Курс валют
$
92.51
0.79
98.91
0.65
Курс валют
Курс валют
$
92.51
0.79
98.91
0.65
Меню
Поиск по сайту

Что с этими якутами не так?

26.04.2022 11:45 16
Что с этими якутами не так?

Одна из читательниц тгк @Aartyk.ru делится своими впечатлениями после прочтения книги народного поэта Якутии Натальи Ивановны Харлампьевой “Семен Данилов”. Книга была издана в 2020 году издательством “Молодая гвардия” в Москве.

Читаем с сыном книгу Натальи Харлампьевой о Семене Петровиче Данилове. Ужасаемся и потрясены до глубины души.

Это мы не знаем, сколько стоило светлых голов и ярких жизней, возвращение народу наследия трех великих основоположников якутской художественной литературы А.Е.Кулаковского – Өксөкүлээх, Н.Д.Неустроева. А.И. Софронова – Алампа.

И надо же, ведь в “буржуазном национализме” трех якутских классиков обвиняли не русские, не Москва, а свои же якутские писатели, местные партийные конъюнктурщики республики! Посредственности делали карьеру на гениях. Как это трагично и больно… просто рвет душу.

Самое ужасное, что из всех советских народов только якуты обвиняли своих классиков в национализме, и только мы в течение долгих лет топтали творения величайших писателей, мыслителей, философов своего народа. Просто стыдно…
А сколько сил и усилий было потрачено, чтобы вернуть их доброе имя?! Сколько травли, тюремных заключений, издевательств, гонений и унижений пережили те, которые отстаивали доброе имя и творческое наследие Өксөкүлээх, Неустроева, Алампа?

Да, старшее и среднее поколение слышали, какой долгий путь возвращения сделали эти священные теперь имена трех классиков. Но Наталья Ивановна описывает нам эти трагические годы через дневник свидетеля тех событий – Семена Петровича Данилова, поистине народного поэта.

Из книги Натальи Харлампьевой “Семен Данилов” (серия Жизнь замечательных людей, Москва, издательство “Молодая гвардия”, стр.81-82):

“Пожалуй, более или менее объективным, хотя и по-прежнему с обличением “националистов”, стал Третий съезд якутских писателей в конце июля – начале августа 1953 года, на котором в качестве гостя присутствовал Александр Твардовский. (…). Твардовский, который пережил личную трагедию необоснованного раскулачивания и ссылки своей семьи, очень хорошо знал о существовании политических конъюнктурщиков от литературы – он совершенно безучастно выслушивал речи про “буржуазный национализм”, даже по воспоминаниям участников съезда, опускал глаза, когда очередной оратор начинал говорить на эту тему. Партийным властям Якутии очень хотелось, чтобы сам Твардовский осудил “буржуазный национализм”, прошелся по этой теме. Но Александр Трифонович этого не сделал. (…) Лишь только один раз он коснулся  больного для якутских писателей вопроса: “Ну что я могу сказать по поводу национализма? Если вы сами себя бьете в грудь и говорите о национализме… А что касается о любви и уважении к русскому народу и к русской литературе, то достаточно сказать об этом один раз. От того, что вы повторяете это много раз, ничего не меняется…”

Софрон Данилов, брат Семена Петровича, оставил воспоминание об участии Твардовского на съезде: “В течении трех дней съезда он стал свидетелем того, с каким остервенением, с подачи партийных руководителей республики, обливали ушатом грязи видных работников культуры Якутии. Ненависть просто выпирала из ораторов, в обличительном угаре никто из них в выражениях не стеснялся. Говорили много, но в ушах отдавалось одно и то же: национализм, национализм, национализм… Александр Трифонович, как только вырвется из уст очередного оратора это слово, с каким-то чувством брезгливости,  смущения и досады чуть опускал голубые глаза”. (…)

Как гласит молва, вслед ему полетело в ЦК  партии подмётное письмо, мол, Твардовский не осудил якутских “буржуазных националистов”. Та же молва свидетельствует, что пришел ответ: “Твардовский у нас один, а Ивановых много”. История умалчивает, кто же был этот пресловутый Иванов…”

Надо знать историю, обязательно надо знать ее, чтобы не повторять те трагедии, которые совершили наши предшественники. Имя предателей своего народа навсегда останется проклятием их потомков. Они совершили преступление не только против одного народа саха, а лишили все разумное человечество великой лирики Алампа, вещего слова и священного прозрения Өксөкүлээх, будоражащего умы и сердца пламенных образов Ойунского. Если бы не эти карьеристы, живущие одним днем, то гениальное наследие якутской классической литературы заговорило бы на всех языках. Ведь именно те десятилетия, когда шла неутомимая, нещадная борьба против классиков якутской литературы, считаются до сих пор апофеозом переводческого творчества в истории якутской литературы.

***

Источник – @Aartyk.ru

Обсуждение • 16

Добавить комментарий
  1. 1234

    Саамай септеехтук санаатын суруйбут! Билинни кэмнэ особенно! Саха саханы тэпсэн, унсэн, уган биэрэн тугу абыранара буолла, эргиччи чорбойоору гыммыт дьоммутун сэргэбитин тэпсэбит, бассаапка талбыппытынан уегэбит, ол киьиэхэ куьаган буоллагына уерэбит, ырытабыт!!! Уйэлэр тухары уларыйбат ейдеммет омукпут дуу??!

  2. Лена

    А на Маганском кладбище в мае прошлого года все было запущено и заброшено. Я на якт писала об этом. С тех пор не была, незнаю, может привели в порядок

  3. Woodmaster

    Эти “карьеристы” сейчас параллельно переключились на недра. Выгода двойная. И материальная, и политическая.

  4. Назаров Игнат

    “… Они совершили преступление не только против одного народа саха, а лишили все разумное человечество великой лирики Алампа, вещего слова и священного прозрения Өксөкүлээх,…” . Кто-нибудь может сказать – КТО ИМЕННО делал так против Алексея Елисеевича Кулаковского…???

    Ну…??? Кто “посмеет”..??

  5. Тимир

    То5о киьини барытын Саха диигитий?! Ити дьоццут сырайын хара5ын фио кор. Якут диэн суруллубут эбэнки дьоно кэбилэнэр. Кинилэр тиийиммэттэригэр Саха буруйдаах. Билигин да бурээт диэн суруллубут халы мааргы эбенки кэлии бо5о манна баар.Былааска Ким билигин олороруй. Корон араарыц. Сатаан сацарбат мэйии буьарбат уорэ5э суох дьон. Уорар сиир эрэ адьынаттаах. Саханы кинилэр сиэтилэр.

  6. Мда

    Ну, насчёт чего думал и чувствовал Твардовский, думаю, уважаемый Софрон Данилов много чего напридумал и нарисовал пером художника. Всего вероятнее, Твардовский в данном случае на страницах написанного, всего лишь орудие в руках С. Данилова в групповой борьбе и интриге против своих оппонентов. Не было белых и пушистых в этих подковерных или часто публичных групповых “потасовках” наших дорогих писателей. Как известно ещё было из уст Иосифа – Кобо, других которых у нас не было и нет. А насчёт “национализма” и прочего… А почему нельзя предположить, что те кто говорил такие претензии к коллегам по ремеслу писателя, говорили это из искренных побуждений и убеждений? А что, если это были люди, искренне убежденные в интернациональные принципы советского человека, советского воспитания и идеологии? И эти обвинения вырывались из их уст из предчувствия беды, которое постигнет Советский Союз, нашу родину именно под идеологией разномастного национализма? Предчувствия сегодняшней нашей беды, как Украина?

  7. Нет

    Семен Борисов , Егор Кычкин , Григорий Нынныров и др. Вряд ли они были искренними интернационалистами .

  8. Читатель

    Харлампьева сама не образец высокой морали, так что не ей судить.

    • Ну ну

      “Семён Борисов, Егор Кычкин, Григорий Нынныров и др. вряд ли они были искренними националистами”… А на каких основаниях такое категоричное суждение про этих, вообще то в свое время уважаемых, не мало проработавших для общества людей? По ним, что, был какой – то ” нюрнбергский процесс”? А противная им в общественных спорах сторона, можеть, если разобраться, тоже “вряд ли были искренними националистами”?

  9. Дуораан

    Все это мнение одной писательницы, которая возможно пытается словить хайп. и с точки зрения современности. В реале, в те времена было наверняка намного сложнее, много нюансов, которые мы сегодня не видим. Правда как обычно где-то посередине.

  10. тукулутта

    есть скрытый подтекст, 1922 год и дальше что – 100 лет прошло, значит откроются архивы и так каждый год, утаить будет невозможно, все тайное станет явным, некоторые уже строчат письма, обращения, требования чтоб продлили сроки, но врядли нащи внутренние шалости получать статус совершенно секретно, ох неуютно чувствуют себя, неуютно..есть такие товарищи

  11. Й

    Саха интеллигенциятын билинни уровена достаточно низкий, да и люди творческие всегда со своими Я.

  12. Ээ, полноте..

    Все эти былые и не былые баталии наших интеллигентов, если откровенно, были и есть толкотней серых ремесленников у государственной тёплой, бюджетной кормушки. Настоящие, от природы творцы, художники, глыбы никогда до этих “баталий” не опускались и не нуждались в “соратниках по борьбе”.

  13. харам

    Похоже, не для вас писана эта книга в серии ЖЗЛ… Не стоило бисер метать автору! Эта же серая интеллигенция и комментирует серенько и подленько

  14. Мда

    Каков текст ,таков и привет.как написано ,так и откликано. Посеешь ветер ,пожнесь бурю. Не суди и не будешь судим. Автору не стоило встать в позу грозного обвинителя,разоблачителя и судьи.И одновременно адвоката Данилова и Ко. Кто дал ей все эти права ? Звание Народного писателя ? Так именно это звание обязывает быть мудрой .Народ же не только исключительно паства Даниловых и конторы..

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»