Курс валют
$
92.13
0.37
98.71
0.2
Курс валют
Курс валют
$
92.13
0.37
98.71
0.2
Меню
Поиск по сайту

РАЗГАДАННАЯ ТАЙНА РУНИЧЕСКОЙ НАДПИСИ НА СТЕНЕ СТАРИННОЙ ИЗБЫ В МЕСТНОСТИ БИЛИР

09.01.2023 08:57 1
РАЗГАДАННАЯ ТАЙНА РУНИЧЕСКОЙ НАДПИСИ НА СТЕНЕ СТАРИННОЙ ИЗБЫ В МЕСТНОСТИ БИЛИР

Эту руническую надпись на стене деревянного строения середины 19 века в местности Билир, близ села Танда, Усть-Алданского района, случайно обнаружили в 2011 году учитель истории Тандинской школы Николай Тарский и его ученик Костя Аммосов, которые готовили доклад по архитектуре древних якутских деревянных строений.

Нам же о наличии этой надписи сообщил Николай Егорович Сыромятников, глава села Арылах Чурапчинского района. Он является прямым потомком белых шаманов Сыромятниковых, которые до конца 19 века владели всеми тайнами древней арийской рунописи. В 2012 году, в марте месяце мы поехали в Чурапчинский улус с целью заснять видеоролик об арылахских рунических надписях. Эти надписи на стене деревянного строения в местности Хотугу Чэлгиэрийэ была обнаружены в 2000 году местным краеведом-энтузиастом Поповым С.Р. Амбар, судя по надписям на внутренней стене, был построен в 18-м веке и использовался как ямщицкая станция на государевой дороге для сбора ясака.

Николай Егорович сам лично проводил нас до местности Хотугу Чэлгиэрийэ, где и стоит хорошо сохранившаяся бревенчатая изба. По его инициативе это историческое строение недавно было накрыто добротным навесом, поставлен деревянный щит с ознакомительной информацией об этой сакральной местности. Николай Егорович рассказал нам о своих планах превратить этот алас в место паломничества. Он известил нас и о своей недавней поездке в село Танда Усть-Алданского улуса, где он обнаружил еще одно деревянное строение, на стене которого нанесена руническая надпись из множества знаков.

Услышав такую интересную для нас новость, подстегиваемые научным любопытством и ещё какими-то неведомыми силами, мы с Андреем Ивановичем уже на третий день добрались до с. Танда. В местном клубе разузнали точное местонахождение старинного деревянного дома, о котором говорил нам Сыромятников, взяли с собой проводника и вскоре уже были у цели – благо местность Билир расположена совсем близко от с. Танда, а само деревянное строение – в двух сотнях метров от автомобильной дороги, ведущей в райцентр. Обойдя строения снаружи, мы обнаружили надпись на южной стороне амбара, на высоте где-то 1,5 метров.

17 рунических знаков четко вырезаны на бревне строения, и очень хорошо сохранились. Руны древние (мы называем их арийскими), идентичные с рунами на Ленских скалах (19 век до н.э. – 9 век н.э.) и на византийских иконах (5-7 век н.э.). 6 из них являются наложенными или «вязаными» – это когда два, три или четыре руны пишут одним знаком, наложенными друг на друга, с целью придания и/или усиления смысловой идеографической нагрузки.

Характерной особенностью данной надписи является то, что вторая руна (руны читаются справа налево) вырезана в три раза глубже, чем все остальные руны в ряду. Этим белый шаман отметил, что в данном знаке нужно искать три похожих слога.

Мы “развязали” руны и перевели их на более «современные» орхоно-енисейские знаки 7-го века.
Надпись читается так:

«БАҺЫР, БАҺЫЛ, БАҺЫҤ МЭ. ИСТИЭ БӨ АҔА, ДЬАҺА ҺИЭРИ АЙЫҺЫА. ҮҤҮҺЭР ИЛДЬИТИ АҔА ЫЫТ. ЫЛ СҮ, ДЬОЛ».

Наши предки, всегда мыслившие категориями трехсоставного триединого Мира, власть в обществе тоже разделяли на три вида:

БАҺЫР – силовая, военная власть, связана с силами Нижнего Мира.

БАҺЫЛ – экономическая власть, связана с силами Среднего Мира.

БАҺЫҤ – духовная власть, связана с силами Верхнего Мира.

ҺИЭР – это емкое слово объединяло такие понятия, как духовность, нравственность, культура, совесть, справедливость, традиции.

Сү – жизненная энергия Нижнего Мира.

Бө Аҕа – так называли Бога, его воплощением считалось Солнце.

Невозможно точно передать на другом языке то, что написано рунами. Очень приблизительный смысловой перевод этой надписи звучит так:
«Даю силовую, экономическую и духовную власть – бери! Услышит Бог, воля Всевышнего станет сотворцом СОВЕСТИ и ВЫСШЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Отче, пропусти молящегося вестника! Бери жизненную силу(здоровье), счастье!».

По рассказам местных краеведов, на этой местности в середине 19-го века (местность тогда называлась Дьаарбаҥ Суут) проживал улусный голова Петр Заболоцкий – Тыҥырах кулуба. Эти добротные деревянные строения для него построил его родственник, именитый мастер Семен Заболоцкий – Тыргыыс Сэмэн. Сохранившийся деревянный православный храм в с. Танда – тоже его рук дело.

По нашим предположениям, надпись сделана белым шаманом Сыромятниковым из Арылаха (тайной рунописи владели избраннейшие единицы). Видимо, знатный голова Заболоцкий специально пригласил белого шамана на большой ысыах. В знак благодарности, белый шаман и оставил ему свой магический АЛГЫС (благословение). Белые шаманы писали рунами в состоянии глубокого транса (турук – измененное состояние сознания), погрузившись во Вселенское информационное поле. Поэтому такие рунические надписи можно воспринимать как прямые весточки нам от самих Высших Сил.

Мы думаем, раз надпись сохранилась до наших дней и, наконец, правильно расшифрована, АЛГЫС белого шамана предназначалась не только знатному голове Баягантайского улуса, а всему якутскому народу.

***

Источник – Кузьма ФЕДОРОВ,

2014 г. 

Обсуждение • 1

Добавить комментарий
  1. Аа5ар5а

    учугэй ба5айы . Тун былыргыттан кэлбит ебугэлэрбит билиилэрэ

Оставить комментарий