брат и сват промышляют, Илларионов закрывал глаза чтобы не трогали. С этого питания пассажиров самолета давно говорят даже простые рабочие несут домой консервы фрукты соки слпдости сумками, особенно зимой при темноте разгружают, а начальство с ресторана . Некторые даже говорят работники магазин открыли на это

  6. Лето

    Какой гон, все в кучу собрали, причём тут Илларионов если статья про Местникова? О каком порядке пишите, он увольнял людей и ставил своих, Авксентьеву всем известную, фин директора Федорову , Высоких и многих других, которые на данный момент перешли в мэрию вместе с Авксентьевой, открыл фирму где учредители его жена и мать Авксентьевой, прям заказ, кому он нужен, воровал не подетски и на предвыборную свою компанию (после чего его выставили чуть ли не Робин Гудом, что он чуть ли не за свой счёт проводил все благотворительные акции), пусть сидит, вор должен сидеть в тюрьме как говорил Жиглов из фильма

  7. Лето

    Ошиблась, фин директор у Местникова не Федорова а Сидорова была а теперь в мэрию ускокала

  8. 1234

    Что-то без Местникова чс в аэропорту стало больше

  9. Некрасов

    Первая более-менее серьезная попытка проанализировать – что же все-таки происходит у нас в аэропорту. Один из крупных клубков коррупционных и иных противоречий, бизнес-кормушек. То, что в этой борьбе Местников проиграл – бывает. Но другая из его команды управленцев – неожиданно победила (Авксентьева). Теперь аэропорт становится токсичным местом для коррупционных и иных бизнес-махинаций. Это самый большой плюс во всем этом. Резонансное дело начинает вскрывать многолетние устоявшиеся клубки бизнес-интересов – и это однозначно хорошо. Ну что ж, атомный реактор разоблачений в аэропорту – включен. Теперь – поздно давать обратный ход. Местникову попадет. Авксентьевой – припомнят не по детски. Все это – прогресс и дальнейшее развитие нашего общества. Имеется ввиду – гражданского общества Республики. Это гражданское общество начинает постепенно выявлять все остальные места “кормушек”, захватывая все больше и больше пространства, не оставляя больших темных мест-табу в нашей жизни (Республики). Авось и до крупных компаний доберемся. Хорошо идем. Молодцы.

  10. Ненаблюдатель

    Статья явно заказная. Все яйца свалил в одну корзину. При чем тут строительство нового пассажирского терминала аэропорта и Илларионов? Заказчик – ГУ СГЗ при правительстве РС(Я), генеральный подрядчик “Кинг-95” Сос Варжапетян.
    Генподрядчик выбирался не без участия Е.А.Борисова, бывшего шефа Местникова, на тот момент премьера. Стоимость обьета изначально 1,7 млрд. рублей, так что не вешайте лапшу “уважаемый”! Со стороны аэропорта при строительстве в качестве технического надзора присутствовали специалисты, но по большому счету они мало что решали. После ввода терминала в строй все вылезшие при строительстве косяки обсуждались на заседании под председателством зампреда Мариничева осенью 2012 года. Илларионова (а он профессионал, при всех своих недостатках) убрали лишь потому, чтоб посадить на это место Местникова, который давно на это место целеустремленно просился. Шлагбаумы и парковка в аэропорту появились до Местникова, так что по большому счету он пришел на все готовое. Удивляет безотвественное отношение руководства республики к такому стратегическому предприятию как аэропот Якутск. Они носятся с АК “Якутия” как с писаной торбой, забывая о том, что при развале аэропорта и авиакомпаний не будет. Аэроппрт Якутск превратился в полигон для безтветственный кадровых экспериментов . Борисов поставил на “кормление2 своего помошника, по образованию физкультурника Местникова. Мало чем отличается от него и нынешний глава Николаев, засунувший туда Игнатенко, отвечавшего в мэрии за стратегическое развитие. Этот стратег меньше чем за год поменял почти всех начальников подразделений, поставив своих людей. Наше “мудрое” руководство ничем не напугаешь, тем более какой-то там реконструкцией ВПП-2. Еще грозятя первую полосу запусить. НЕУЧИ. Аэропоту крышка – это лишь вопрос времени. Вот только как будут летать оттуда люди???

    • Горожанин

      Ненаблюдатель, вот и проявился голос с темной стороны. Вы, портовские, называющие себя “авиаторами”, почти поголовно преступники, опгшники еще с советских времен. В настоящее время промышляете на золоте и наркотрафике. А насчет здания аэропорта.. Все кому надо, знают что из тех же материалов и в тои же период построено как минимум еще два немаленьких здания – по пути из города в аэропорт и на 202 мкр. Что характерно, оба здания до сих пор простаивают. Боятся что как только начнут извлекать из них деньги, так сразу налетят вымогатели в погонах)) и хочется и колется)

    • Ого

      Ненаблюдатель, пургу не гони, уважай людей, мы тоже как-то тоже умеем читать. Цена контракта на строительство терминала была чуть больше 400 млн, по условиям контракта сумма по ходу строительства не должна была меняться. А в итоге было завышено до 1 млрд 800 млн рублей. Финансирование проекта планировалось за счет средств ОАО “Республиканская инвестиционная компания” (SPV-компания со 100%-ным участием Якутии). Предельный лимит стоимости терминала было 414,4 миллионов рублей..
      Шлагбаумы и стоянка появились при Местникове, что некоторые СМИ его жестко за это критиковали.
      Есть инфа, что Игнатенко появился в аэропорту благодаря лоббированию армянской диаспоры, при участии того же Петросяна, которому Игнатенко будучи заммэром уступил землю в центре города с поддельной экспертизой. В одном из телеграмм-каналов был дан подробный расклад этого интереснейшего события. Родная сестра Михайловой, зиц-председальши петросяновсклой фирмы, поставляла авиационное топливо по завышенной цене аэропорту Якутска, по которому ведется следствие, Про это в СМИ тоже была инфа.

  11. Ненаблюдатель

    Прошу прощения за орфографические ошибки. Зрение подвело.

  12. 555

    боже святой человек оказывается ахахаха а с карты снимал, потому что образование физкультурное)

  13. Кугдаров

    Якуты, успокойтесь, нечего из вора делать ангела-хранителя народа. Воровал, пусть сидит. На воровство плохие учителя были или извилина у Местникова прямая была, как у физкультурника. А умные шефы еще летают, заседают, статейки всякие заказывают.

    • Кугдарову

      Если на то пошло, пусть тогда садят всех, кто ворует миллиардами. А то как в еврейском анекдоте, “сынок, если найдешь 3 рубля сдай в милицию, если 30, то себе в карман”.

  14. Рио

    По-моему все просто – через некоторое время аэропорт перейдет в частные руки, для этого его загонят в долги, потом контрольный пакет акции продадут. В России все аэропорты находятся в руках олигархов. А Местников … жаль парня. Мафия бессмертна и всесильна. В том, что транспортная полиция крышует канал провоза контрабанды… я лично верю, что так оно и есть..

  15. Читатель

    Вспомнилось давно ушедшее в историю “дело мэрии”, когда Михальчук остался ни при делах, а его замы практически все сели за решетку. Дело Местникова похоже по сценарию “схемы воровства”, только уровень власти повыше. Вы думаете своих близких и верных соратников назначают за верную службу? Отнюдь… Так что наивный Местников стал жертвой грандиозной коррупционной схемы… Жаль конечно его, но если он сдаст тех, кто организовал такую схему-ему станет легче. Зачем отвечать за то, чего не сам придумал?

  16. Человек с тундры

    Скажу за простых людей. На северные рейсы с Якутска всегда перезагрузка, все северяне- простые люди с Якутска везут все нужное и ненужное , начиная с куриных яиц до туалетной бумаги. Всегда больше 20 кг. – почти 40 кг. Раньше до Местникова за перегруз, можно было с черного хода за меньшие деньги с помощью “блатных” затащить перегруз до накопителя или дать в “лапу” тем, кто сидит за стойкой. Сейчас, при Местникове, “блатных ” не видно, порядок навел. Нам приходится платить, или уменшить нужный нам груз до жалких 20 кг. Вот, такой парадокс.

  17. Хамса

    Оннук баара. Булуугэ кетерге эмиэ кэннинэн киирэр этибит луеччуктэргэ телеен.

    • Nika

      Я лично сдала свой авиабилет до Нюрбы и меня посадили в самолет уже после посадки всех пассажиров в самолет перед самым закрытием люка самолета. И делали это посредники. А деньги я отдала половину посредникам, половину лично летчикам в полете. Это было в нулевые. Посредниками были тоже летчики. Одного я узнала лично. Это была целая партизанская история с пролезанием под забором в конце полосы, где стоял самолет, с ожиданием за каким то зданием, пока сопровождающие пассажиров не уедут, с бегом по полосе к самолету в зимней темноте.

  18. Человеку с тундры

    Как видно из уголовного дела мелкие взятки “централизовали” и “узаконили ” все, что можно было и передавали в одни руки, те Местникову и наверняка его “крыше”. Ведь только на карту в месяц перечисляли ему 400 000 руб! Это вам не 5 тысяч на руки сотруднику.

    • Ого

      ошибаетесь, это только упаковщики столько зарабатывали. а контрабандисты похлеще будет. наркотики например.

    • селянин

      У упаковщиков потолок выручки не более 9 млн в год – это легко просчитывается. Там навар явно не с этого, ведь это “девяткинские” – портовское опг, ходящее под ментами-транспортниками. Так что там и наркота, и золото, и алмазы. Заметили как по тихой замяли дело с золотом в бачке унитаза? Якобы закрыли какого-то нохчу, но это ведь был только курьер, который должен был забрать его с бачка. А через досмотр и в туалет пронес явно кто-то другой, имеющий иммунитет от досмотра. При всем том, в чем уличен Местников (собирал дань с незаконного трафика), на фоне портовских ОПГшников он смотрится еще более-менее

  19. Да уж

    Тогда наверняка то, что всплыло, мизерная доля того, что зарабатывали коррупционеры! И тот, кто назначал Местникова знал и рассчитывал на эти деньги. Явно воровство!

  20. Ну и ну

    Тогда наверняка то, что всплыло, мизерная доля того, что зарабатывали коррупционеры! И тот, кто назначал Местникова знал и рассчитывал на эти деньги. Явно воровство!

  21. Коррупцию кто побеждал в Росси

    Вот именно никто, в Якутии она с каждым днём расширяется и в этом виноваты все тойоны, вокруг кумовство, частично мы сами виноваты выбираем не того зная что он кумовство не отменял.

Оставить комментарий