Курс валют
$
66.36
0.03
75.55
Курс валют
Курс валют
$
66.36
0.03
75.55
Меню
Поиск по сайту

Кто заплатит за газопровод, или По следам недавней аварии

06.01.2019 12:39 8
Кто заплатит за газопровод, или По следам недавней аварии

Под Новый год в Якутии рвануло. Рвануло так, что многие вздрогнули. Вряд ли случайно глава республики Айсен Николаев в те тревожные дни заявил:

«Прорыв магистрального газопровода при низких температурах при худшем стечении обстоятельств мог бы серьёзно поставить под угрозу жизнедеятельность многих предприятий»

А крупных предприятий на газу у нас раз-два и обчелся. Так что не будет большим преувеличением предположить, что речь шла о ЯГРЭС, ЯГРЭС-2 и ЯТЭЦ. Со всеми вытекающими для населения последствиями.

Дополнительный мрачный окрас произошедшему придала случившаяся буквально через несколько дней трагедия в Магнитогорске.

 

Для начала о позитиве

Конечно, ничего хорошего в самом факте аварии на 239 километре магистрального газопровода нет и не может быть в принципе.

Но то, что в результате инцидента ни один потребитель не остался без газа, говорит о высоком профессионализме диспетчерской службы СТНГ. Об опыте и умении диспетчеров компании работать в форс-мажорных обстоятельствах.

Блестяще проявили себя и службы линейно-производственного управления СТНГ. Вдали от базы, в малонаселенной местности, в условиях декабрьских морозов последствия аварии на подземном газопроводе были ликвидированы всего за два дня. Это достойный показатель организации аварийно-восстановительных работ.

Увы, на этом весь позитив заканчивается.

 

Угрозы

С реальным состоянием дел на газотранспортной системе «СВГКМ-Мастах-Берге-Якутск» широкая общественность республики имела возможность ознакомиться как минимум год назад. Когда в Якутии активно обсуждалась возможность строительства газоперерабатывающего комплекса в Заречье.

Одним из главных спикеров по данной теме выступал тогдашний министр промышленности Андрей Панов. При этом министра волновал не столько сам проект, сколько открывающаяся возможность глубокой модернизации сети магистральных газопроводов.

Печально, но это правда – «пророков нет в отечестве своем». Активистов от общественности в тот момент больше интересовали предстоящие выборы в Ил Тумэн. Потому их не впечатлили даже продемонстрированные на одном из мунняхов красочные слайды, повествующие об истинном положении дел на газовых магистралях Якутии.

А там есть, над чем задуматься. Нормативный срок эксплуатации магистральных газопроводов составляет 35 лет. В республике из 1943 км труб этот срок превышен на 664 км. Первые трубопроводы были уложены еще пятьдесят с лишним лет назад, в 1967 году.

Чем старше газопровод, да еще в условиях вечной мерзлоты, тем больше у него проблем. Поэтому не удивительно, что серьезная часть газовых магистралей Якутии не соответствует нормативным и проектным требованиям.

На разных участках газопроводов встречаются такие нарушения, как открытые участки, отсутствие обваловки, нарушение изоляции, язвенная и поверхностная коррозии, утонение стенки, непроектное положение: изгиб и провисание газопровода, несанкционированные переезды через газопровод, молодая поросль.

При этом на участке от 95 км до г. Якутска по всем трем ниткам газотранспортной системы отсутствует система очистки внутренней полости труб. Очистка внутренней полости на этих участках производится только скоростными потоками газа.

Специалисты знают, что отсутствие нормальной системы очистки внутренней полости труб не позволяет локализовать появляющиеся коррозионные язвы, что приводит к ускоренному выходу из строя всего газопровода.

Не исключено, что именно разросшаяся без надлежащей очистки внутритрубная язва стала причиной аварии у села Тастах.

Постепенное ветшание магистральных газопроводов имеет еще одно невеселое следствие – падает его пропускная способность. Если проектная пропускная способность газотранспортной системы составляла 11,5 млн. м3 газа в сутки, то фактическая не превышает 9,6 млн. м3. Это при том, что максимальная потребность в газе уже достигает 8,6 млн. м3 газа в сутки.

Если ничего не предпринимать, то в один не самый счастливый момент может получиться так, что пропускная способность газопроводов будет исчерпана и к ним нельзя будет подсоединить ни одного нового объекта.

 

Что делать?

В принципе поводов хвататься за голову и бегать с криком «Все пропало!» — пока нет. И диспетчерская служба, и линейно-производственное управление магистральных газопроводов СТНГ на деле доказали свою эффективность, умение справляться с обязанностями в любых критических ситуациях.

Зато есть вопросы к топ-менеджменту. Включая Совет директоров. Например, по стратегии развития компании.

На сайте СТНГ есть целый раздел, посвященный этой самой стратегии. Правда, состоит он всего из трех(!) абзацев.  И ни в одном из этих абзацев не нашлось места для слов о необходимости модернизации действующей сети магистральных газопроводов.

Про локализацию аварийных ситуаций есть, а про модернизацию – нет.

Еще один момент: по сообщению пресс-службы СТНГ 22 декабря подача газа на аварийный участок была прекращена только через 20 минут после обнаружения утечки диспетчерской службой.

20 минут – это время, которое понадобилось слесарю-обходчику, чтобы добраться до нужной задвижки. И все это время уже добытый, очищенный и осушенный, готовый к употреблению газ в прямом смысле «вылетал в трубу».

А кто-нибудь задумывался – вдруг выгоднее не содержать круглосуточные смены обходчиков для закрытия/открытия ручных задвижек на трассе, а поставить задвижки с приводами и управлять ими дистанционно, двумя кликами мышки?..

Понятно, что это вопрос не к диспетчерам. Они работают в заданных им условиях. Да и экономическая целесообразность и приоритеты финансовых затрат – не их уровень компетенций.

То же самое касается увеличения пропускной способности газопроводов. Технически вопрос решаемый. Через установку перекачивающих компрессорных станций.

Но тут опять все упирается в экономическую целесообразность. Которая зависит от стратегии развития предприятия. Состоящей на данный момент из трех абзацев.

 

О цене вопроса

Год назад стоимость модернизации газотранспортной системы Якутии оценивалась примерно в 20 миллиардов. В эту сумму входило:

— строительство третьей нитки магистрального газопровода диаметром 720 мм на участке «Кысыл-Сыр – Мастах» протяженностью 84 км.

— замена аварийного участка 173-191 км второй нитки газопровода «Таас-Тумус-Якутск».

— снятие ограничений по величине рабочего давления по третьей нитке магистрального газопровода на участке от 159 км до 289 км.

— строительство незавершенных объектов третьей нитки газопровода «СВГКМ-Мастах-Берге-Якутск».

— замена первой нитки магистрального газопровода от 184км (Берге) до 292 км (Якутск).

— ремонт и реконструкция нарушенных участков магистрального газопровода по выводам экспертизы промышленной безопасности.

Вполне возможно, что цена вопроса нынче еще подросла. Ведь газопровод новее не стал.

Глава Якутии уже пообещал строго разобраться с виновными в аварии возле Тастаха. Надо полагать, таковые будут найдены и сурово наказаны.

Единственное, не хотелось бы, чтобы среди них оказались диспетчеры или линейщики, отлично проявившие себя в очень непростой ситуации.

Однако никакой «разбор полетов» не даст ответа на вопрос – как быть с морально и физически устаревшей газотранспортной системой республики?.. Мы будем приводить ее в божеский вид или как?..

 

Так кто заплатит за газопровод?

В ноябре стало известно, что компания «Колмар» (ТОР «Южная Якутия») получила от правительства России почти 5 миллиардов рублей на строительство электроподстанций и подъездных железнодорожных путей к своим объектам.

И это далеко не первые безвозвратные многомиллиардные вливания в инфраструктуру ТОР «Южная Якутия». Дело в том, что по закону о территориях опережающего развития всю их инфраструктуру финансирует государство.

Идея Андрея Панова и разработчиков проекта газоперерабатывающего комплекса заключалась в создании на базе нового предприятия еще одной ТОР. Ведь в таком случае все расходы по модернизации якутских газопроводов легли бы на федеральный бюджет.

Однако в данный момент в связи с арестом собственников группы компаний «Сумма» проект газопереработки в Заречье заморожен и вряд ли будет реализован в обозримом будущем.

Но все же полностью исключать возможность появления нового газоперерабатывающего предприятия не стоит. Тем более, что это предусмотрено Стратегией развития республики до 2032 года.

Может быть, это будет совершенно иной проект. С другими собственниками и другим конечным продуктом. Однако по сути, появление перерабатывающей промышленности в республике — всего лишь вопрос времени.

Но конечно же, это далеко не единственный вариант финансирования ремонта газовых магистралей. Можно взять кредит. Но кто по нему будет расплачиваться? Население за счет повышения тарифов?.. Или бюджет? За счет каких статей?..

Можно попробовать договориться с федералами. Но они наверняка потребуют софинансирования. И снова возникает вопрос: За счет кого или чего?..

Чисто гипотетически есть совсем простой вариант — поднять тарифы на газ для населения и предприятий. Что автоматически поднимет ценники на электроэнергию, тепло и всю линейку местной продукции.

Еще один вариант — оставить все как есть в надежде на «авось» — рассматривать нет смысла. Бесперспективно, да и Айсен Николаев вряд ли на него согласится.

Надо полагать, что что сейчас в коридорах власти обсуждаются все возможные варианты. Однако гадать, какая модель в итоге победит – пока рано. Все узнается в свое время.

Но, если мы не хотим в какой-то момент внезапно остаться без тепла, света, связи и всех других благ цивилизации, если не хотим, чтобы газовый факел однажды вспыхнул посреди жилых домов – мы должны быть готовы чем-то поступиться.

Нравится нам это или нет, но такова суровая правда жизни. Время предвыборного хайпа давно кончилось. Приходит время совсем другого выбора. Гораздо более важного и ответственного. Непосредственно касающегося нашей безопасности.

***

Афанасий ЕГОРОВ,

для Aartyk.Ru

 

Обсуждение • 8

Добавить комментарий
  1. ДЕД МОРОЗ

    Сотрудн. этой конторы видимо не представляют в каком глобально масштабном под отчете перед народом.У них кажется что это дойная корова.За одну эту аварию можно слететь до Магадана.Про ремонт обслуга дежурство обход понятия нету.Не могут отойти еще в 17-веке.По таким понятиям и живут.

  2. пенсионер

    Что делать, что делать? Все и так знают что скорее всего можно сделать, драть три шкуры с потребителей. За газ, за бензин с соляркой, за электричество , за помойки, за квартиры, за авиабилеты, и еще за все, всее ,всее на что фантазии хватит. Воздух почему то бесплатный . Непорядок однако.

  3. ОТК

    С Пенсионером соглашусь , непорядок однако , но скоро и за него потребуют поддерживая олигархов, которые и и загрязняют воздух, атмосферу, экологию в целом, ещё ждём кого то накажут, накажут народ обогащая себя, для них ни один закон не работает!!!!

  4. За скоко продался?

    Агитыч, за скоко рублей ты стал Дагычем?

  5. петр слепцов

    Отрабатывают, отрепетируют и отлаживают механизм «управляемого хаоса» под соусом чисто производственной аварии со всеми вытекающими последствиями… В одну прекрасную январскую ночь опять повторится подобная ситуация, намеренно или по стечению обстоятельств по причине «усталостных» явлений или просто из-за износа металлических труб. Повышение тарифов для населения услуг жизнеобеспечивающих отраслей производства (электроэнергии, ГСМ, ЖКХ, саханефтегазсбыта, сахатранснефтегаза) будет однозначно контрпродуктивной. Предлагаю выпустить краткосрочный ЗАЕМ для населения под гарантией государства и частичным погашением с момента выпуска этого займа за счет услуг вышеперечисленных отраслей производства.

  6. Афар

    Работая в пожарной охране в УКПГ п. Кысыл Сыр .
    После продажи газовой промышленности республики
    Братьям Магомедовым .
    Три года подряд пытались достучаться до властей республики
    С целью указания. Опасности пренебрежения безопасностью
    по отношению к газовой промышленности ..
    Реакция была ошеломляющей, это было отношение людей живущих

  7. БАРЧА

    олени про газ даже не имеют понятия так что не достучитесь.Спец. деньги выдаивают от народа.За подключ. газа к дому кто придумал кабальные цены.Почему люди молчать.У нас нету и хрен с ним.Спим спокойно.
    Сельские жители и у кого част. дома должны разбираться с тарифами и ценами на газ.

  8. Горожанин

    http://www.yatec.ru/company/strategiya-razvitiya/
    Стратегия хозяев Агитыча тоже не блестит абзацами))))
    А для тех кто в пути, «стратегия» на сайте и официально принятая Стратегия это вообще то разные вещи.

Оставить комментарий    

!