Курс валют
$
80.22
0.33
90.38
0.69
Курс валют
Курс валют
$
80.22
0.33
90.38
0.69
Меню
Поиск по сайту

БЕКБОЛАТ ШЕКЕРОВ: НЕТ ФЕНОМЕНА ЯКУТСКОГО КИНО

11.10.2024 08:51 7
БЕКБОЛАТ ШЕКЕРОВ: НЕТ ФЕНОМЕНА ЯКУТСКОГО КИНО

Пару лет назад в якутских СМИ была информация о том, что кинокомпании «Казахфильм» и «Сахафильм» подписали соглашение о сотрудничестве. И это отличный повод наведаться в одну из старейших киностудий во всём постсоветском пространстве.

Быть в г. Алматы и не посетить столь культовое заведение, попутно не поинтересоваться из уст казахской стороны, насколько выполняются условия соглашения – непростительное упущение для журналиста.

Со мной любезно согласился встретиться известный в Казахстане кинодраматург, режиссер Бекболат Шекеров. Он выпускник ВГИК, в одно время учился с нашим не менее известным оператором Семеном Аманатовым.

Фильмография Шекерова: “Секер” (2009 г.), “Однажды в багажнике” (2010 г.), “Жас Улан” (сериал, 2010 г.), “Встречная проверка” (2012 г.), “Лето 1941 года” (2022 г.), “Рассвет Великой степи” (2022 г.).

Как выяснилось, Бекболат дважды побывал в Якутске. В 2023 году в качестве члена жюри III республиканского фестиваля короткометражных фильмов “Республика кино” и этим летом посетил наш национальный праздник Ысыах.

Давайте предоставим ему слово:

– Я слежу за работой якутских коллег. Все говорят о феномене якутского кино, но я хочу сказать, что это понятие давно устарело. В якутском кинопроизводстве давно наблюдается устойчивый рост и уже пора перестать говорить о нём как о феномене – редком явлении.

В Якутии в год снимается около двадцати фильмов и это при населении менее миллиона человек. С 2015 года половина всех российских фильмов, снятых за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, производится в Якутии. Система проката централизована, компьютеризована, кассовый сбор от 100 млн рублей в год. Какой это феномен? Это уже устойчивое масштабное производство. При этом сила якутского кино заключается в том, что якутское кино опирается на народные традиции, меня это очень впечатляет. Якутское кино максимально использует народный фольклор, и это сразу отражается в кино.

– Тенгрианство сохранилось у нас по остаточному принципу. Можно сказать, сохранились только его отголоски. И вот что странно, когда я этим летом побывал на вашем национальном празднике Ысыах, во мне проснулась генетическая память. За всё время проведения алгыс – обряда благословения я ощущал прилив горячей крови в ладонях вплоть до кончиков пальцев. Это такое приятное и сильное ощущение – единение с природой, братским народом, голосом алгысчыта. Даже теперь, когда вспоминаю, у меня мурашки по коже. Что это, если не генетическая память?

– Ваш Ысыах и наш Наурыз чем-то похожи. Наш проводится в день весеннего равноденствия, ваш летнего. Оба праздника не ограничиваются одним днем. Гостей угощаем кумысом, молодые люди соревнуются в силе и ловкости, не утихают песни и танцы. Но ваш Ысыах проводится более масштабно, за один день всё не посмотришь, а там столько интересного! Это надо каждый год приезжать, смотреть и впитывать.

– Наши исконно казахские обычаи поглощены исламом. Но кое-какие элементы древних обрядов все же сохранились. Например, когда создается новая семья, после обряда благословения в мечети мы приходим домой и проводим ритуал для молодоженов: в очаг, в костер подливаем масла, чтобы новый очаг молодоженов не угасал. Получается, что у нас уникальный симбиоз ислама с тенгрианством. А что надо, чтобы восстановить свои древние обычаи? Надо ездить к своим соседям, братским народам, перенимать то, что они сохранили.

– Ислам относительно других конфессий – молодая религия. Но на территории Казахстана она не распространялась одновременно и повсеместно. Да, к нам ходили из Ближнего Востока муллы, пропагандировали свою веру, но не было такого, чтобы все казахи поголовно приняли его. Кто-то принимал, кто-то оставался равнодушным. Как ни странно, ислам активно стал насаждаться с приходом русских. Вот они через татарских муфтиев убедили почти весь народ. Принцип разделяй и властвуй.

– Моя версия истории народа саха звучит немного наивно и фантастически, но, кто знает, может, я интуитивно где-то прав. Когда распалась Тюркская империя, вашему роду – народу саха была поставлена задача пойти на север и сохранить тюркский язык, тюркскую культуру в первозданном виде. Тюркские народы делили территорию на два крыла и правили одновременно и в правом, и в левом крыле. Это отражено даже в истории казахского ханства XV века. Хан Керей правил на юге, а его брат, друг, соратник Жаныбек на западе.

– У башкиров сохранилась легенда, где рассказывается о набеге казахов к башкирам. Казахи хотели увезти в плен семь башкирских невест. Девушки, не желая пропасть в плену, бежали и спрыгнули все с обрыва в озеро. Все погибли. И так было постоянно, башкиры угоняли у казахов скот, уводили в плен девушек, но и казахи, в свою очередь, нападали и угоняли девушек и отбирали скот. А современные башкиры поставили этим семерым девушкам памятник. Это я к тому, если бы вас кто-то выгнал, это бы сохранилось в устном народном творчестве, в легендах, преданиях. А такой темы у вас нет. То есть в вашем фольклоре не отражены какие-то знаковые страшные события, о том, что вас выгнали. Если бы вы ушли в результате каких-то войн или междоусобиц, это обязательно отразилось бы в вашем фольклоре.

– У меня есть еще одна версия вашего ухода на север. У нас есть древняя легенда о любви «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», согласно которой у двух друзей одновременно рождаются дети: у одного сын, у второго дочь. И новоиспеченные отцы договариваются о том, что, когда дети вырастут, они их поженят. Но один из друзей умирает, и его семья беднеет. А второй уже не хочет выдавать свою дочь за бедного парня. И чтобы люди не осуждали его, что он нарушил договор, со своей семьей уходит на берег реки Улендi (Лена). Таким образом он и свое имя сохраняет, и дочери не дает выйти замуж за бедного, то есть не дает обеднеть своему потомству. И эта легенда вполне может быть о ваших предках.

– Якутск маленький, компактный город, в нём невозможно заблудиться, но мне это удалось. Это было зимой. Проснулся я как-то утром рано, обычно за мной машина приезжала, но в тот день мне захотелось пройтись пешком, ощутить каково это, ходить при -50? Туман, мороз, я добрел до какого-то магазина. Зашел, согрелся, а когда вышел, туман уже рассеялся, и всё вокруг изменилось. Солнышко светит, ясное безоблачное небо, дома откуда-то выросли, улицы появились. В тумане я ориентировался как будто где-то на природе, в лесу, а на солнечном свету вдруг увидел перед собой город. Я получил легкий шок. Не знал, куда идти. Гостиницу нашел, благодаря прохожим.

– Все знают про белые ночи Петербурга. А этим летом я узнал, что и в Якутии такие же белые ночи. Это, бесспорно, красиво, я друзьям своим отправлял фотки ночного Якутска. Но мешает спать. Приходил в номер ночью и первым делом закрывал шторы. Для не привыкшего человека это довольно серьезное испытание.

– Казахское кино развивается семимильными шагами. Мы на 90% выдавили с проката голливудские и российские фильмы. На наших площадках много снимают кыргызы, у нас есть совместные казахско-кыргызские проекты. Что касается казахско-якутского соглашения, то оно работает. Когда у нас был показ якутских фильмов, пришло очень много народа. Зрители увидели в ваших фильмах забытое родное или узнаваемое новое.

– С якутскими коллегами вынашиваем идею создания художественного фильма, который будет основан на наших общетюркских древних традициях, но это будет история не о прошлом, а о будущем, как бы предостережением будущему поколению.

– Якутия – удивительная страна и мне хочется узнать все больше и больше о ней. Я хочу не только возвращаться в Якутск, но и увидеть своими глазами быт простых селян, как они живут. Согласитесь, обычаи и традиции больше сохраняются на периферии.

– У меня много друзей из Якутии и с вашим появлением на одного якутского друга стало больше.

***
Беседовала Анжелика МОТОСОВА,
Aartyk.Ru

Обсуждение • 7

Добавить комментарий
  1. Кыыһырбыт

    Казахтар ылар эрэ айдааннаахтар. Биэрэллэрэ туохтара да суох. Аһаҕастык кэпсэппэттэр. Дьэллэмнэр биһиги эрэ, баарбытын барытын туран биэрэн. Кыратык киһиргэттилэр да дьаллас гынабыт. Оттон казах атын: сэбиэскэй саҕана улаатымсыктара, кыра-хара саханы киһи диэбэт этилэрэ. уруулуубут дииллэр да эрдии-ойохтуу буолбут саха-казах ыала төһө баарый? Суоҕун кэриэтэ, бары арахсан бараллар. Ол итэҕэлтэн эрэ буолбатах. Менталитеттан. Сөпкө этэр, чугастыы уруулуу омуктартан ылыахха диэн. Бэйэлэрин иннилэрэ-кэннилэрэ суох. Оннооҕор раскопкалара мөлтөх, былыргыны үөрэппэккэ баччааҥҥа диэри кэлэн баран аан дойду кочевниктарын хаанымсах Томирис сарыыссаларын биһиэнэ диэтэхтэрэ, сакалаат кытта оҥордохторо үһү!

  2. Алтын

    Туох диэн эттэххиний? Үлүгэр оҕолорбутун принимайдаан олороллор дии, биир хараҕынан туора көрбөккө. Ама ол утары уунуу буолбатах үһү?

  3. Лилия

    Как приятно читать такие теплые слова о Якутии!!! Интересные аналогии и сравнения приводит! Спасибо, Анжелика, за прекрасный материал и познавательные моменты!!!

  4. Эх

    Опять озвучил этот казах между текстом миф о том, что ислам среди казахов распространился русскими при помощи татарских муфтиев, типа из за умысла “разделяй и влавствуй”. Кажеться, казахи целенаправленно хотять переложить свою вину в том, что не справляются с активным фундаменальным , радикальным исламом у себя дома (как и все свои проблемы) на Россию, на русских. Дескать, с них все это началось. Нехорошо. Все комплементарное к нам интерьвю насмарку.

    • Ирина

      Так и есть. И потом, Республика Саха (Якутия) не отдельная страна! Вот и есть подтекст этого интервью, они подначивают нас к отделению от России. Но, в отличии от них у нас есть великое наследие нашего, не побоюсь этого слова написать, мыслителя А.Е. Кулаковского “Письмо к якутской интеллигенции”, где он наставляет нас быть вместе с русским народом! Также не забываем, что казахи свою государственность приобрели благодаря пламенному сыну якутского народа Максиму Аммосову! Не забываем о том, что “главный”, в настоящее время, тюрский народ – турки, возродили и сохранили свой язык благодаря нашему алфавиту и языку! В отличие от них мы сумели за все эти годы сохранить и развить свою культуру, менталитет, самобытность, традиции и национальную идентичность.

  5. Тимир

    Приветствуем казахского брата. Уруй Айхал!

  6. Бай

    Соҕуруу казахтар уонна хоту казахтар менталитеттара арыый уратылаах курдук. Хотуларга нуучча ордук дьайбыта, онтон соҕуруулууларга – ислам.

Оставить комментарий