Курс валют
$
92.26
0.33
99.71
0.56
Курс валют
Курс валют
$
92.26
0.33
99.71
0.56
Меню
Поиск по сайту

Олег Митволь: через два-три года у строителей моста через Лену начнутся проблемы

19.12.2019 15:54 5
Олег Митволь: через два-три года у строителей моста через Лену начнутся проблемы

Олег Митволь в интервью порталу Daily Storm рассказал о группе «ВИС», у которой провалились ГЧП-проекты на Ямале, в Новосибирске и Хабаровске, планирующей построить мост в Якутии за 63,7 млрд. 

В начале декабря группа «ВИС» подала заявку на конкурс на возведение моста через реку Лену в Якутии. Холдинг стал первым претендентом на участие проекта, на реализации которого настаивал лично президент Владимир Путин. Итоги конкурса подведут 17 января, при этом ВИС уже создала консорциум с госкорпорацией «Ростех». Активность компании вызывает опасения у главы движения «Зеленая альтернатива» Олега Митволя. Он считает, что через несколько лет у государства могут начаться проблемы, если строительством моста займется группа «ВИС». По словам экс-чиновника, в случае срыва проекта жители Якутии будут винить государство и президента.

— Я очень удивлен тому, что эта компания обещает вложить в разных регионах России десятки и даже сотни миллиардов рублей собственных средств. Притом что практически у всех концессионных компаний (входящих в группу «ВИС». — Примеч. Daily Storm) нулевой баланс. Самое интересное — это то, что по закону о ГЧП (государственно-частном партнерстве. — Примеч. Daily Storm) у концессионера должны быть личные средства. Я пытался найти банковские гарантии, но везде фигурируют неподтвержденные письма так называемой банковской поддержки, — рассказал Daily Storm Олег Митволь.

— Что за кредитные истории?

— Ну, например, если вы посмотрите письмо от БКС Банка, которое компания приложила в концессию по Калининградскому мосту, то увидите в третьем абзаце, что документ не является банковской гарантией. Теоретически банк готов выдать средства, но представители банка говорят, что сначала подумают над этим.

И еще один момент. Концессии предполагают государственные обязательства. Речь идет о выделении средств. Стоимость строительства объектов утверждается при прохождении проекта стадии «П» (стадия, на которой утверждается проект. — Примеч. Daily Storm). Этим занимается Главгосэкспертиза.

Но насколько мне известно, ни в одном из проектов не приводится этот документ. Отсюда возникает следующий вопрос. Как можно подписывать соглашение без подтверждения расходов государства? Я опасаюсь, что забрав в рамках ГЧП большое количество концессионных соглашений, компания будет просто получать неустойки с государства.

— О каких суммах идет речь? Сколько выделяет компания, а сколько государство?

— У всех ГЧП группы «ВИС» есть общие черты: соглашения подписываются с дочерними компаниями, у которых нет средств на балансе. Вот, например, возьмем мост через Лену. В приложении к заявке ГЧП сказано, что планируется инвестировать в проект бюджетные и заемные средства. Собственных денег у компании нет, потому что у фирмы, которая планирует заниматься строительством, — нулевой баланс.

ВИС Николаев фото Якутия Инфо

Цифры, в свою очередь, могут быть любые. Государство подписывает концессионные соглашения с расходами, которые не утверждает Главгосэкспертиза, и в этом случае непонятно, за чей счет идет строительство. Один из примеров — детские сады в Якутии. Стоимость одного объекта оценивается почти в 800 миллионов рублей. При том что на госторгах обычно предлагают от 240 до 254 миллионов рублей. То есть инвестор предлагает построить здание за 800 миллионов рублей, из которых 500 миллионов — государственные средства, а 300 — частные. И никого не волнует, что обычно подобные объекты строят за 300 миллионов рублей.

— Есть ли какие-то документы или примеры, по которым видно, что движение средств происходит именно так, как говорите вы?

— Я сколько смотрел концессионные соглашения, нигде не видел положительного заключения проекта стадии «П». Тот же Ленский мост — нет документов, оценивающих государственные затраты, но государство берет на себя обязательства.

Даже Минфин еще денег не выделил, только есть резолюция президента: рассмотреть возможность строительства моста. Группа «ВИС» выступила с концессионным соглашением сразу после резолюции президента. Но сначала необходимо проработать проект, а в данном случае какие-то чиновники берут на себя обязательства на 80-100 миллиардов. Куда в такой ситуации смотрит прокуратура?

И опять же повторюсь, все концессии должны заключаться на базе Главгосэкспертизы. Другого варианта просто нет. Поэтому я удивлен, как удалось в десятках регионов поназаключать подобного рода договора.

ВИС протесты

— С другими объектами та же ситуация?

— Летом 2019 года компания должна была сдать «Северный широтный ход — 2» в ЯНАО. Но на государственные деньги объект не удалось построить, а частных, видимо, не было. И теперь государство должно выплатить ВИС 937 миллионов рублей. Отдельный вопрос к прокуратуре: как правительство заключило такое соглашение? Здесь, наверное, несложно найти виновных в нецелевых тратах бюджета. Ведь это потеря в чистом виде.

— А на какие работы ушли эти деньги?

— Берем средства массовой информации и видим, что правительство ЯНАО расторгло соглашение. За 937 миллионов Ямал готов выкупить документацию. Мне кажется, что стоимость документации должна оценивать уже прокуратура.

Никто и ничего не построил, но местные чиновники решили компенсировать затраты. Говорят о договорах аренды, инженерно-геодезических изысканиях. Но все проблемы возникли просто потому, что сначала надо было сделать сметный расчет и дальше заключать концессионное соглашение.

— То есть описанного вами алгоритма не было?

— Нет, конечно, они подписали соглашение 30 декабря 2015 года, а закончился проект потерями бюджета.

— Как вы считаете, расходы региона в 937 миллионов рублей были запланированными?

— Ну как запланированными… Говорили же, что ВИС построит объект, и теперь выясняется, что компания выполнить это не сможет. И теперь нужно выкупать какую-то странную документацию. Это в чистом виде потеря бюджета.

— Известно ли вам о том, кто именно занимался строительством железной дороги? В частности, про экс-главу Пуровского района Евгения Скрябина, который входит в число топ-менеджеров компании?

— Вы знаете, не хочу говорить о том, кто именно занимается работой. Я просто считаю, что схема очень странная и в моем понимании она не соответствует действующему российскому законодательству. И как ее пропустили надзорные органы — меня тоже удивляет.

ВИС протесты фото Тайга Инфо

— Просто Евгений Скрябин работал в одной команде с экс-губернатором, а ныне министром Дмитрием Кобылкиным…

— Я не знаю об этих деталях. Я знаю только то, что компания обещает инвестировать сотни миллиардов рублей от фирм, у которых нулевые балансы. Вот это интересно.

— Как так получается, что если все так плохо, компания продолжает работать?

— Видимо, у них есть чудесный дар убеждения. В моем понимании только так.

— Есть ли в России другие компании, которые работают исключительно в формате ГЧП?

— Я больше о таких не слышал. Смотрите: ВИС работает в Калининграде, Хабаровске, ЯНАО, ХМАО, Кемерово, Московской области. Удивительно, что фирмы с нулевыми балансами берут на себя обещания инвестировать десятки миллиардов рублей. И чиновники им верят, вот что значит вера в людей.

— А нулевой баланс — это какая-то значимая деталь?

— Любое концессионное соглашение предполагает наличие у компании собственных средств. Компания должна иметь определенные активы. Но если их нет, то как она инвестирует, например 30 миллиардов рублей? Получается, что с одной стороны стоит компания без средств, а с другой — государство с бюджетными деньгами. Вот что произошло с трассой в обход Хабаровска: бюджетных рублей потратили много, а дорога до сих пор не сдана, хотя сроки подошли еще летом 2019 года.

— Но у некоторых компаний, входящих в группу «ВИС», все-таки есть средства…

— Но формально у тех компаний, которые выполняют обязательства, их нет. Посоветуйтесь с юристом, сейчас же есть бухгалтерские базы. Посмотрите, у кого сколько денег, и напечатайте в своей заметке.

ВИС мост новосибирск протесты

— По вашему мнению, формат ГЧП и концессий не подходит для реализации крупных проектов?

— В моем понимании, когда компания приходит реализовывать проект, у нее должно что-то быть на балансе. И она должна быть в состоянии выполнить концессионное соглашение.

— По результатам планируете ли обращаться в надзорные органы по поводу деятельности группы «ВИС»?

— Честно говоря, очень интересно, что будет по проекту моста через реку Лену в Якутии. У меня есть ощущение, что через два-три года у строителей моста через Лену начнутся проблемы. Местные жители винить в этом будут не строителей, а государство и президента. Поэтому в данной ситуации должны на это обратить внимание соответствующие структуры Ямала и других регионов. Там есть конкретика, думаю, что этим вопросом они должны заняться.

Источник: Daily Storm.

***

История напоминает строительство пускового комплекса Томмот-Нижний Бестях. Структура олигарха Дерипаски “Трансстрой” выиграв многомиллиардный подряд так и не достроил якутскую железку. По пути обанкротил все местные строительные фирмы, выступавшие в качестве субподрядчиков. Пришлось государственному бюджету отдуваться второй раз, чтобы докончить строительство пускового комплекса. А потраченные ранее миллиарды олигарх так и не возместил Якутии. 

***

Aartyk.Ru

Обсуждение • 5

Добавить комментарий
  1. Николай

    Так и есть, ГЧП это чистой воды обман всех и вся

  2. Пассажир

    Воздушный мост-мост им. О.Бендера так хотел написать даже не дочитав до фотки паспорта.Может худо без добра не бывает.Наши алени даже по открытой переправе не могут ехать пьяные буксуют в песках а там вообще с моста как горох рассыпаться могут.Пусть ездьют по старинке в свои алкомаркеты.

  3. Да ну?

    Кто это верит этому еврейчику, известному на всю страну жулику?
    По нему нары плачут или каторга на Колыме

  4. Воин

    Вторая Чжода

  5. фома

    митволь говорит то что имеет основание. а мотивы, почему он это говорит, могут быть разные. в том числе сугубо прагматичные лично для него. соприкасаться к процессам, несущим больщие бабки. улахан исит кэсиэхтээх, ытыска умньанардаах диэн, короче. В любом случае такое раскрытие имеющих место обстоятельств с другой стороны “моста”, думаю, все же для нас должно быть полезно.

Оставить комментарий