Ставка по ипотеке в отдалённых регионах должна быть минимальной
Чтобы стимулировать россиян не переезжать из отдалённых территорий, нужно дать им возможность взять ипотечный кредит под 1-2 или, может быть, 3% годовых. При этом ставка должна зависеть от экономической ситуации в регионе, уровня доходов населения, необходимости сохранить людей на данных территориях и других факторов. Такую точку зрения в пресс-центре «Парламентской газеты» высказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
– Анатолий Дмитриевич, премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение проработать ваше предложение. Расскажите подробнее об инициативе. Как она поможет россиянам решить свои жилищные проблемы?
– По данным Минфина, в 2020 году по программе «Льготная ипотека под 6,5%» было оформлено 346 тысяч ипотечных кредитов на сумму более 1 трлн рублей. Если смотреть по регионам, то наибольшие объёмы выдачи ипотеки приходились на Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Тюменскую и Свердловскую области.
По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», льготная ипотека спровоцировала перегрев рынка недвижимости. Заёмщики вынуждены были брать в кредит большие суммы, уменьшая тем самым выгоду от низкой процентной ставки. По данным Счётной палаты, увеличение спроса на жильё при сокращении объёмов ввода привело к росту цен на первичном рынке — за 10 месяцев 2020 года в среднем на 10,5%.
Соответственно, возникает вопрос — продолжать ли программу льготной ипотеки после 1 июля. Правительство и Совет Федерации выступают за компромиссный вариант, при котором программа станет более адресной. Бюджетные средства необходимо направить в те регионы, которые действительно нуждаются в закреплении населения и привлечении новых жителей, или даже в отдельные муниципалитеты.
Например, в Костроме можно было бы довести процент по ипотечному кредитованию жилищного строительства до 2-3%, где-то — до 4-5%, а в мегаполисах пусть он остаётся рыночным. Тогда мы могли бы через расходование бюджетных средств одновременно повлиять и на решение демографических проблем многих регионов.
– В прошлом году на поддержку регионов в рамках антикризисных мер было выделено дополнительно 300 млрд рублей. Следует ли продолжить эту практику?
– Ограничения экономической активности в 2020 году негативно отразились как на экономике всей страны, так и на региональных бюджетах. Для обеспечения бюджетной устойчивости регионов Правительством было принято решение направить столь значительные средства в субъекты.
В этом году мы также проводим консультации с Правительством и держим на контроле ситуацию по финансовому положению регионов. Вопрос о дополнительной поддержке будет рассматриваться в зависимости от ситуации, которая будет складываться в каждом конкретном субъекте. Пока что предпосылок для существенного ухудшения экономик регионов в сравнении с прошлым годом мы не видим.
– Готовятся ли в Совфеде предложения по дополнительному стимулированию региональных экономик?
– Такие предложения есть. В качестве одной из мер я считаю необходимым выделение из федерального бюджета дополнительных средств на развитие межрегиональных и внутрирегиональных перевозок. Это важно для повышения их доступности населению. В 2021 году на субсидирование межрегиональных перевозок выделено 7,7 млрд рублей. Это всего 21% от заявленной авиакомпаниями суммы в 36 млрд рублей. При всех сложностях с федеральным бюджетом, я предлагаю найти недостающие 28,4 млрд рублей, а с учётом насущной потребности, подтверждённой регионами, в следующем году эту сумму, как минимум, удвоить. Это обеспечит хотя бы минимальное удовлетворение потребностей населения в авиаперевозках по доступным ценам, особенно в далеко расположенных от центра районах России.
В совместной работе Комитета по бюджету и финрынкам с руководителями регионов вырабатываются и затем предлагаются Правительству меры для повышения заинтересованности регионов в дальнейшем наращивании своего экономического потенциала.
В частности, мы предлагаем: первое — расширить направления использования средств, высвобождаемых в результате реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, в том числе на региональные программы газификации. Второе — продлить на год срок погашения кредитов из федерального бюджета, предоставленных бюджетам регионов для погашения кредитов на пополнение остатков средств на счетах.
Третье — передать на федеральный уровень полномочия по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (несовершеннолетних детей и неработающих пенсионеров). Четвёртое — перераспределить часть доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов.
Полагаю также, что пришло время Правительству рассмотреть вопрос об уточнении системы распределения объёмов межбюджетных трансфертов субъектам. Пора вернуть индексацию общего объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. А в целом системе распределения регионам господдержки нужен более гибкий подход к возможностям каждого региона, обязательно нужно учитывать стремление и реальное движение региона к самодостаточности.
***
Источник: “Парламентская газета”
Оставить комментарий