Когда ребенок сталкивается буллингом в лице учителя

Любая мать чувствует своего ребенка. Когда мой школьник пришел из школы расстроенный, я заметила сразу. Поговорили о том, о сем, прошедшем дне. Выяснила и причину расстроенного настроения, учитель по биологии выкинул его тетрадь в мусорку: долго не забирали проверенную работу. “Да ладно, уже оценки проставлены, тетрадь как таковая уже не нужна”, – улыбнулся мой. Вижу, что его расстроила не выкинутая тетрадка в мусор, а расстроило отношение учителя к нему.
О том, что биолог “странный”, отметила про себя еще в прошлом году. На выставке в НХМ мой 10-классник заметил своего учителя и обрадовался: “О, это же мой учитель, пойду поздороваюсь с ним”, – и куда-то ушел. Вечером, когда мероприятие закончилось, я спросила у него: “Учителю понравилась выставка?”.
– Наверное, но он даже не поздоровался со мной…
– Может, не расслышал или не заметил тебя?
– Да нет, заметил, услышал и ничего не ответил, – удивленно пожал плечами.
Потом выяснилось, что этот, с позволения сказать, “учитель” в течение последних лет всячески старался задеть его своими едкими, как ему кажется, замечаниями. “Знаешь, мама, в жизни всякие люди будут встречаться. Да, сегодня расстроился, но завтра я про него и не вспомню. С каждым таким выяснять отношения и уделять ему внимание… Зачем? В моей жизни они все равно ничего не значат”.
Порой я удивляюсь мудрости своих детей.
***
Когда подняла тему буллеров в лице учителей на очередном “съезде” друзей, было рассказано много фактов из их жизни. Среди моих друзей журналисты, художники, музыканты, инженеры, домохозяйки, учителя, экономисты – разношерстная компания.
Да, работать сегодня учителем сложно, общество слишком разделено, социальный разрыв велик, и это сказывается в атмосфере и внутри школы. Есть сложные подростки, издевающиеся над учителями. Но что делать, если буллинг идет со стороны взрослого человека к ребенку, к созависимому от него младшему по возрасту?
Бывает так, что в маленьких поселениях, где люди знают друг друга в лицо, некоторые учителя относятся к ребенку исходя из статуса его родителей. Если социальный статус родителей ниже, то и отношение к нему соответственное. В городе некоторые учителя, особенно учителя младших классов, отношения с ребенком строят исходя из того, насколько родитель участвует в жизни класса, школы. Поэтому в родкомитетах мамочки порой активизируются из-за личных интересов – за “лояльность” учителя к ребенку.
– И такие мамочки молодцы, кто защитит ребенка, кроме родителей, особенно, когда ребенок маленький? Ну, в пределах разумного, конечно. Когда меня попросили сделать генуборку в квартире учителя, я отказалась. Учительница начала буллить моего ребенка, я пошла и пожаловалась директору, на этом вопрос был закрыт.
– Когда я училась в художественной школе, меня резко стал ненавидеть мой педагог по живописи. Мне было 11 лет. Я долго терпела его издевательства, потом пошла к директору и пожаловалась ему. Директор страшно разозлился на этого учителя и чуть его не уволил: “Как можно конкурировать с 11-летним ребенком?!”. Потом, когда стала уже взрослой, узнала, что этот учитель был посредственностью и просто завидовал таланту ребенка. “Почему некоторым дается легко, а мне нет?!”.
– Самое страшное – это обиженные на жизнь люди, ставшими педагогами. Они свои комплексы переносят на детей, которые зависят от них и не могут дать отпор в силу своего возраста. Скольким детям они сломают, если не жизнь, то психику? Загубят талант, охоту и тягу к знаниям? И ведь коллеги априори встанут на его сторону, как докажет ребенок скрытно-пассивную агрессию со стороны учителя?
-Помню недавно брала интервью у одного большого начальника. В детстве он очень любил математику, просто обожал. Но пришел в школу новый математик, который стал его унижать, высмеивать, обзывать и так далее. Это именно тот случай, когда взрослый человек возненавидел ребенка за его талант. Он в матфак не поступил только из-за своего учителя, потому что был психологически сломлен. Поступил в другой факультет, после окончания аспирантуры успешно защитил кандидатскую. “Я обожаю помогать своим детям делать домашку по математике, алгебре. Они тоже. Потому что все за них решаю”, – смеется он.
– Помните, наверное, кто учился в девяностые и нулевые в центровузах. У преподов зарплата мизерная, депресняк у каждого второго, и они отрывались на студентах, особенно на нацпочве доставалось нам, азиатам. Столько оскорблений было, просто кошмар. Сейчас, вот думаю, как это я все выдержала. Надеюсь, сейчас не так. Ругаем соцсети, но у них есть и положительные стороны. Заснимут, выложат в сеть, а это все-таки сдерживающий фактор. Хотя могут пассивно абъюзить. Но студенты все-таки совершеннолетние люди, не школьники.
– Как быть родителям, если ребенок стал предметом буллинга со стороны учителя?
– Если ребенок маленький, обязательно надо защитить. Поговорить с учителем, администрацией школы. Если это не действует, то обратиться в надзорные органы. Однозначно.
– Вот я искренне не понимаю людей, будь то учитель, преподаватель, начальник, тойон-хотун, которые пытаются унизить человеческое достоинство подчиненных, зависимых от них людей и детей. Я еще как-то оправдывал бы педагога, если ребенок был бы с каким-то неудержимым диким асоциальным поведением, но как можно гнобить талантливых, ярких, открытых, эмпатичных детей? Если человек с кучей комплексов, психологических травм начинает самоутверждаться за счет детей, это моральное преступление. Вот мое мнение. И это надо пресекать на корню. Один ребенок, если он растет в любящей семье и у него хватает любви, поддержки и понимания, выдержит. А второй, третий? Что с ними будет? Безнаказанность порождает порок.
-Моя в прошлом году сдавала экзамены, чтобы поступить, как нам казалось, в престижное общеобразовательное заведение с углубленным изучением некоторых предметов. После вторых экзаменов ребенок: мама, я не буду учиться в этой школе, там нездоровая атмосфера, я себя уважаю и вряд ли буду терпеть такое отношение учителя к ученикам. Учительница по основному предмету, которая принимала экзамены оскорбляла и унижала подряд всех детей…
– На днях Клим Федоров в запрещенограмме разговаривал в прямом эфире с прославленной спортсменкой Настей Диодоровой. Настя затронула тему отношений преподавателей, тренеров со своими подопечными. Она прошла через многое, что сложно представить непосвященному. Никогда не показывала, что у нее творится в душе. Из-за этого мучилась сама и мучила близких людей, особенно маму. “Надо быть открытым и разговаривать с родными, подругами, не замыкаться в себе“, – советует Настя.
У нас, говорит Настя, принято считать, что жесткие, порой жестокие требования и отношения со стороны тренеров закаляют характер. Но это не так. Это неправильное понятие. Не выдержав оскорблений, унижений от тренеров, многие дети уходили из спорта. Таким образом мы, может, потеряли многих потенциальных чемпионов только из-за жестокости преподавателей?
Настя потом рассказала, как она тренировалась два года в Италии у итальянского тренера. Там были совершенно другие отношения – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ. Спортсмены приходили на тренировки с воодушевлением, совсем с другим настроем, совершенно иное другое эмоциональное состояние, понимаете? Воспитание любовью и заботой, а не жестокостью и унижениями. Вот золотое правило всех педагогов. Только так должны строиться отношения.
***
Туйаара НУТЧИНА,
Aartyk.Ru
Бэйэбит оҕолорбутун, ыччаппытын сэнии, бэрт былдьаһа сылдьан норуот кэскилэ хантан сайдыай. Хомолтолоох.
У нас же унижать детей признак “профессионализма”. Про Виннер сколько писали как она гнобила гимнасток. Просто ужас.
Странно, думаю такие учители сегодня единицы. Обычно способных учеников учитель поддерживает как может, ведь их успех также показатель работы учителя.