На круглом столе обсудили проблемы по функционированию территорий традиционного природопользования коренных народов Севера
Вопросы и проблемы функционирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в муниципальных образованиях обсудили на круглом столе 8 ноября 2023 года.
Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева провела круглый стол на тему «Территории традиционного природопользования: регулирование вопросов на уровне муниципальных образований».
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Александр Подголов открывая мероприятие отметил, что традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера основывается на глубокой взаимосвязи, как материальной, так и духовной, с исконной средой обитания, без которой невозможно сохранение их самобытности.
Модератор круглого стола Елена Голомарева проинформировала, что Республика Саха (Якутия) относится к региону с наиболее развитой системой поддержки традиционных видов хозяйствования коренных малочисленных народов Севера. В настоящее время в республике решениями органов местного самоуправления образованы 63 ТТП местного значения в 21 муниципальном районе с общей площадью 165 млн. 491 тыс. га, что составляет 53,7% от общей площади республики. На них ведут свою деятельность 198 общин коренных малочисленных народов Севера. Наличие в Якутии закона «Об этнологической экспертизе» позволяет в какой то степени регулировать отношения коренных малочисленных народов Севера с компаниями-недропользователями. Она отметила, что есть проблемные вопросы в функционировании ТТП в районах, которые необходимо обсудить и решать.
Первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) Сергей Неустроев в своем выступлении отметил, что одной из основных проблем, с которыми они сталкиваются при реализации Закона о ТТП, является несоответствие реестра ТТП официальному Перечню мест традиционного проживания малочисленных народов, который утвержден распоряжением Правительства России от 08.05.2009 № 631.
Данная проблема возникает в связи с тем, что места проживания малочисленных народов у нас определены в пределах населенных пунктах, что, конечно, ограничивает права КМНС на ведение ими традиционной хозяйственной деятельности. Однако, охотничьи угодья и оленьи пастбища объединений малочисленных народов находятся за пределами ТТП и мест традиционного проживания малочисленных народов. Охота вне ТТП и мест проживания ущемляет права малочисленных народов на охоту. В связи с этим, разумно утвердить места проживания малочисленных народов в пределах муниципальных районов.
Сергей Неустроев также сообщил, что после вступления в силу Федерального закона №342 органы государственной регистрации отказывают в постановке на кадастровый учет территорий традиционного природопользования в связи с отсутствием отнесения таких территорий к зонам с особыми условиями использования территорий. В октябре прошлого года от имени Главы республики направлено представление в адрес ФАДН России о внесении изменений в Перечень мест проживания с включением отдельных районов в целом, включая межселенные территории.
«В сентябре текущего года получен ответ ФАДН России о том, что в процессе согласования проекта распоряжения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был выявлен ряд недостатков, который не позволяет включить раздел «Республика Саха (Якутия)» в Перечень мест проживания. Причины: протоколы общественных обсуждений оформлены ненадлежащим образом, финансово-экономическое обоснование не содержит расчетов в разрезе муниципальных образований. Прошу Глав оставшихся муниципальных образований ускорить проведение общественных обсуждений, так как это очень важный вопрос, поскольку он регулирует взаимоотношения с недропользователями и позволит в полной мере реализовать меры социальной поддержки КМНС», – заключил Сергей Неустроев.
Народные депутаты Николай Кульбертинов, Александр Атласов, Андрей Находкин, Иван Данилов, Александр Сусоев задали уточняющие вопросы. В частности, какие поселения на сегодня не включены в Перечень, какие штрафные санкции наложены на недобросовестных недропользователей за нарушение правового режима ТТП коренных и другие вопросы.
Сергей Неустроев ответил, что 4 ТТП – «Жиганский наслег», родовая община «Олень», родовая община «Олом», «Ботуобуйинский наслег» образованы в нарушение требований Земельного кодекса РФ, так как данные населенные пункты не включены в Перечень мест традиционного проживания. При этом признание нелегитимным ТТП «Ботуобуйинский» может создать опасный прецедент, в результате которого будут нарушены права и интересы коренных малочисленных народов, исторически проживающих на этой территории. Он отметил, что без проведения общественных обсуждений расширение Перечня мест традиционного проживания невозможно, что негативно повлияет на реализацию прав КМНС в части бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, пенсионного обеспечения (в части досрочного выходы на пенсию КМНС), охоты и рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни.
Первый заместитель министра имущественных и земельных отношений Нюргустана Пахомова сообщила, что в республике имеются ТТП, которые созданы вне мест официального проживания КМНС. Данная проблема возникает в связи с тем, что места проживания малочисленных народов определены в пределах населенных пунктов, что, конечно, ограничивает права КМНС на ведение ими традиционной хозяйственной деятельности. Минарктики сегодня ведется работа по внесению изменений в вышеуказанный Перечень.
Нюргустана Пахомова также пояснила, что с учетом обширных территорий Арктических районов республики и транспортной труднодоступностью, отслеживание нарушений правового режима ТТП является проблематичным для органов местного самоуправления. При этом нередко возникают ситуации, когда недропользователи, минуя требования закона об Этнологической экспертизе, оформляют земельные участки, расположенные в границах ТТП местного значения, в аренду, в соответствии с видами использования лесов, предусмотренных ст.25 Лесного кодекса РФ. С данной проблемой, в частности, столкнулись в Момском районе. Она также пояснила, что ТТП поставлены на кадастровый учет как территориальные зоны и никакие третьи лица не имеют права оформлять на них право на земельный участок. Эти территориальные зоны, которые имеют правовой режим, не могут быть оформлены за родовыми общинами, но внутри этих ТТП могут быть земельные участки родовых общин. Что касается охотничьих угодий, то закон дает право на добычу биологических ресурсов, при этом закон не дает право на пользование земельными участками. Наличие охотхозяйственного соглашения может быть основанием для предоставления земельного участка, но право на земельный участок охотхозяйственное соглашение не дает.
Председатель Совета старейшин Ассоциации КМНС Якутии Августа Марфусалова предложила внести в законодательство новые поправки, в связи с изменившейся экономической ситуацией в стране. ТТП местного значения свое интенсивное развитие получила в период предоставления так называемого «Дальневосточного гектара» и народным депутатам Ил Тумэна удалось в полном объёме отстоять поправку об установлении ограничения использования земельных участков, расположенных в зонах с особыми условиями использования территории, в том числе по территориям охотничьих угодий. Первыми эти вопросы тогда подняли жители Южной Якутии, потому что коренным народам надо было спасаться от промышленной экспансии. Лобби большого бизнеса очень сильное, и они исключили тогда понятие двух ключей из законодательства. Предлагаю усилить работу по включению в поправки в ФЗ «О недрах» пункт об ответственности промышленных предприятий перед местным населением на основе соглашений и договоров», – сообщила она.
Наиболее острой проблемой, которая на протяжении уже более десяти лет остается нерешенной, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в РС (Я) Константин Роббек назвал вопрос Перечня мест традиционного проживания коренных малочисленных народов, который установлен на уровне поселений (наслегов). Из-за данного ограничения представители коренных малочисленных народов Севера республики не имеют возможности воспользоваться некоторыми своими правами.
«В данной ситуации стоит напомнить, что уже который год длится резонансное уголовное дело в отношении оленевода П. из Алданского района. К большому сожалению, состоялось рассмотрение уголовного дела в суде кассационной инстанции. Приговор Алданского районного суда оставлен без изменений. Пока это единичный случай, который может послужить своеобразным судебным прецедентом, на который будут в последующем ориентироваться суды различных инстанций при рассмотрении подобных дел. На самом деле подобных дел было возбуждено уже немало, но большинство из них удалось закрыть благодаря сотрудничеству с органами прокуратуры. Насущной проблемой дальнейшего сохранения и функционирования территорий традиционного природопользования является то, что в настоящее время они не относятся к зонам с особыми условиями использования», – сказал Уполномоченный.
Он сообщил, что по информации предоставленной Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера расположено приблизительно 1000 объектов распределенного фонда недр. Из них лицензии на добычу полезных ископаемых имеют порядка 240-250.
Все это связано с отсутствием на федеральном уровне четкого правового регулирования вопроса соблюдения недропользователями законодательства субъектов в части проведения этнологической экспертизы и правового режима территорий традиционного природопользования.
Для решения данного вопроса, Константин Роббек предложил рассмотреть возможность подготовки и внесения изменений в Закон РФ «О недрах» в части установления обязанности недропользователей по соблюдению прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, установленных федеральным и региональным законодательством. Соответственно, внести изменения и в части оснований для прекращения, приостановки или ограничения лицензий на право пользования недрами.
Председатель Ассоциации эвенков РС (Я) Борис Николаев отметил, что вопросы правого режима должны волновать сегодня не только малочисленные народы, но и народ саха, поскольку вопрос касается сохранения сайылыков, сенокосных пастбищ, охотничьих угодий. Он сообщил, что в советское время основную долю промысловой пушнины поставляла центральная Якутия. Отсюда вытекает стратегический вопрос о необходимости образования ТТП регионального значения.
Народный депутат Иван Данилов предложил при выдаче лицензий и налоговых преференций четко прописать в договоре обязательность проведения этнологической экспертизы и участие недропользователей в социально-экономическом развитии района, республики. Ведь сэкономленные от предоставленных льгот средства составляют у некоторых компаний миллиарды рублей. Взаимоотношения с недропользователями необходимо начинать уже с момента формирования земельного участка перед его освоением.
Глава муниципального района «Момский район» Дмитрий Аммосовсообщил, что на территории района ведут свою деятельность 90 недропользователей. «Но мы не знаем, чем они занимаются и какие налоги они платят в бюджет республики».
Народный депутат Виктор Губарев отметил, что довольно часто бывают случаи, когда муниципальные образования даже не владеют информацией о том, какое предприятие-недропользователь ведет свою деятельность на их территории. Наглядный пример, Момский улус. «В таких случаях, именно закон о ТТП является рычагом воздействия на недобросовестных недропользователей, чтобы они приняли участие в социально-экономическом развитии района или наслега, где они ведут свою деятельность. Такие правила действовали и в советское время, когда государство обязывало промышленников, чтобы они строили дороги, жилые дома и содержали всю социальную инфраструктуру. И как правило, в промышленных районах развитие опережало сельские районы по всем показателям. В закон «О недрах» внесено более ста поправок, я думаю, что на федеральном уровне закон об этнологической экспертизе не примут. Поэтому с учетом поступивших предложений нужно четко сформулировать и внести поправки в закон «О недрах», – предложил парламентарий.
Глава муниципального района «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» Николай Стручков предложил рассмотреть вопрос выделения улусам единовременных субсидий на проведение кадастровых работ по линии Минарктики для оформления ТТП. Улус полностью является территорией ТТП местного значения, но на текущий момент ТТП не поставлен на кадастровый учет в связи с отсутствием финансовых ресурсов.
Руководитель дирекции ТТП Оленекского района Василий Егоровпредложил совершенствовать закон в части расширения полномочий органов местного самоуправления. Необходимо также обсудить вопрос об осуществлении зонирования ТТП и регистрационного и кадастрового учета таких территорий.
Елена Голомарева отметила, что в Оленекском районе, который полностью признан территорией традиционного природопользования, установлены доверительные и деловые взаимоотношения с недропользователями, которые играют большую роль в социально-экономическом развитии национального района. Депутаты Суглана разработали проекты нормативных правовых актов, направленные на установление порядка и утверждения четких регламентов нахождения на ТТП, взаимодействия недропользователей и жителей района. Составлены дорожная карта взаимодействия промышленных компаний и коренных народов на территории ТТП, правило поведения на территории ТТП национального района. Народный депутат сообщила, что с опытом их работы могут ознакомиться и другие улусы для составления своих нормативных правовых документов.
Подытоживая итоги круглого стола Елена Голомарева сообщила, что есть серьезные проблемы в функционировании ТТП в районах, над решением которых необходимо работать совместно с правительством республики. Все предложения войдут в рекомендации круглого стола. Образованные на местном уровне территории традиционного природопользования, как показывает практика, сегодня являются самыми приближенными к народу территориями, в части управления и участия самого населения. Но предстоит большая работа для сохранения этих территорий для будущего поколения, привести в порядок правоустанавливающие документы, есть много упущений в организационной работе.
Председатель профильного комитета, обращаясь к главам улусов, также отметила, что в муниципалитетах не созданы органы управления территориями, соответственно нет правоприменительной практики в части функционирования этих территорий. А без их участия невозможно проанализировать нормативно – правовое регулирование территории традиционного природопользования и определиться с полномочиями органов местного самоуправления. Она при этом подчеркнула, что для совершенствования существующих правил ведения традиционных видов хозяйствования, есть необходимость в инициировании изменений и дополнений в нормативные правовые акты РФ.
«В ходе обсуждения также поступили предложения об обязательности участия недропользователей в социально-экономическом развитии региона и муниципального образования, на территории которых осуществляется хозяйственная деятельность, а также обязательность проведения этнологической экспертизы. Еще 15 января 2020 года Президент страны Владимир Путин заострил внимание на социальной и экологической ответственности бизнеса, особенно крупных компаний. На федеральном уровне мы должны вернуть норму, где недропользователь при получении лицензии на разработку месторождения, также возлагает на себя обязательство об участии в социально-экономическом развитии территории, на которой он осуществляет свою деятельность.
Форум, проходивший в начале ноября в Москве, показал, что политика промышленных компаний на Севере России в последние годы постепенно меняется, приходит осознание того, что их деятельность должна включаться не только в правовое поле, в первую очередь, экологическое, но и соответствовать моральным нормам, традициям и обычаям народов, населяющих эти места испокон веков. Это вселяет большую надежду», – заключила Елена Голомарева.
***
Пресс-служба Ил Тумэна
Оставить комментарий