“Газохимическому заводу быть!”… Но уже под другим названием
На волне протеста против строительства химического завода на территории Мегино-Кангаласского улуса родились и выросли несколько политических персон и организаций: Иван Степанов, Сулустаана Мыраан, Елизавета Гаврильева, “Сомоҕо күүс” и так далее. Блеснули своими протестными мнениями и оппозиционные политики Афанасий МАКСИМОВ, Иван ШАМАЕВ и др.
Протестовали и протестовали и некоторые до того допротестовались, что стали народными депутатами Госсобрания Якутии. Вроде бы общественники миссию выполнили – газохимического завода нет. ЯТЭК, который пытался то ли разработать проект, то ли согласовать его с населением Заречья, в связи с арестом хозяев практически запутался в ориентирах… На данном этапе разговоров о строительстве газохимического завода вроде нет.
Или же все-таки есть?
А вот это интересный момент. По всем информресурсам – региональным, федеральным – прошла информация, что Якутия хочет самостоятельно начать производство топлива. Якобы привозной бензин слишком дорог. Все как-то особенно интенсивно начали расхваливать якутян и их руководство – берите пример с Якутии, если все регионы сами будут производить бензин, нефтяным магнатам-олигархам конец!
И этот проект под кодовым названием “Даешь дешевый бензин!” Айсен Николаев поручил разработать и реализовать Афанасию Максимову. Максимов же типа спец по этой части.
“Аартык.ру” пытался выяснить у Максимова, что же это за проект, с чем его едят? На что Афанасий Николаевич как-то вдруг странно засмущался. Бойкий политик, рубаха-парень вдруг засмущался… это уже как-то нас насторожило. Проект с каким-то подвохом?
Засмущавшись Максимов послал нас за справками прямиком к Ил Дархану. Мы обратились за справками к пресс-службе АГИП РС(Я), они кивали на минпром, те на выходные… Прошло ровно 10 долгих дней. Но у минпрома выходные никак не кончаются.
В итоге `”Аартык.ру” обратился к своим экспертам.
Всеволод МАТУЕВ, экономист, обозреватель:
– Всеволод Николаевич, три года назад наше издание обратилось к вам за комментариями на тему строительства газохимического завода в Мегино-Кангаласском улусе. Вы были сторонником строительства химзавода и тогда еще говорили, что ГЗХЗ будет обязательно построен в Якутии не сейчас, так через 5-7 лет.
– А вы и не заметили? Повестка уже прошла на “ура”, и народ проглотил наживку. Но проект прошел уже не под названием ТОРа “Заречье”, как тогда подавали, а под соусом “производства собственного бензина”.
-Но Афанасий Максимов был же против строительства химзавода”…
– И что?
– Начинка-то проектов одна, вчера был против газохимии, а сегодня выступает соавтором газохимического проекта. Можно как угодно обозвать, от этого он не будет пахнуть по-другому.
– В политике и не такое бывает. Но, давайте не будем об этом, а просто я отвечу на поставленный вами вопрос.
Химия – это не есть всегда плохо. А в большинство случаев даже хорошо и необходимо.
Принцип производства бензина, в сущности, тот же, что и при разработке карбамида, против которого выступало население три года назад. Все традиционные GTL (Gas to Liguid) технологии по производству моторных топлив основаны на синтезе Фишера-Тропша. По сути, этот синтез – основа традиционной газохимической промышленности.
Если объяснить простыми словами: то рецепт приготовления теста для булочек, пирожков, пончиков, хлеба – одинаковый: жидкий субстрат и дрожжи. Вся эта выпечка появляется в результате брожения, т.е. из синтеза дрожжей и жидкости. Точно также используя базовый химический синтез Фишера-Тропша можно получить различные продукты, от карбамида до синтетического топлива.
В настоящее время производство синтетических нефтепродуктов имеет большой экономический потенциал, в зависимости от выбранной технологии каждое направление производства предполагает разные показатели эффективности. Но все проекты по производству синтетических нефтепродуктов без исключения требуют крупных капитальных вложений.
– Тогда амбициозный проект производства “якутского бензина” потребует не одного года.
– Однозначно. При выборе направления производства синтетической нефти нужно рассматривать технологии, основанные на использовании различной сырьевой базы, с целью поиска наиболее оптимальных экономических параметров. Есть технологии производства синтетических моторных топлив (СМТ) из природного газа (Gas-to-Liquid) или угля (Coal-to-Liquid), которые в перспективе нескольких десятилетий будут требовать меньших затрат на добычу и переработку этих ресурсов по сравнению с получением жидких топлив из сырой нефти.
– А какое сырье будут использовать в производстве “якутского бензина”?
– Я так полагаю, что они намереваются в качестве сырья использовать природный газ. Так же и в проекте ТОР “Заречье” сырьем должен был выступить газ.
– Насколько проект будет экологичным?
– Это зависит от того, какую технологию будут применять и использовать. Но как и любое производство – химическое производство оно будет связано с производством попутных компонентов, которые потребуют утилизации либо установок для дальнейшего производственного передела.
В России давно развиваются GTL-процессы: до 1993 года работал завод в Новочеркасске, наши специалисты разрабатывали катализаторы синтеза «Фишера – Тропша», в том числе для компании «Shell». Однако в России не существует реализованного в промышленном масштабе современного производства синтетических моторных топлив по технологии GTL.
Между тем, компания ОАО «ГМК «Норильский никель» обеспечивает примерно 25% добычи и продажи кобальта на мировом рынке, а кобальт, как известно, является основным каталитическим элементом для синтеза «Фишера – Тропша». И другой фактический монополист на рынке кобальта – компания «Сосол», которая контролирует еще 70% мирового рынка кобальта, а оставшиеся 5% достаточно дискретны.
Борис НЕМИЛЯЕВ, кандидат геолого-минералогических наук, эксперт:
– На мой взгляд, для Якутии, в целом и в России переработка газа в синтетические моторные топлива является наиболее целесообразной задачей. В Якутии имеются значительные запасы природного газа.
Специалисты считают, что индустрию GTL для производства синтетического жидкого топлива (СЖТ) из природного газа следует осуществлять в три этапа:
Первый этап — «быстрые» проекты, т.е. проекты небольших (производительностью по газу не более 1 млрд м3/год) установок, которые должны продемонстрировать эффективность получения СЖТ, выгодность используемых технологий, и поставить на рынок первые партии продуктов для их испытаний и подготовить персонал для новых заводов.
Второй этап — среднесрочные проекты коммерческого типа (производительностью по газу 3—5 млрд м3/год) с целью решения региональных проблем обеспечения высококачественными моторными топливами.
Третий этап — крупные проекты (с производительностью по газу 10—12 млрд м3/год и выше) на месторождениях Восточной Сибири, Арктического шельфа и др., т.е. создание крупномасштабной индустрии СЖТ.
– Судя по вашему мнению, проект производства газохимического завода под кодовым названием “дешевый якутский бензин” – это федеральная повестка, а отнюдь не проект, рожденный в стенах якутского правительства?
– Я в этом уверен. Эксперты предполагают, что, начиная с 2020 года, объемы добычи нефти и газа будут снижаться. Все когда-нибудь да кончается, истощаются запасы углеводородного сырья в целом по миру. На фоне этого поиск, разработка альтернативного топлива, строительство газохимического завода по своему объему финансовых вложений не по плечу одному региону. Тут вопрос глобальный, поэтому этот проект без участия крупных госкорпораций недостижим.
Анна ВАЛЕРЬЯНОВА, политолог, эксперт:
– Надо отдать должное, политтехнологи нового якутского руководства очень грамотно начали продвигать идею строительства газохимического завода. Сначала была объявлена медиавойна на поставщиков топлива за дороговизну бензина. Все лето, осень залпами били по поставщикам топлива в Якутии – АО “Туймаада-Нефть” и ПАО “Саханефтегазсбыт”. Под конец первого раунда медиавойны было объявлено, что республика сама будет производить топливо по низкой цене. Народ такое объявление воспринял положительно, где-то даже с воодушевлением. Теперь нанятым политтехнологам надо удержать и продлить “воодушевление” народа. Продолжать бить по своим. Хотя мы все прекрасно знаем, что отпускную цену на бензин ПАО “Саханефтегазсбыт” определяет учредитель. А учредителем является правительтство РС(Я), в лице московского топ-менеджера Владимира Солодова. Ему надо добить местных, чтоб потом привести своих.
Место строительства газохимического завода пока четко не определено. В связи с тем, что некоторые работы по проекту газохимического завода уже проделаны за счет инвесторов, то легче начать реализацию проекта с Заречья. Далее, скорее всего, пойдут переговоры с нефтяными компаниями, которые уже вложились в проект ТОР “Заречье”.
В сущности, те политики и общественники, которые в течение трех последних лет выступали против строительства газохимического завода в Мегино-Кангаласском улусе, в новой власти практически все получили статусы и должности. Лидеры оппозиции прикормлены и сыты, поэтому они уже не будут выступать против строительства химзавода. Хотя они все прекрасно понимают, что под соусом «дешевый якутский бензин” скрывается что ни на есть ТОР “Заречье”.
Правда, место строительство завода, скорее всего, будут пересматривать. Могут построить где-нибудь в другом районе. Например, в Олекминском, Ленском районах. Там народ более спокойно относится к промышленному освоению месторождений в силу своего национального состава и соотношения коренного населения к пришлым. Жители этих районов более аполитичны и инертны. Бастовать, как зареченские, не будут.
***
Aartyk.Ru
И где будут строить ?
Там же наверное.
🤔
А чего это если Аф. Максимов послал к ИД туда не обратились? Не захотели отвлечь его от соцсетей?))
Ну да, зачем приезжему народу так волноваться за экологию… нагадят, заработают кучу денег и улетят к себе в центральную россию или в центр сибири. Это нам, местным важна экология, так как тут наши предки жили, мы живем и наши дети и внуки будут жить!