В повестке обсуждения — причины нехватки медиков и учителей, в том числе в сельской местности, а также меры для преодоления кадрового дефицита и повышения престижа самых необходимых обществу профессий.

Свои мнения по проблематике представили руководители профильных комитетов, а также представители фракций Государственной Думы.

Сложившуюся кадровую ситуацию в образовании и здравоохранении необходимо оценивать объективно, и искать решения тоже объективно, исходя из реальных потребностей, отметил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Приоритет – качество подготовки

Качество образования во многом определяет развитие страны, убежден Вячеслав Володин.

В ходе дискуссии Председатель ГД обратил внимание на пример одного московского вуза, который обучает по медицинским специальностям, хотя подготовка кадров для системы здравоохранения — непрофильное направление для этого учреждения. Кроме того, проходной балл туда значительно ниже, чем в профильном вузе: «если для того, чтобы поступить в ведущие вузы Москвы на профильные специальности тех же врачей, надо от 70 баллов и выше, то здесь от 40 баллов».

«Говоря о кадровом обеспечении, мы должны с вами обязательно подчеркивать качество кадров, а не решать бумажные истории, чисто получив такой диплом, а дальше уже трава не расти. Наверное, все‑таки, надо думать о качестве, а не о сборе денег» — отметил Вячеслав Володин.

По мнению Председателя ГД, на открытие профильных медицинских факультетов в любом вузе должен влиять Министр здравоохранения.

«Речь идет о необходимости принятия решений, и в этой связи хотелось бы, чтобы Счетная палата в стороне не стояла от того, что происходит, и контрольно-надзорные органы. Это вопросы и к ним», — подчеркнул он.

Как отметила председатель постоянного комитета Госсобрания Ил Тумэн по охране здоровья Светлана Давыдова по итогам правительственного часа, очень положительной тенденцией является рассмотрение  возможности возвращения интернатуры в модернизированном варианте. Также парламентарий акцентировала, что положительным моментом является возвращение в амбулаторное звено большего количества  врачей и медсестер.

Кадры – главный ресурс

«Кадры – это действительно самый дорогой ресурс здравоохранения, поскольку восполняемость и дороговизна подготовки и многие другие вещи на этом напрямую отражаются», — отметил Министр здравоохраненияМихаил Мурашко.

«При этом мы, говоря о том, где должны работать медицинские работники, в каких условиях и на каком оборудовании, чтобы заинтересовать молодежь приходящую, также должны этому уделять внимание», — подчеркнул Министр здравоохранения.

По его словам, условия труда и доступ врача к современным технологиям – ключевой фактор выбора места работы и удержания специалистов.

Повышение производительности труда, по мнению Министра, также позволяет компенсировать кадровый дефицит. «В целом экономика здравоохранения в этой ситуации значительно улучшается. Когда внедряются системы повышения производительности труда, ожидание пациентами консультаций в поликлиниках сокращается. Роботизация лабораторной службы позволила эффективность работы персонала повысить в десятки раз», — сообщил Михаил Мурашко.

Говоря о подготовке медиков в высших учебных заведениях, Министр проинформировал, что сегодня подготовка врачей осуществляется в 139 вузах в 75 регионах, конкурс на медицинские специальности составляет более 10 человек на место; подготовка среднего медицинского персонала ведется в 646 учреждениях.

«Благодаря поручению Президента сегодня увеличивается прием на бюджетные места. Но что нас волнует прежде всего, кроме повышения объемов выпуска? Важно не нести воду в решете и довести всех этих выпускников до места работы после получения диплома», — подчеркнул он.

«Решению задач кадрового обеспечения, важнейших отраслей, о которых мы говорим, является тесное взаимодействие с профильными министерствами», — отметил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Он также сообщил, что с 2020 года последовательно наращивается объем контрольных цифр приема на медицинские и педагогические специальности.

«Если посмотреть за последние пять лет, то на 23 % выросло количество таких мест по медицинским специальностям и почти на 14 % — по педагогическим. Большая часть мест приема, хочу это также отметить, направляется в региональные университеты», — добавил Министр.

«Но выделение контрольных цифр приема под необходимые потребности – это только часть задачи, — убежден Валерий Фальков. — И, конечно, на все надо смотреть комплексно. Важно, чтобы как можно больше выпускников пришли в сферу образования и здравоохранения, но не менее важно, чтобы они еще и закрепились там».

Как сообщил статс-секретарь — заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов, на текущий день средний возраст работника системы здравоохранения 44,5 года:

«Почти 43 % работников здравоохранения старше 50 лет, тогда как в других сферах деятельности этот показатель составляет лишь 31 %. С учетом возрастной характеристики занятых, в перспективе до 2030 года необходимо дополнительно привлечь в отрасль 496 тысяч медработников со средним специальным и высшим образованием. Это порядка 100 тысяч медиков ежегодно».

Говоря о практике целевого набора, Андрей Пудов подчеркнул, что здравоохранение – лидер по использованию подобных инструментов: каждое второе заявление по направлению пришло от поступающих на медицинские специальности.

«Мониторинг трудоустройства показывает, что занятость на второй год выпуска составляет порядка 70 %, из них трудоустраивается по специальности 75 %. Это один из самых высоких показателей по сравнению с другими направлениями подготовки. Но примерно каждый четвертый при этом идет в смежные отрасли: спортивная медицина, фармакология, медицинское страхование, индустрия красоты и другие», — уточнил заместитель Министра.

Говоря о дефиците кадров, Председатель ГД призвал профильные министерства не уходить в средние показатели при оценке кадрового дефицита в здравоохранении и образовании. По его словам, объем притока специалистов в эти сферы в 2,5 раза меньше, чем выпускают профильные учебные заведения.

«Когда мы слышим из уст Министра, что дефицит учителей всего лишь полтора процента, но при этом Президент говорит, что 33 % у нас не хватает учителей математики, 26 % не хватает учителей физики. Мы будем все‑таки осознавать, что надо прекращать в каком‑то иллюзорном мире находиться, если уже Президент наше внимание обращает на проблемы, а мы все равно уходим в какие‑то средние показатели», – отметил Вячеслав Володин.

Престиж педагога

По словам Андрея Пудова, доля работников старше 50 лет в сфере образования сегодня составляет почти 43 %. «Напомню, что и медицинские работники, и педагоги выходят на пенсию досрочно, что также необходимо учитывать при расчете кадровой потребности. Под влиянием всех этих факторов суммарная дополнительная потребность сферы образования составила свыше 480 тысяч работников. Речь идет об общей потребности отрасли, включая дошкольное, общее, дополнительное, среднее и высшее профессиональное образование», — сообщил он.

Ежегодно для нужд сферы образования требуется готовить порядка 100 тысяч преподавателей, из них 40 тысяч — школьные учителя, уточнил заместитель Министра труда и социальной защиты.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов высказался в поддержку законопроекта, которым предлагается осуществлять переподготовку педагогов и повышение их квалификации только в государственных организациях.

«У нас 15 % учителей-предметников прошли переподготовку на другой профиль. В целом это нормальная статистика, другое дело — качество этой подготовки. Мы увидели, что право переподготовки учителей дается семи тысячам образовательных учреждений. Конечно, здесь нужно упорядочить и переходить к возможности государственного регулирования этой сферы», — согласился Сергей Кравцов.

Говоря о бюрократической нагрузке на педагогов, Министр отметил, что с 1 марта определен перечень обязательных документов, которые должны вести воспитатели, учителя и преподаватели: «Важно, я обращаюсь к регионам, реализовывать этот закон, мы со своей стороны обеспечим мониторинг прав и защиты учителей. Напомню, у нас для учителя пять минимальных документов, для колледжей — шесть».


***
П
ресс-служба Ил Тумэна по материалам