Курс валют
$
92.13
0.37
98.71
0.2
Курс валют
Курс валют
$
92.13
0.37
98.71
0.2
Меню
Поиск по сайту

Резонанс: “Вызывает недоумение позиция авторов “Нового письма” к вопросу по тюркскому миру”…

10.04.2023 08:31 12

интело

Резонанс: “Вызывает недоумение позиция авторов “Нового письма” к вопросу по тюркскому миру”…

Уважаемые и заслуженные люди Республики в сфере культуры, литературы, исторической науки и политпублицистики опубликовали на внимание широкой публики “Новое письмо к якутской интеллигенции”, заявленное как эстафетное, поколенческое продолжение заложенного великим Алексеем Елисеевичем Кулаковским – Өксөкүлээх Өлөксөй традиции футурологической попытки уяснения путей судьбы народа Саха на основе анализа тенденций развития мира.

Авторы, подписанты ” Нового письма” совершенно правильно, искренне и обоснованно поклоняются литературно – художественному произведению “Сон шамана” и публицистического “Письма к якутской интеллигенции” А.К.Кулаковского. Как собственно, и все поколения якутской интеллигенции поклонялись и поклоняются этому наследству основоположника якутской литературы.

А. С. Борисов, Н. А. Лугинов, И.И. Николаев, А.Н. Алексеев с их заслуженными званиями, итоговыми работами в своих профессиональных сферах и направлениях, достигнутых начиная с 90-хх годов прошлого века, во многом олицетворяют практическую реализацию и продолжение идей, устремлений, чаяния Алексея Кулаковского во имя процветания якутского народа и культуры. И конечно, имеют полное право обратиться к современной якутской интеллигенции, народу в традициях А.Е. Кулаковского. Имеют право предложить свое видение, свой анализ и свой вариант продолжения “Письма” А. Кулаковского.

Мы же, не углубляясь в размышления о том, насколько в сегодняшних условиях достигнутого народом Саха действующих форм и институтов государственной и общественной самоорганизации и самоуправления востребовано, оправдано и эффективно прямое копирование формы “Сна шамана” и “Письма к интеллигенции” А.Е. Кулаковского как метода воздействия к обществу, отметим, что это опять-таки право уважаемых авторов на выбор технологии и метода.

Авторы “Нового письма” призвали читателей творчески присоединиться к “Новому письму”, предложить дополнения и предложения. Принимая это воззвание авторов как и предложение критического осмысления текста “Нового письма”, скромно внутренне причисляя себя в некотором смысле к части якутской интеллигенции, попробуем высказать несколько заметок и комментариев по некоторым тезисам и основам “Нового письма”.

Итак. В первую очередь, меня лично в буквальном смысле покоробило высказанное  в “Новом письме” срок жизни Саха этноса.

“…якуты, вероятно, тоже когда – то исчезнуть как нация. Но мы должны продержаться как можно дольше, ещё век или полтора – два столетия”.

А надежду на эти полтора – два столетия “продержания” авторы связывают исключительно с нашим периферийным положением и суровым климатом. А.Е. Кулаковским сто лет назад также был встревожен  “сроком выживания” народа. , но указал, что этого нам знать не дано, это Судьба, а нам следует быть настроенным оптимистично и целеустремленно, надеясь и борясь за долгие века счастливой жизни.

Кулаковский в поэме “Сон шамана” указывал, что периферийная жизнь Саха в суровых условиях на берегу Северного Ледовитого океана помогли Саха становиться как народ и обрести стойкий, закаленный, успешно устремленный на физическое выживание характер. В то же время Кулаковский ещё сто лет назад уяснил, что периферийный суровый край проживания как условие укромного выживания позади. Что наступают времена выживания в условиях неумолимой причастности и вовлечения к бурным процессам и катаклизмам Большого Мира.

***

К происходящим в наши дни глобальным процессам и катаклизмам авторы “Нового письма” совершенно точно отводят главное место процессу смены миропорядка. Авторами “Нового письма” не даётся обстоятельная расшифровка, в чем же заключается этот процесс смены миропорядка. Хотя в научной политологии, геополитике, геоэкономике достаточно точно определены сущности происходящей смены миропорядка. Это очевидный закат пятивекового глобального доминирования западноевропейской технологической цивилизации, в сегодняшнем этапе выражающейся в отходе от позиций глобального доминирования Атлантического блока во главе США. Некоторыми геополитологическими кругами, в том числе российскими, этот блок определяется как англосаксонский. А некоторыми, учитывая широкие аспекты и нюансы, как англосионисткий.

Во главе многовекового опыта технологии и методов ведения Большой игры за мировое господство “старой доброй Англии” – Великобритании. А какие это англосаксонские технологии и методы борьбы за мировое владычество ещё в 1910 году ёмко и точно указал А.Е. Кулаковский во “Сне шамана” в характеристике сути геополитики Англии.

“Стравливание государств и народов на борьбу между собою. Разделяй и властвуй”.

Эта технология ведения геополитики успешно применялась в прошедшие века Великобританией, а во второй половине 20-го века и в начале 21-го века США на просторах Большой Евразии. Но сегодня мир наблюдает крах этой вековой англосаксонской игры на раздор и междоусобицу в просторах Большой Евразии. Во многом усилиями России складывается основа стратегического союза и тактического взаимодействия государств и народов Большой Евразии. Главная гарантия этого – стратегическое взаимодействие на “мировой шахматной доске” (по термину З. Бжезинского) России и Китая, отношения между которыми, как недавно заявил во время визита в Москву и встречи с Путиным руководитель Китая Си Цзинпинь, “больше чем просто союз”. И в свете этого совершенно непонятны тезисы авторов “Нового письма” по отношению к Китаю. По сути, не анализируя ничего по реальной актуальной парадигме “Россия – Китай”, авторы “Нового письма” на почти что бытовом уровне воссоздают страхи о “китайских воздушно – десантных, механизированных бригад, могущих за несколько часов достичь Якутии”. Такой уровень анализа и тезиса по отношению к современному и перспективному Китаю совершенно непонятна.

Да, Китай сегодня и завтра настолько глобальное, новое явление в мировом укладе, что, разумеется, имеются разные оценки и прогнозы по геополитическим действиям выходящего на позицию глобального экономического и технологического лидера. В том числе и опасения, и настороженность. Нужно отметить, что гений А.Е. Кулаковского проявился и в том, что ещё 100 лет назад он предвидел во “Сне шамана” и эти опасения, и настороженность в отношении сегодняшнего и завтрашнего Китая. И это ещё тогда, когда Китай ничего не значил в мировой расстановке сил, когда Китай ещё находился практически в колониальном гнете и власти Запада!

Но сегодня на данном этапе развития событий и процессов представлять Китай в ракурсе “броска за несколько часов до Якутии” ошибочно. И контрпродуктивно, если позиционировать себя в качестве сопричастного к реальным делам и процессам в интересах своей Родины – Якутии и России. А авторы “Нового письма” позиционируются именно как “Россия и Якутия – навеки”. Хотя горизонт якутов предвидится всего то на полтора века. А горизонт прогноза по России и того туманнее. Вводится даже целый абзац “… возможный распад России?”

Вообще, по-моему, в “Новом письме” по нашей Родине, России – матушке, поверхностно изложены анализы и тезисы. Хотя и имеется такой абзац, как “В чем заключается ” особый путь России”. Авторы “Нового письма” никак не доводят до читателя хотя бы основные пунктиры того, в чем именно заключается особый путь России, в чем заключаются смысл и идеи сегодняшней титанической борьбы России с Западом, с глобальным гегемоном США. Сказать, что авторы не имеют понятия об этом, было бы недопустимо. Тогда что? Остаётся предположить, что авторы разделяют в некотором смысле позицию тех кругов в России, которые находятся в оппозиции по отдельным вопросам, проводимой руководством страны политики. Наверное, отсюда сентенция в “Новом письме” о том, что “через какое-то время может быть новый “разворот на Запад” – Россия снова захочет ощутить себя частью общеевропейского мира. Тяга к Европе все-таки будет жива в умах и сердцах русских, болезненно переживающих разрыв с Европой. Христианская Россия – естественный союзник Европы в будущем мире, поэтому концепция “Европы от Лиссабона до Владивостока” снова окажется востребованной”.

Что же, опять-таки сошлемся на право авторов на свое видение. Мы, исходя из многочисленных анализов и прогнозов, в основном отечественных российских геополитиков и политологов, скажем словами т. Сухова – ” этто вряд ли!”,  добавив ещё “Восток – дело тонкое и перспективное!”. А к словам т. Сухова прежде всего добавим сказанное сто лет назад великим европейцем Шопенгауэрем о “конце Европы”. Добавив несколько интересных выдержек из широкого круга профессиональных публикаций отечественных политологов и аналитических центров.

“Когда русские консерваторы в 19-м веке говорили, что Европа близка к падению, над ними много и с огромным удовольствием смеялись. А теперь мы видим, что от той Европы – христианской, высококультурной – ничего не осталось, лишь какие-то исторические тени, которые уже никого не вдохновляют. Это хороший момент для России, чтобы, как предлагал Данилевский, эмансипироваться от Европы, осознать, что мы политически никогда не относились к этому сообществу. Европейский этап нашей истории, наше очарование европейскими идеями – от гуманизма до либерализма и социализма – подходит к концу. Цивилизационная самоиндентификация – таков наш путь”. “Европа перестала быть мировым центром после двух мировых войн, которые сама и развязала. Политические действия, характерные для первой половины двадцатого века, погубили Европу”. “Сейчас между Россией и ЕС прокладывается водораздел очень глубокий. Он такой идейно-этический, что ли. Попытка вернуть Единую Европу или общеевропейский дом, предпринятый в конце двадцатого века, агонизирует и кончается взаимным размежеванием – осознанным, причём с обеих сторон”.

Здесь же опять восхитимся гением А.Е. Кулаковского, давшим в “Сне шамана” точные харахтеристики, предвидения по Европе. А.Е. Кулаковский дал определение Европе именно по агрессивной, колониальной сущности европейской политики и идеологии по отношению к не европейским регионам и народам. Предвидел последствия конкуренции и антагонизма внутри европейских держав, приведшей к двум мировым войнам. И разве опять не от Европы – Запада с их НАТО, с их повторной попытки политики ‘Дранг нах ост”, пришла угроза уже третьей мировой войны? Кто скажет, что третью мировую войну провоцирует Россия с его стремлением всего лишь обеспечит собственный суверенитет и гарантии безопасности, или Китай с его мирными глобальными экономическими проектами торгово – транспортной инфраструктуры?

Невозможно принять и отстранённо – холодное предположение авторов “Нового письма” о том, что “третья мировая война, скорее всего, станет войной орбитальных систем оружия”. То есть мгновенно быстротечной атомно – ядерной. Это – апокалипсис. Конец всего. Нет смысла даже рассуждать об этом. А вот порассуждать об уже ведущейся мировой информационной войне стоило бы. В этой мировой войне в наш информационный век интернета вовлечены каждый из нас и как субъект и как объект. Потому ответственность тех, кто выступает в роли информационного субъекта огромна. Авторы “Нового письма” выступили именно с позиции информационно – аналитического субъекта. Волей – неволей, обязательного участника информационных баталий между глобальными сторонами.

Вызывает недоумение позиция авторов “Нового письма” к вопросу по тюркскому миру. Авторы “Нового письма” уделили внимание к тематике и проблематике тюркского мира буквально всего несколько предложений мимоходом. Больше сказано даже по тематике Шотландии и Ирландии.

В “Новом письме  “авторами сказано” часто предлагают очевидный, казалось бы, вариант культурной интеграции с большим тюркским миром. Якуты – тюркоязычный народ, якутская идентичность базируется на древнетюркском культурном коде. Но якуты не понимают языки других тюрков. Также нет ощущения, что “культуры тюркских народов задают новые ориентиры, создают новые эталоны и смыслы, к которым стоит стремиться”. И все! И это про признанную всеми на сегодня тематике и проблематике одного из мирового, евразийского динамичного и потенциально влиятельного субъекта геополитики и геоэкономики, являющегося значительной частью ядра мирового Хартленда – тюркского мира! Большего разочарования от авторов ” Нового письма” невозможно и представить.

Как можно, признавая собственные древние тюркские корни, в отношении 200 миллионного, сконцетрирующегося, как и Россия, “встающего с колен” родственного тюркского мира ограничиться фразой простака из базара “но якуты не понимают языки других тюрков”?

А как понять этот исходящий снобизмом “нет ощущения, что культуры тюркских народов задают новые ориентиры, создают новые эталоны и смыслы, к которым стоит стремиться”. Откуда этот взгляд сверху вниз на культуру древних родственных нам тюркских народов?

Что ж, обратимся к наследию А.Е. Кулаковского, к наследию великого тюрколога и патриота России Льва Гумилева и к современным актуальным реалиям. А.Е. Кулаковский в ” Сне шамана”, да, действительно, в отношении тюркского мира ограничился только одной фразой ” не останавливаясь на Туране, смотрим дальше”. Но давайте вспомним, что в по\ме “Сон шамана” А.Е. Кулаковский отмечает, называет только те страны и народы, которые представляют потенциал опасности и тревоги – Америка, Англия, Германия, Китай, Япония. Отсюда можно сделать и логичный вывод, что шаман Кулаковского Турцию, а также упомянутый одной фразой “мимо пролетая” Персию (Иран) не увидел в рядах потенциальной угрозы в будущем для своего народа. И опять можно лишь удивиться провидческому дару Кулаковского. Сегодня именно Иран и Турция, кто более, кто менее, наряду с Китаем близки к России в задачах по построению архитектуры общего безопасного дома Большой Евразии.

Также здесь вспомним, что в 1925 году, А.Е.Кулаковский был направлен делегатом от Якутии вместе с А. Софроновым и И. Бараховым на Первый съезд тюркских народов в Баку. И хотя Кулаковский по причине тяжёлой болезни не доехал до съезда и остался в Москве, вполне символический последний момент в жизни Кулаковского нам остался. Вспомним здесь и великого тюрколога и евразийца Льва Гумилева. На основе своей теории пассионарности, о природной комплиментарности или комплиментарности в отношениях между суперэтносами, Гумилев особо подчёркивал природную взаимную комплиментарность в отношениях русского и тюркского суперэтносов. И указывал, призывал к реализации огромного потенциала союза и взаимодействия русского и тюркского миров. Именно реализация этой задачи стоит перед элитой российского и тюркского миров сегодня и в ближайшем будущем. Перед элитой, действительно живущей задачами процветания и счастливого будущего своих народов. В этом свой скромный вклад могли бы, и должны бы внести и мы, Саха, российские, арктические тюрки.

***

В заключении остановимся на одной из главных заключительных тезисов авторов “Нового письма” – тезиса о Третьей Республике. Не углубляясь в спор, просто заметим, что на наш взгляд, тезис о Третьей Республике всходить корнями к политическим идеям конфедералистов Павла Ксенофонтова. Исторические знания и понятия как по первопричинам, так и по реальным последствиям движения “конфедералистов” в народе имеются. В наличии и противоречивые выводы и оценки по конфедералистам и их идеям в современном аспекте. Потому, наверно требуется отдельная серьёзная, глубокая научная разборка по теории или идее конфедерализма. Как и по теории и идее Третьей Республики в Якутии.

Авторы “Нового письма к якутской интеллигенции” взяли на себя большую ответственность. Это – их право. Заслуженное жизненным опытом и итогами. Совмещая в “Новом письме” наследие Кулаковского и Ойунского, совмещая в одном письме сверхсложные отдельные дисциплины – геополитику, геоэкономику, геокультуру – авторы поставили себе заведомо сверхтяжелую задачу. При котором не могло не допуститься очевидных ошибок, противоречивых тезисов и элементарных недомыслий. Но с заключительным “наше обращение, надеемся, прочтут, задуматься и воспримут тысячи человек и это станет началом процесса размышления многими – какое будущее нашему народу уготовано Историей”, нельзя не согласиться.

Надеюсь, что эти комментарии к некоторым тезисам “Нового письма к якутской интеллигенции” будут приняты как отклик к призыву о ” начале процесса размышления” и скромный вклад в начало этого процесса.

***
Владислав КРИВОШАПКИН

Обсуждение • 12

Добавить комментарий
  1. Эҥин араас подлизалар...

    Кырбаһаапкын тумустарга анаан суруйбут, тумустуу. Биллэр дии русофил буолара.

    • Даа

      А вы, что, русофоб? А авторы этого нового письма к якутам, кто, фили, или фобы, можете
      разъяснить?

  2. Минсаха

    Обида – А. Кривошапкина не позвали к авторству нового Послания, как одного из духовных лидеров. представителя новой элиты якутского этноса, созидателей Второй республики. Пускай он со своими евразийцами-младотюрками -физиками сочиняет новое Послание к нам. Мы сравним с посланием якутских чингизидов (Н. Лугинов, А. Борисов и др)

    • ити

      Ханнаа5ы, туох чингизидтарай? Саха5а Чыцыс хаан Темучин туох да сыьыана суох ээ. Саха олоцхотугар, фольклоругар монголлар, Чингиз хан туьунан туох да этиллибэт, ахтыллыбат. Ол аата саха алтыспатах, билбэт киьитэ, омуга

  3. Ветеран.

    А ведь Кривошапкин кое в чём прав:уже сколько лет пользуясь откровенной демагогией, оперируя словами космос и космический подвигают недалёких тойонов на многомиллиардные стройки очередных дворцов и сейчас,видимо,нужно воздвигнуть какой нибудь дворец духовности?

  4. Зена

    Какая разница кто и как будет жить?

    Новый Мировой порядок будет диктовать другие условия жизни ведь !

    Якуты, русские, словяне, азиаты, китайцы, американцы, евреи…, но и
    тюркий народ,
    иудеи, буддисты, мусульмане, католики …

    Все будет в прошлом скорей всего скоро, в ближайшие 100-300лет …

    У всех будет совершенно одинаковые права

  5. Минсаха

    Зена не бери мировой порядок, а бери новый российский порядок. Пора уже, пришли ко времени создания новой общности – российский народ, как в свое время говорили о новой общности – советский народ. Все будем фактически россиянами цифровизированной России, как часть мирового цифропорядка. Вот Евросоюз, США оцифровались почти, Китай на подходе. Кривошапкины, Борисовы отдыхают

  6. Ветерану

    Не Андрей Кривошапкин, наш якутский Гумилев, распиливает бюджет республики своими “великими” проектами на строительство центров северного мироздания, а Андрей Борисов, государственный советник, создатель нового Саха театра, АГИКИ, театра Олонхо, режиссер “Тайны Чингис Хаана” с самым дорогостоющим американским киноактером Кэрри-Хироюки Тагава , автор прожекта Олонхоленда, Арктического культурного центра и т. д.

  7. Хватить

    Биири биэстэ эрдэн.Саца кинигэ суруйбуттар.Сахалар диэн кимтэн кииннээх омук эбитий диэн.Онно тыл уорэхтээх дьоммут барытын тоттору эрдэн суруйтар.Саха диэн бурят хоро эбээн эбэцки тоцус маньчжур татаар уьу.Уонна сахалар ол кинилэр Омо5ой баайдарыттан торообуттэр.Омо5ой баай бурэт хоро. Татаар киьитэ Эллэй Чыцыс хаан сэриититэн куотан кэлбит.Киьилии суоьуну сылгыны тутарга уорэппит.Уруц ас астыырга ыьыах ыьарга.Онтон монгол бииьиттэн Чурапчылар.Кыргыстар Хандыга5а бааллар.Кэлин бу дьону барыларын “Якут” ол эбэтэр тюрк тылыгар “эмэьэ уутэ” диэн буолбуттар.Саха дьоно туспа кэлбиттэр.Суоьу ас тутан олорторо алаастарынан.Буккуйан буккуллан бутуц.Туохха да наадата суох институттар таах харчы эрэ сиилэр.Тугу оцорон то5о коттулэр.Туох туьалаахтарый.Илин эцэр сахабыт дэнэллэр.Кун бугунугэр дылы бурят акценнаан сацараллар.Саатар сырайгытын корунуц.Аймахтарбыт диэн онно баран сапта сыталлар.Кыргызка монголга Тыва5а Алтайга.Олох да тоттору барыц.Куруук тиэрэни эрдэн туьэн.

    • Киһинээн

      Арҕаа эҥэрдэр тоҥустуу саҥараллар, тоҥус төрүттээхтэр. Илин эҥэр баар дьиҥнээх сахалар үөскээбит-ууһаабыт сирдэрэ.

  8. Зена

    Минсаха, Хватит…уо.да атыттарга:

    суруйбуттар.Сахалар диэн кимтэн кииннээх омук эбитий диэн.Онно тыл уорэхтээх дьоммут барытын тоттору эрдэн суруйтар
    … бу барыта сымыйа …

    Омуктар бары сахалартан тереебуттэр, “Олонхо” аа5ын, ДНК-гениалогия диэн уерэх баар, ону уерэтин.

    Сахалар 1 группалаах хааннаахтар,

    Нуччалар, китайдар 2 группалаахтар,

    Еврейдэр 4гр. Хааннаара…

    Аан бастаан 1 группалаахтар тереебуттэр, онтон атынигруппалаахтар, оннук ейдеен…ити учуонайдар эппитьэрэ уерэппиттэрэ уксэ сымыйа сурах…языковой группа энин диэн туьата суох араарыы…ону ейдеен
    Дьону теhеннен араараллар да оччоннон элбэх арахсыы айдаан тахсар, онон дьону биир тутумна “Тумэ” сатыахха наада теhе кыhалларынан.

    Экономика да еттунэн хайдыhар ороскуоттаах, урусхаллаах, алдьатыылаах…

    Ону ейдуех тустааххыт.

    Разделяй и властвуй-это в прошлом теперь!!!

    Ити демократия барыа, сутуе сотору, эволюция -диэн баар олохпутугар

  9. Массагет (мас сахата)

    Кто такой Владислав Кривошапкин? Кривошапкиных моного. Айынга есть, поэт, депутат, полит. и обществ. деятель Андрей Кривошапкин и др.
    Я думал эту статью написал Айынга, написавший, что “у меня есть теория соответствия нуклеотидных оснований и аминокислот арийским рунам, а также триплетного кода синтеза ДНК человека правилам арийской рунической письменности… и . т. д. “. Что-нибудь поняли. Вот так они с простым народом и обращаются. Из себя корчат сверхчеловека. Все эти кривошапкины, борисовы. алексеевы, жирковы и. т. д.

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»