Курс валют
$
93.29
0.04
99.56
0.2
Курс валют
Курс валют
$
93.29
0.04
99.56
0.2
Меню
Поиск по сайту

“Мосту быть!”

06.09.2022 11:34 2
“Мосту быть!”

С 15 по 19 августа в Якутске прошла межведомственная научно-практическая конференция «Развитие транспортной инфраструктуры города Якутска: предложения и рекомендации». На пленарном заседании, которое прошло на базе Академии наук Республики Саха (Якутия), выступили с докладами представители исследовательских и проектных организаций республики, руководители хозяйствующих субъектов, от которых зависит практическое проведение работ. В конференции приняла также участие Надежда Анатольевна Филиппова, доктор технических наук, профессор МАДИ – Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, одного из ведущих образовательных учреждений страны, готовящих специалистов в области транспорта и дорожного хозяйства.

– Надежда Анатольевна! В 40 лет Вы защитили диссертацию на актуальную для нашего региона тему. Почему именно тема севера?

– Я родилась и выросла в Сибири. Окончила Иркутский государственный технический университет. Тема моей кандидатской диссертации «Повышение эффективности перевозок грузов для районов Севера», я досрочно защитила ее в 2005 году.

– А как проходила работа над докторской диссертацией?

– Тема моей докторской диссертации «Повышение эффективности доставки грузов для севера России на основе управления рисками». Работать над ней было очень сложно. Все имеющиеся материалы основывались на данных, актуальных для Советского Союза, когда все логистические схемы имели под собой прочный базис – плановую экономику. Когда этой основы не стало, стране пришлось адаптироваться к новым исходным. Пришлось выстраивать прогнозные модели, для чего учитывать массу важнейших составляющих – подвижной состав перевозчиков, ремонтно-эксплуатационные мощности, погрузочно-разгрузочный потенциал на местах, да просто аварийное состояние дорог. Главной проблемой для меня стало состояние автозимников и ледовых переправ. Для формирования прогнозной модели ледовых явлений на карте перевозок грузов был проведен сбор исходных метеорологических данных верхнего и нижнего течения реки Лена. Здесь мне очень помогли коллеги из ФГБОУ «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации». Совместно была разработана математическая модель прогнозирования сроков начала и окончания навигации на участках реки Лена для перевозок грузов северного завоза речным транспортом в летний период, модель определения периода работы автозимников для перевозок грузов северного завоза автомобильным транспортом в зимний период эксплуатации.

– Прогностическое моделирование вообще является одной из сложнейших задач в государственном планировании. Как вы строите такие модели в связи с метеорологическими данными? С нашими далеко не простыми природно-климатическими условиями?

– Только на основе тесного взаимодействия всех заинтересованных структур. К сожалению, после распада СССР объективное планирование на государственном уровне было практически утрачено. Поэтому даже простой сбор данных сейчас происходит чаще всего в рамках либо отдельных хоздоговоров, либо научно-исследовательских работ. Причем и те, и другие ведутся различными структурами, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Мы очень много теряем на этом, просто миллиардами. Сейчас государство прилагает большие усилия, чтобы внедрить систему платформенного взаимодействия специалистов. Но если из федерального центра видна актуальность подобного подхода, то в регионах приходится разъяснять необходимость коллаборации по большинству вопросов.

-Да, у нас даже примета есть – если сегодня асфальт кладут, завтра его будут ломать, чтобы проложить трубу или кабель.

– Мы с коллегами призываем к более тесному сотрудничеству в этом направлении. Потому что каждый день эффективной работы отражается на качестве жизни людей, особенно живущих на Севере. Я, кстати, хочу отметить, что в Республике Саха понимание этого вопроса есть, чему свидетельством мероприятие, которое мы вот провели. Пользуясь случаем, хочу высказать глубокую признательность министру транспорта и дорожного хозяйства Владимиру Михайловичу Сивцеву, благодаря которому состоялось это мероприятие. Надо отметить, что ни копейки средств министерством затрачено не было. Все мероприятие прошло за счет средств гранта. Побольше бы нам таких руководителей.

– Что это за был грант?

– Грант Академии наук РС (Я) в рамках комплексных научных исследований «Анализ транспортной инфраструктуры городской агломерации «город Якутск» в связи со строительством мостового перехода через р. Лена». Большое содействие оказал заместитель мэра Якутска Антон Анатольевич Алексеенко. Отрадно видеть, что муниципальные власти не только прислушиваются к мнению ученых, но и принимают непосредственное участие в обсуждении, дают свои замечания.

– Вы с каким докладом выступали?

– «Организация и методика сбора статистических данных для оценки пассажиропотоков и имитационного моделирования транспортных потоков города Якутска». Мы подготовили семь патентов на программное обеспечение в сфере развития и оптимизации транспортной инфраструктуры Арктической зоны и северных регионов России. Спасибо Якутии, что у нас есть возможность пилотного внедрения наших разработок в зоне вечной мерзлоты.

.

– Реально ли внедрить их в нашей республике?

– Внедрение возможно при условии создания единого информационного центра, включающего в себя возможность гибкой настройки и переключения сценариев перевозки, в зависимости от различного рода факторов. В рамках проведенной работы мною было выявлено 54 фактора риска, которые в той или иной степени влияют на процессы, связанные с перевозкой грузов. Все это осложняется с вводом Ленского моста. Объемы перевозок пассажиров и грузов вырастут на порядок, что показали исследования коллег из Северо-Восточного федерального университета. Для решения задач повышения эффективности планирования и реализации сценариев перехода предложен инновационный подход для оценки вероятности сроков начала и окончания ледовых явлений, влияющих на эффективность выполнения плана поставок.

– Есть какой-то практический результат?

– Только в резолюцию конференции вошли 37 предложений и рекомендаций. Не общие слова, а конкретные предложения! Редко такое встретишь на подобных мероприятиях. Чаще всего общие слова типа «Рекомендовать то-то и то-то…»

– А для себя лично Вы что-нибудь получили полезное?

– А как же! На основе полученных и обработанных статистических данных впервые был создан алгоритм «Прогнозирование сроков начала и окончания ледовых явлений». Инновационный подход к исследованию и разработанное программное обеспечение соответствуют национальным приоритетам научно-технологического развития России. Учитывая суровые условия эксплуатации и особое значение случайных факторов в функционировании транспорта, надежность и безопасность доставки грузов автомобильным транспортом является приоритетной задачей для выживания и работы людей в условиях Севера.

– Что надо сделать, чтобы Ваши предложения претворились в жизнь?

– Необходимой базой реализации задач для развития транспортной системы Арктики и вхождения в цифровую экономику является повышение эффективности системы планирования и прогнозирования в условиях нестабильной транспортной сети и резких изменений метеорологической обстановки. В этих условиях необходимостью является развитие новых научных подходов к методам математического моделирования, описывающих изменения в текущей ситуации функционирования региональных транспортных сетей. Эти мероприятия позволят обеспечить предоставление государственным и коммерческим структурам достоверные прогнозные данные для планирования и последующего контроля выполнения графиков доставки грузов.

 

– Что может помешать применению таких разработок?

– В настоящее время управление процессами перевозки грузов в северные районы России находится на объективно недостаточном технологическом уровне.

– Не используются современные технические средства и математические методы для оптимизации процесса.

– Слабо изучено влияние особенностей климатических условий.

– Недостаточно эффективно ведется работа по просвещению аппарата чиновников в сфере эффективного взаимодействия с исследователями и проектантами.
Очень хорошо, что в этой конференции приняли участие руководители хозяйствующих служб Якутска. Ребята все молодые, все инженеры, глаза горят. Хорошая команда, новая. Думаю, года через два уже увидим результаты их работы. Даже сейчас видны масштабы дорожного строительства в городе.

– А мы устали уже от этого, не пройти, не проехать.

– Потерпите. Это очень хорошая работа идет. В результате у вас будет прекрасный, благоустроенный город.

– Вернемся к конференции. Вы какие проблемы хотели бы первую очередь отметить? И будет ли вообще мост?

– В моём докладе были раскрыты проблемы автомобилизации населения Республики Саха (Якутия) и предложены рекомендации по развитию пассажирских перевозок на маршрутных линиях сети внутригородского транспорта и в пригородных направлениях. Предложены варианты оптимизации маршрутов движения, меры по повышению мобильности пассажирских перевозок и повышению их качества. Мост, конечно, будет. И объективно, и субъективно он должен быть. Такая страна, как наша, не может не иметь моста через такую великую реку. И административные способности вашего губернатора, его усилия создают все предпосылки для решения этого вопроса, который даже Советский Союз не смог решить.

– Со строительством мостового перехода через р. Лена возможен ли транспортный коллапс? Будут ли кардинальные изменения в транспортно-логистической схеме в связи с вводом Ленского моста?

– В транспортной схеме обязательно должны быть изменения. Иначе город просто «задохнётся», так как автомобильный поток вырастет в разы. Повысится концентрация выбросов загрязняющих веществ и уровень шума. Нами представлены предложения в том числе и по расширению полос движения, и по изменению светофорного регулирования. Сформировано предложение по созданию теплых надземных пешеходных переходов, в которых будут располагаться торговые точки, создание объездной дороги вокруг г. Якутска. Основанием для этих предложений является годовой статистический анализ пассажиропотока и интенсивности движения, который СВФУ провел совместно с МАДИ. Мы мониторили и анализировали данные перекрестков и магистралей Якутска в течение всего года.

– Про доклад Вашего коллеги, доцента кафедры «Транспортная телематика» МАДИ, к.т.н. Али Магомедовича Байтулаева можно, пожалуйста, поподробнее рассказать. Собираются применить спутниковое оборудование ГЛОНАСС/GPS?

– Обязательно надо применять. Уже применяют «Упрдор «Вилюй», «Упрдор «Лена», республиканское управление автодорог. В городах оборудование на базе спутниковой системы навигации ГЛОНАСС/GPS позволит собирать сведения о загрузке салона автобусов, пассажиропотоков на остановочных пунктах, о наполняемости салона. Собранные сведения о пассажирских перевозках позволят повысить комфорт передвижения, оптимизировать маршрутную сеть, изменить интервалы движения и многие другие факторы.

– Вы предложили технологические рекомендации по развитию пассажирских перевозок на маршрутах внутригородского транспорта и в пригородных направлениях. Можете перечислить?

– Думаю, это приоритет министерства транспорта Якутии и администрации города. Я просто поделилась впечатлениями.

– И главный совет от вас лично?

– В Якутске необходимо ввести приоритет проезда общественного транспорта. Необходимы выделенные полосы, кольцевые развязки, одностороннее движение. Надо построить несколько мостовых перемычек, надо открыть улицу Короленко. Не буду опережать коллег по конференции, они тут главные, тут живут. Мы приехали в чем-то помочь и самим поучиться, как надо работать.

– Главная проблема Якутска в организации дорожного движения?

– Огромное количество светофоров! Зачем их столько? Весь город стоит из-за светофоров. Минимум штук 30 убрать надо. Они не нужны.

– На V Восточном экономическом форуме правительство Республики Саха подписало соглашение с вашим институтом. Одним из пунктов является подготовка кадров для работы в области дорожно-транспортного хозяйства.

– С радостью примем всех желающих на кафедру «Транспортная телематика», так как специалистов в области интеллектуальных транспортных систем не хватает. Имеются места в магистратуру. Подробно вся информация есть на сайте МАДИ.

– В третий раз приезжаете в Якутск. Какие впечатления?

– Холодно. И собаки страшные. Что-то вам надо делать с собаками.

-Есть ли любимое место в городе, которое не забываете посещать?

– Музей мамонта СВФУ. Всегда хожу туда специально. Сильное место. А хозяин! Федоров Сергей Егорович – просто душа музея, иччи по-якутски, как мне друзья объяснили. Такие ученые – достояние республики. Мировой уровень во всем!

– Какие пожелания? Может, мы в чем-то можем помочь?

– Строительство транспортно-логистических центров. У вас запланировано 13 таких центров, за что отвечает Якутоптторг. Было бы полезно коллегам связаться с нами. У нас разработаны техзадания, методика, модели, экономическое обоснование. На основе этой методики и только благодаря ей состоялась Олимпиада в Сочи.

– Надеюсь, Вас услышат коллеги. Еще раз спасибо большое, Надежда Анатольевна!

– Вам спасибо! Думаю, у нашего института и Якутии будет долговременное и плодотворное сотрудничество.

***

Марина Платонова – Хомпорууна.
Фото из открытых интернет-источников.

Обсуждение • 2

Добавить комментарий
  1. !

    Красивой женщине все можно.

  2. Уол

    К тому же блондинке

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»