Курс валют
$
93.44
0.65
99.58
0.95
Курс валют
Курс валют
$
93.44
0.65
99.58
0.95
Меню
Поиск по сайту

ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ЫСЫАХ ТУЙМААДЫ-2022

27.06.2022 15:25 0
ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ЫСЫАХ ТУЙМААДЫ-2022

Состоялся праздник, которого ждали два года! Несомненно, Ысыах Туймаады-2022 войдет в историю региона, а может быть, не только нашего, как постпандемийный. А каким он запомнится в вашей личной истории жизни?

Спешу поделиться своими впечатлениями. Начну с того, что не переношу жару, поэтому большую часть ысыаха смотрела по телевизору, в Ус Хатын съездила вечером первого дня.

TV-версия

Из телевизионной версии порадовало, что дикторы, говорящие на русском, произносили слово “түһүлгэ” на якутский манер, а не на искаженном русском “тюсюлгэ”, как раньше.
Запомнился забавный случай, когда один из алгысчитов в своем благословении изрек: «Татаар тыллааҕы чугаһатымаҥ», на русский дословно можно перевести: не подпускайте говорящего (или не доверяйте говорящему) на татарском. Званые гости из Татарстана, конечно, не поняли, но в «телеге» сахаязычные знатно повеселились по этому поводу. Сами посудите, пригласили братьев татар, всячески обхаживали, а на словах – другое. Но знающие люди подсказали, что это устойчивое выражение в якутском фольклоре, имеет несколько вариаций и к современным татарам совершенно никакого отношения не имеет.

Скорее, это из той же категории, что и в русском фольклоре: «Женские умы, что татарские сумы» (имеется в виду переменчивость женского характера: поскольку татары в давние времена были кочевым народом, богатство их то уменьшалось, то увеличивалось, в зависимости от результатов захвата). Но не будем углубляться в лингвистические дебри: устойчивое выражение на якутском возникло, когда мы с татарами были в одном иго, или, может, появилось гораздо позже под влиянием русской культуры. Оставим сие ученым мужам, пусть они ломают голову.

Реалити-ысыах

Вечером первого дня выехали в 18 ч., доехали за два часа. Встречных машин было больше. Видимо, возвращались те, кто поехал на праздник с утра. Говорят, в час пик машины добирались за четыре часа. Знакомая, планировавшая оставаться до церемонии встречи солнца, перегрелась от жары и вернулась раньше. Думаю, таких было много.
Когда мы приехали, солнце палило по-прежнему, но через час-другой жара спала. Пыль стояла столбом, ее было видно издали. Рот и ноздри наполнились пылью. Несмотря на это, глядя на радостные лица, старалась забыть о своем дискомфорте.

Большую часть времени потратили на поиски детей, приехавших на ысыах раньше нас. Связь то пропадала, то появлялась, в какой-то момент удалось забить стрелку – в 22 ч. у Алтан Сэргэ.
Покушали в хорчуоппа, везде очереди, карточки, онлайн-банки не «ловили», в ход шла только наличка. Из плюсов – цены особо не разнились.

Хотелось встретить солнце, но измотанные, покрытые слоем пыли, в час ночи решили вернуться домой. На парковке чуть не прошла мимо своей машины, из белой она превратилась в серую, до того она была грязной. Сегодня праздник у автомойщиков.

Когда выезжали, встречных машин опять же было больше. Люди, одетые в теплую одежду, то ли снова приезжали, то ли только появились. Мы в следующем году тоже решили приехать к восходу солнца. В город добрались за час. В потоке машин нетрудно было различить, какая машина ездила в Ус Хатын, а какая нет.
Несмотря на все минусы, все же ощущение праздника не проходило. Когда видишь улыбку на лицах людей, сердце откликается радостью.

Влияние времени

Заметила еще одно. Ысыах в последнее время подается как сугубо духовный, близкий к религиозному праздник. А в советское время нам говорили, что ысыах – праздник, который отмечается перед сенокосом, так сказать, перед большим трудовым напрягом. Таким образом, прослеживается влияние современного строя на наш национальный праздник. Тут впору вспомнить звучание гимнов на русском и якутском. Звучал ли раньше советский гимн?

Если взять под эталон сунтарский ысыах, с которого в 90-х скопировали республиканский, как наиболее сохранивший традиции и обряды народа саха, то там он однозначно не звучал.

Мы скоро забудем, что ысыах, помимо всего прочего, играл и огромную роль для продолжения рода. Наши предки жили порознь, между соседями – километры. Ысыах устраивался еще и для того, чтобы собрать всех, условно назовем, соседей вместе. В дни ысыаха юноши и девушки присматривались друг к другу, а родители подбирали хорошую партию для своих чад.

А осуохай – это не просто хоровод, как кажется на первый взгляд. Юноша пристраивался в круг рядом с понравившейся девушкой, брал ее за руку, в танце они касались друг друга бедрами.

Девушка, если к ней пристраивался не тот парень, убегала и примыкала между подругами, а если тот, шире водила бедрами. Для непонимающего осуохай – скучный нудный хоровод, а в нем, как видите, кроется даже некий элемент эротизма.

Родители, увидев молодых рядом, догадывались о предпочтениях своих детей. После ысыаха молодые могли получить и взбучку, не с тем хороводился (-ась).

Но серьезный разговор о сватовстве шел после сенокоса и осенью после забоя скота играли свадьбу. Таким образом, ысыах имел огромное значение для генофонда, и это не менее важно, ведь раньше из 11-12 рожденных детей в среднем выживала только треть.

***

Анжелика МОТОСОВА

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»