Курс валют
$
93.44
0.65
99.58
0.95
Курс валют
Курс валют
$
93.44
0.65
99.58
0.95
Меню
Поиск по сайту

Почему наши дети долго не могут определиться с выбором будущей профессии?

17.06.2022 09:33 1
Почему наши дети долго не могут определиться с выбором будущей профессии?

Сейчас нередко слышишь жалобу от родителей, что дети до 11 класса не могут определиться с выбором будущей профессии. Да что говорить об учащихся школ, если молодые люди “ищут себя” аж до 30, а иногда и более лет.
Родители кивают на школы, что недостаточно проводят профориентационные работы, а школы на родителей, мол, недостаточно занимаются своими детьми.

Любовь НИКОЛАЕВА, учитель общеобразовательной школы, стаж работы 30 лет:

– Мне кажется, что причина неопределенности в выборе профессии у выпускных классов – это системная ошибка российского образования. У нас нет профессиональных династий, вернее, они есть, но они не пропагандируются, как это было в советское время. Продолжить профессию отца или матери было делом семейной чести, в обществе это уважали, ставили в пример. Трудовыми династиями восхищались, будь они колхозниками, агрономами, зоотехниками, учителями, врачами, шахтерами, милиционерами и так далее. А сейчас этого нет. Могут даже упрекнуть в коррупции, в круговой поруке.

В советское время не было безработных. Все люди были трудоустроены. Есть якутское слово ХАМНАС (дословный перевод – зарплата), произошло от слов «хамнаа», «хамнан» (действовать, двигаться). Только действуя, получаешь взамен что-либо, в данном случае, денежное вознаграждение.

Сейчас все изменилось. Государство помогает деньгами, казалось бы, за просто так: пособиями, субсидиями, льготами и так далее. Люди стали ленивее, медлительнее, все чего-то постоянно требуют. Например, вчера на ысыахе один-единственный участник стал абсолютным чемпионом по хапсагаю, потому что никто больше не изъявил желание участвовать в соревнованиях. Спонсоры соревнований выставили очень много замечательных призов, а вот участников раз-два и обчелся. Даже лень было принимать участие в соревнованиях по бегу… И это все происходит в сельской местности. Сельчане испокон веков не чурались никакой работы, работали не поднимая глаз. А сейчас никто не хочет заниматься физической работой, потому что она “черная” и отнимает много сил.

Мария ЕВСЕЕВА, педагог с 40-летним стажем:

– Если выпускники школ еще не определились с будущей профессией, значит, в этой школе профориентационная работа ведется не на уровне. В нашей школе, например, практически все выпускники еще в 9-10-х классах знают, кем они хотят быть в будущем. В 11 классе половина выпускников экзамены на ЕГЭ выбирает вполне осознанно.

Дария ШАБАРИНА, родитель:

– Или профессий стало больше, или что, но мой сын до сих пор не определился с выбором профессии. Не знает, кем хочет стать, как будет жить дальше. В свете последних событий все ринулись стать программистами в IT-сфере. Помню при Михаиле Николаеве все хотели стать экономистами и юристами, выбирали технические профессии. А по окончании вузов работы по специальности не было. Моя двоюродная племянница, окончившая технический вуз, не смогла найти работу в Якутии, так и осталась в Новосибирске.

При Штырове, когда пошли разговоры об атомной станции в Якутии, десяток детей поступили на физика-ядерщика. И что? А ничего. Одна в контору ЖКХ кое-как устроилась, второй выпускник работал лаборантом в СВФУ за 5 тысяч рублей, потом ушел и, по-моему, сейчас толком нигде и не работает. Теперь все хотят стать айтишниками. Вернее, родители хотят. И опять будет перенасыщение трудового рынка. Как это было и есть с экономистами, всевозможными менеджерами, маркетологами, пиарщиками.

А теперь подытожим мнения родителей и педагогов и попросим комментировать ситуацию психолога Нину СЛЕПЦОВУ, эксперта издания Aartyk.Ru:

– Система, в которой развивается общество, очень эффективно использует чувство вины в качестве рычага управления сознанием людей. Каждый человек в своей жизни в большей или меньшей степени ощущает чувство вины, особенно за свободу проявления своих эмоций и желаний – перед родителями, перед близким человеком, детьми. И этот рычаг содействует к нашим стремлением, но от противного.

Ты должен стать кем-то, надо быть образованным, должен реализоваться в жизни, надо зарабатывать себе на жизнь, надо оправдать ожидания общества, семьи, родителей. И этот груз ответственности «НАДО» и «ДОЛЖЕН» заставляет встать на поиски путей и мест для карьерного роста и трудиться, пока есть силы. Система не учит искать легкие источники изобилия, быть нахлебниками, она учит быть полезными для общества, быть независимой, так сказать, единицей и получать за это поощрение.

Но старшее поколение устало от этого груза ответственности, понимает, что такая жизнь – это «крысиные бега», и жизнь от зарплаты до зарплаты не является примером успешной жизни. Видимо, поэтому современные родители не занимаются навязыванием старых шаблонов своим детям. Не диктуют сценарии, не отбирают власть выбора у своих детей, с одной стороны, а с другой стороны, ленятся содействовать раскрытию потенциала своего ребёнка, ну и не знают, что нужно подрастающему поколению.

Родителям хватает временных, энергетических ресурсов лишь на себя, а уставшему родителю сложно посвятить должное внимание своему ребёнку.

Родители живут по своим старым шаблонам, которые им с детства вбивала образовательная система, но каждый родитель все равно надеется на то, что его ребенок будет жить лучше, чем он. Ничтожно мал процент тех родителей, которые действительно интересуются жизнью своих детей. А новое поколение живет в новых реалиях, где ценности и кумиры абсолютно другие. Слишком много вокруг интересных, важных событий, людей, сетей, мероприятий, отвлекающих от углубления в семейные отношения.

Есть очень мудрая цитата: «Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, то внуки будут просить милостыню». Возможно, наши внуки будут более озабочены вопросом выбора профессии.
Все потому, что родители не занимаются подготовкой детей к самостоятельной жизни, а занимаются реализацией лишь собственных жизненных планов. Если энергия винтика системы не будет направлена на работу, то голодной останется вся семья. А посему приходится выбирать меньшее из зол.

«Сложные времена рождают сильных людей, хорошие времена рождают слабых людей» и это тоже правда. Мы же находимся в стыке перемен, когда и хвастаться нечем, и жаловаться грех.

И если задаваться вопросом «Почему современные дети не могут найти своё направление в карьере?», то выходит такая выжимка ответов:

👉🏻 Отсутствие страха за своё будущее. Инфантильность и безответственность. Если что, у меня есть родители.

👉🏻Закрытые потребности. Когда нет нужды, нет необходимости действовать. Сытый зверь на охоту не ходит. Современные дети не испытывают дефицита, голода, нехватки в чём-либо. Все необходимое им дают родители, государство.

👉🏻 Проживание в виртуальной реальности. Дети, которые увлечены видеоиграми, закрывают потребность в достижениях и самореализации в виртуальном пространстве. И в той метасреде им это даётся в удовольствие, гораздо легче и доступнее, чем в реальной жизни. Там они могут достигать успехов, побед, а в настоящей жизни рискуют остаться никем.

👉🏻Отсутствие поддержи интересов родителями, ближайшим окружением. У современных детей увлечения отличаются от увлечений родителей, и из-за этого родители могут в лучшем случае быть нейтральными, в худшем осуждать.

👉🏻Отсутствие мероприятий, направленных на помощь в профессиональном определении и становлении ребёнка. Дети не до конца могут понимать, в какой профессии их способности и таланты могут быть применимы.

Поэтому родителю необходимо понимать последствия своего действия или бездействия в вопросах воспитания своего ребёнка. Выбор школы, педагогов, курсов, репетиторов, досуговых мероприятий, воспитательных мер, формирующих взгляд ребёнка на жизнь, являются ответственностью родителя.

Важно понимать, что любовь к ребёнку проявляется не только в том, чтобы закрывать базовые потребности ребёнка, но и в подготовке к прыжку из родительского гнезда.

Если бы перед каждым родителем ставилось жёсткое условие, что по достижении совершеннолетия ребёнка нельзя ему помогать финансово и также принимать ответственное участие в его профессиональном становлении, то детей, готовых к самостоятельной жизни, было бы гораздо больше. А пока родители хотят видеть своих детей маленькими, то и дети не будут торопиться улетать из гнезда. И, скорее всего, та норма, которую мы сейчас видим, является следствием отсутствия проявления веры в способности своих детей. И действий, направленных на раскрытие их потенциала. Способен ли родитель передать своему ребёнку продиктованные системой ценности, которые загнали его самого в крысиные бега?

Это уже выбор каждого.

***

Инна МАКАРОВА,

Aartyk.Ru

Обсуждение • 1

Добавить комментарий
  1. 5XL

    Школа видит ребенка одним, родитель другим, нет связи , в итоге, нет определенности у ребенка. Наверно, надо с десадовского возраста начать присматриваться к способностям ребенка, и в тесном контакте с родителями.

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»