В Сибири намерены восстановить популяцию якутской охотничьей лайки
Возродить древнюю породу собак – якутскую охотничью лайку, в том числе с помощью генетических исследований, планируют ученые и энтузиасты в Якутии. Эксперты рассказали ТАСС, зачем для восстановления старинных пород и традиционных методов их использования нужны анализы ДНК, в чем ошиблись советские кинологи и кому мешают собаки в небольших арктических поселках.
ДНК, лапы и хвост
Работу по восстановлению популяции якутской охотничьей лайки ведут энтузиасты из местного охотничьего клуба “Байанай”. Недавно к ним подключились ученые из Северо- Восточного федерального университета (СВФУ) вместе с коллегами из южнокорейского Фонда биотехнологических исследований “Соам” (Sooam Biotech Research Foundation). По их подсчетам, в республике осталось около 200 особей охотничьей лайки – популяция в центральных районах Якутии была практически уничтожена в середине XX века из-за поразивших собак болезней.
“Мы начали сбор материала ДНК аборигенных собак для выявления специфических маркеров этой породы. Энтузиасты хотят ее зарегистрировать, но им пока не удалось это сделать обычным путем с описанием экстерьера, поэтому они обратились к нам за помощью”, – рассказала ТАСС ведущий научный сотрудник центра “Молекулярная палеонтология” НИИ прикладной экологии Севера Лена Григорьева.
Образцы породы, с которых можно было бы начать ее возрождение, в Якутии удалось найти, но из-за преклонного возраста собаки уже не могли дать потомство. Решено было взять образцы их тканей и клонировать собак. Летом 2017 года корейский Фонд “Соам” подарил охотникам двух клонированных щенков якутской охотничьей лайки, выведенных вместе с учеными СВФУ. Клонов зовут Кэрэчээнэ и Бэлэх, в переводе с якутского – “красавица” и “подарок”.
Щенков от этих собак планируют использовать для возрождения породы. Григорьева говорит, что клонированные собаки ничем не отличаются от рожденных обычным путем – они здоровы и могут в будущем дать потомство.
“Щенкам сейчас девять месяцев. Они обычные собаки, подвижные, добрые. Охотиться им еще рано, но их берут в лес, натаскивают. Кэрэчээнэ – шустрая, Бэлэх – рослый спокойный кобель, как и его [генетический] “отец”, – рассказывает председатель клуба “Байанай” Юрий Борисов.
Младшая лайка, Кэрэчээнэ, представляла Республику Саха в декабре на днях Якутии в Москве. Она не в первый раз “выступает” публично: собака уже бывала в столице в качестве гостя на Фестивале науки.
Собрать собратьев
Как рассказал ТАСС Борисов, генетическая чистота и, как следствие, определенный набор внешних признаков – в данном случае не прихоть, а необходимое условие для того, чтобы собаку можно было использовать.
“Собаки должны работать на соболя, медведя, лося. Должны быть рослыми – снег выпадает рано… Кроме того, лайке нужен густой подшерсток, чтобы не мерзла – морозы доходят до 50 градусов”, – отметил Борисов. Как добавила Григорьева, четких требований к окрасу охотничьей лайки нет, но судя по старым фото, чаще всего встречались белые собаки.
Для возрождения породы клонов недостаточно, нужно собрать однотипных собак, отвечающих временному стандарту. “Якутия очень большая, как говорят, семь Франций. И здесь есть несколько типажей лаек – ездовая, оленегонная, охотничья. Ездовая лайка уже зарегистрирована как якутская. Мы ездим по улусам уже три года и собираем материал по охотничьей породе”, – пояснил Борисов.
Ошибка укрупнения
В случае с якутской охотничьей лайкой к почти полному исчезновению породы привели болезни, но в общем на традиционные породы плохо повлияла работа кинологов в годы советской власти.
“Ситуация с породами сложная и неоднозначная – изначально в каждом географическом регионе формировалась особая порода, приспособления для конкретной местности, для конкретных условий и практик их использования. За столетия появилось множество отдельных типов собак. Потом отечественные кинологи на их основе вывели несколько типов лаек, например на базе амурских лаек появилась восточно-сибирская. Такое смешение не к чему хорошему ни привело – исчезло районирование”, – рассказ ТАСС эксперт в области охотничьих и ездовых собак Александр Багаев.
Он объяснил, что при этом не стало специализации среди лаек, “усредненные” породы нельзя одинаково успешно использовать в различных природных условиях Сибири. “В былые времена среди якутских лаек различали “бельчатниц”, “соболятниц”, “зверовых” и других собак. Лайки использовались и как транспортные животные. Собачьи упряжки широко применялись в охоте, рыболовстве, на различных хозяйственных работах”, – рассказал эксперт.
Сейчас в России сейчас зарегистрированы породы русско-европейской, карело-финской, западно-сибирской и восточно-сибирской лаек. Распространение получили ездовые породы – сибирский хаски, и, в гораздо меньшей степени аляскинский маламут.
Таймырский хаски
Своя порода – таймырская ездовая – ранее была известна на Таймыре. Еще в начале 2000-х годов Трансконтинентальная арктическая экспедиция французского путешественника Жиля Элькема использовала собак из Волочанки, поселка в самом центре арктического полуострова. Несколько собак француз купил в стойбищах нганасанов и увез из России. Сколько таймырских ездовых насчитывается на севере края сейчас и есть ли они там вообще, неизвестно. Местные энтузиасты возрождают ранее традиционные для региона промыслы с использованием ездовых собак на базе породы сибирский хаски.
Так поступает, в частности, Денис Теребихин, директор школы в Волочанке, в окрестностях которой Элькем еще встречал местную породу. “Покупали (хаски – прим. ТАСС) по 65 тыс. рублей на грантовые деньги, три собаки нам подарили. А ведь именно волочанские собаки еще тринадцать лет назад вывозились в Европу, и теперь там работают под брендом “таймырская ездовая”. А на самом Таймыре они были потеряны или истреблены бродягами”, – рассказал собеседник агентства.
Сейчас каюры Волочанки, ученики Теребихина, являются самым северным отрядом движения “Юнармия”. Школе подарили комплекты зимней формы для занятия ездовым спортом, помогают районные власти. Однако, по его словам, работа с собаками, направленная на возрождение традиционных промыслов и воспитание патриотизма, встречает неприятие со стороны некоторых “чиновников мелкого звена”. В поселке много бездомных псов, недавно даже загрызших собаку-лидера школьной упряжки, но именно на его ездовых в Волочанке пишут жалобы с требованиями убрать их за пределы “спального района” поселка.
Желание возродить старинные традиции и промыслы характерно даже для восточной части Таймыра, где население, казалось бы, в ездовых собаках не нуждается, сказал Багаев, поставлявший туда сибирских хаски. “Они активно начали брать, выводить хаски и использовать их для ездовой деятельности, хотя в тех местах высока степень моторизации – у многих снегоходы и не по одному. Тем не менее желание возродить эту старинную традицию – уже тенденция, прежде всего среди представителей коренных народов”, – рассказал эксперт.
***
Источник:http://tass.ru/v-strane/4929814
Оставить комментарий