Курс валют
$
82.65
0.2
94.36
0.35
Курс валют
Курс валют
$
82.65
0.2
94.36
0.35
Меню
Поиск по сайту

Что такое «Адьмонте», «Брюнгеде»?

18.04.2023 12:37 12
Что такое «Адьмонте», «Брюнгеде»?

В телеграм-канал @Aartyk.ru вышел пост от подписчика, где пишется о коверкании названий местностей на  федеральной автодороге “Колыма”:

“Дорожники, конкретно ФКУ Упрдор “Вилюй” (название компании исправленоприм. ред.), украло названия нескольких рек в Томпонском, Оймяконском, Чурапчинском, Таттинском улусах, изменили до неузнаваемости названия большинства речек.

Во-первых, заказчик ФКУ Упрдор “Вилюй” при приемке работ у подрядчиков строительства федеральной автодороги «Колыма» должно было в обязательном порядке контролировать правильное указание названий рек и речек. Что это за названия «Брюнгеде», «Бивуачы», «Адьмонте»?! Оказалось, что речку «Адьмонте» на самом деле зовут Ат моойо.

Исковерканы практически все названия местностей на дорожных указателях. В некоторых местах просто тупо написаны «река», «речка», «ручеек». Куда дели все названия?!

Во-вторых, почему местные главы не поднимают этот вопрос?! Неужели всем безразличны эти искаженные названия рек, речек?! Наши предки осваивали новые территории, чтобы любой дорожник по своему усмотрению менял географические, исторические названия местности? Что за бардак?! Даже по общепринятым понятиям названия, имена имеют сакральные значения. И коверкать их просто преступно!”.

Мы тоже недавно ездили по этой трассе, так что подтверждаем слова подписчика. Действительно, на дорожных указателях, особенно на мостах через речки написаны, мягко говоря, исковерканные до неузнаваемости якутские слова. Какая-то абракадабра! К слову, названия местностей, как рассказывают дальнобойщики, ездящие до Чукотки, в большинстве якутские. Это свидетельство того, до каких далеких земель добирались и жили наши предки.

На трассе “Колыма” практически все названия местностей связаны с лошадью – Ат баһа, Тый сыҥааҕа, Ат моонньо (моойо) и т. д. Это и понятно, в древние времена лошадь была единственным транспортом для передвижения на большие расстояния. Так что надо поставить памятник якутской лошади, выносливому, неприхотливому, уникальному животному, поистине настоящему другу северянина.

Надо сохранить и всячески оберегать древние названия местностей в дань уважения не только к нашим предкам и сохранении истории, но и к духам тех мест. А места там, поверьте, поражают своей красотой и мистическим величием.

С Томпонского улуса начинается Верхоянский хребет, огромные скалистые горы, играющие своими гранями в лучах заката, уходящие вершины гор в небеса – это захватывающее дух зрелище. С Оймяконского улуса начинаются каменные исполины Кисилях, то ли люди, то ли боги, застывшие во времени.

п. Усть-Нера, Оймяконский улус, начало Кисилях

Сохранением исторических названий местностей, прежде всего, должны озаботиться живущие там люди. Что и указывает в своем ответе на публикацию @Aartyk.ru пресс-служба ФКУ Упрдор “Вилюй”:

-ФКУ Упрдор «Вилюй» сообщает, что дорожные знаки наименований рек и населенных пунктов устанавливаются в соответствии с утвержденным Реестром зарегистрированных географических названий объектов (далее – Реестр географических названий), который ведется Росреестром.

ФКУ Упрдор «Вилюй» не имеет полномочий изменять названия рек и населённых пунктов.

В 2017 году Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) проводило в отношении ФКУ Упрдор «Вилюй» проверку в части соответствия географических названий объектов, указанных на дорожных знаках. По итогам проверки было выдано предписание о приведении в соответствие названий, указанных на дорожных знаках утвержденному Реестру географических названий.

Данный вопрос ФКУ Упрдор «Вилюй» неоднократно поднимался. Для внесения изменений, заинтересованные лица (Муниципальные образования, депутаты и т.д.) должны обращаться в Правительство Республики Саха (Якутия) с обоснованием внесения изменений в названиях рек и населенных пунктов. После внесения изменений в Реестр географических названий, дорожные знаки устанавливаются дорожными организациями.

Федеральная трасса Колыма за последние четыре года преобразилась. Идет капитальная реконструкция дорог. До Чурапчи проложен асфальт, дальше идет скально-грунтовая дорога, ее расширяют до двух полос, смягчают крутые повороты, ставят барьерные ограждения-отбойники, строят мосты и т.д.

Но вот содержание федеральной трассы местами оставляет желать лучшего.

@Aartyk.ru:

“Почему-то после того, как Николай Андреев (руководитель ФКУ Упрдор “Вилюй”) взял обслуживание трассы Колыма под свое крыло, состояние трассы ухудшилось. Подсыпка, особенно участок в Оймяконском улусе производится из рук вон плохо. А это жизнь и безопасность всех участников движения.


В Оймяконском улусе есть самый высокий и опасный в Якутии перевал Уолчаан Дабаан (переименованный в Ольчанский перевал, высота 1183 м над уровнем моря, длина 27 км, находится в 40 км от пгт. Усть-Нера), который раньше ежедневно подсыпали шлаком, соленым раствором. А теперь уж с какой ноги встанут.

Раньше трассу обслуживала компания «Колыма», работали отлично. Чернение производилось ежедневно”.

***

Надеемся, что главы Мегино-Кангаласского (Д. Тихонов), Таттинского (М. Соров), Чурапчинского (С. Саргыдаев), Томпонского (Я. Степанов), Оймяконского (И. Сивцев) озаботятся, наконец, грамотной транскрипцией названий местностей, восстановят исковерканные названия.

А дорожникам, обслуживающим трассу, настоятельно рекомендуем уделить внимание непосредственной своей работе – обеспечивать безопасность транспортного движения. От вашей работы зависит жизнь людей!

***

Aartyk.Ru

Подписаться на телеграм-канал @Aartyk.ru

Обсуждение • 12

Добавить комментарий
  1. Мда

    “Брюнгеде”, “Бивуаче”, “Адьмонте” – не названия , песня просто , ха ха. Прямо бельгийско -франконский шансон. Сальваторе Адамо, блин. Ребята ,которые так исковеркали свои природные якутские звуки , явно на западе кантовались -учились, блин.

    • Рио

      Было бы смешно, если б не было так печально (

    • Миисэ

      Да это русские все названия исковеркали,которые в конторах сидят,.можно отнести к рубрике “нарочно не придумаешь”

  2. Миисэ

    На самом деле там не бивуачы стоит название, а бивуачный ,брюнгяде и адьмоле

  3. Сначала в Якутске наведите

    порядок. Если сможете. Намцырский (Нам сыыра), Тулагино (Тулагы), Хатассы (Хатас), Лена (Олуонэ) и тд. Есть принятый реестр, по нему и нужно писать названия. А то можно договориться до алфавита Новгородова.

  4. Зарай

    Чем меньше букв тем дешевле получается.Видимо эти Дорожники забыли из за ихней халатности погиб парень из Магадана.Второй стал инвалидом.Институты языка тоже сидять спять.Толку от них нету.Никому ненужные.Пора закрыть.

  5. Пассажир

    Главы улусов где проходить трасса сами смотрите за дорогой и вовремя предъявите притензии на хорошую сумму.Каждая авария ломка авто тоже.Дальнобой тоже не молчите.Пусть возмещают урон убытки.Дорожные знаки заставьте исправить.Пусть исправляют заодно и км.тоже.Обращайтесь в ГИБДД и суды.Название “Кисилэх” тоже не верно “Киьилээх”.Материться умеем а написать по человечески никак.

  6. Пассажир

    В том то и дело.Гибели молодого человека виноваты Дорожники.Сделали новую дорогу.А старые Дорожные знаки оставили.Ты умник тоже поехал бы по старой дороге.На небе не написано где новая дорога.Они поехали той дорогой где все люди ездили сто лет.И остались старые знаки.Гибель на их совести.Потому жители улуса тоже не сидите.Итак хватает вот таких умников водятлей такси пьян рвань лихачей.Авто старые с лысой резиной.А вы своих людей отправляете с ними в один конец.Нас итак мало.

  7. Слава

    Сепке этэгин. Дорожники виноваты в гибели пацана. Хантан билиэхтэрэй оголор. Там надо было кирпич ставит и написать. Этой дорогой не ездите. Оно закрыта и т.п. !! А местные на буранах и уазиках своих сами ездят и будут на охоту или на что то. Они не булут трогать эти знаки и надписи. Виноваты дорожники однозначно. Вчера человек упал в яму свайную. Как будто написали везде…охранник сам передвинул крышку и упал типа. Виноват сам типа. А где прораб, буровой мастер. Почему скважину рсиавили открытым. А по СНИПУ советскому не должны держать открытым скважину зимой более 4 часов. У нас вроде весна или зима? Так везде. И охранник сам будет виноват, видно же пенсионер в очках. Скажем нах туда полез. Выпил б чекушку и еа боковую в будке. Не везет всем

  8. Таатта

    Сахалыы сурулуннаҕына табыллыбат буоллаҕа дуу. Уларыппакка эрэ кыаллыан сөп. Сахалыы буукубалары эрэ уларытыахха наада этэ.

  9. Мин

    Сахалыы нууччалыы икки тылынан суруйуохтарын

Оставить комментарий