Свет, идущий изнутри
Есть люди, встреча с которыми оставляет ощущение света, душевного тепла и гармонии.
К таким по праву относится семья Юрия и Натальи Санжеевых — удивительно искренних и сердечных людей, уже много лет живущих в Японии.
Юрий родился в селе Булгунняхтах, Хангаласского улуса Якутии. Его отец — саха, мать — бурятка. После потери мужа мать с сыновьями переехала в Бурятию. Именно там у Юрия сформировались мировоззрение и любовь к языкам и культуре Востока.
Он окончил Бурятский филиал Новосибирского государственного университета, затем Пекинский университет иностранных языков, Институт востоковедения РАН и университет Риссё в Токио, где изучал буддологию.
Так сформировался редкий учёный — человек, вобравший мудрость трёх цивилизаций: России, Китая и Японии.
Юрий — внук знаменитого якутского драматурга Степана Павловича Ефремова (1905–1983), Заслуженного деятеля искусств и учителя Якутии.
Как и его выдающийся дед, он несёт идею гармонии между традицией и современностью, знанием и добротой, культурой и внутренним поиском истины.
Супруга Наталья Андреевна — уроженка Тункинского района Республики Бурятия, востоковед, общественный деятель, культурный посредник между Россией и Японией.
Она — автор оригинальной методики изучения бурятского языка через японский театр «Комишибай», участник международных экологических проектов по охране Байкала и Тункинской долины, представитель Фонда регионального развития в Японии.
Во время визита Его Святейшества Далай-Ламы в 2009 году Наталья передала письмо от буддистов Бурятии — знак духовной связи и уважения.
В её деятельности удивительно сочетаются женская мудрость, доброта и чувство миссии.
Наше знакомство состоялось в 2014 году, когда Наталья была гидом группы из Республики Саха.
Во время следующего визита в Токио семья Санжеевых проявила редкое гостеприимство — без колебаний уступила нашей семье свой дом, а сама переехала в гостиницу.
Недавно судьба вновь свела нас у подножия Фудзи: мы стали первыми гостями в их новом японском доме и снова почувствовали, что добро не требует повода.
В мире, где всё чаще говорят о разобщённости, семья Санжеевых — пример просвещённого союза, где соединяются северная стойкость, восточная мудрость и японская утончённость.
Их дом — культурный очаг, где встречаются друзья из разных стран, где говорят о философии, религии и жизни, где пахнет свежим чаем и звучит смех.
Юрий и Наталья — не просто супруги, а единомышленники. Учёный-востоковед и культурный деятель, они создали пространство, где соседствуют духовность и наука, традиция и современность.
Своей жизнью они доказывают: границы — лишь линии на карте, а настоящие мосты строятся между сердцами.
В их доме живёт уверенность, что добрые дела возвращаются сторицей.
Тихие вечера под стрекот цикад, разговоры о духовном и тонком мире — всё это остаётся в памяти как символ чистоты и тепла человеческих отношений.
В истории семьи Санжеевых переплелись восточная культура и северная душа, знание и вера.
Живя вдали от родины, они сохраняют её свет, язык и традиции, напоминая: пока в сердце звучит родное слово — человек дома.
Семья Санжеевых — живое воплощение гармонии Востока и Севера, ума и сердца, знания и любви.
С большой благодарностью и любовью ждём семью Санжеевых на национальный праздник народа Саха летом 2026 года.
***
Наталья Санжеева — бурятка, много лет живёт в Японии (Токио)
Фигурирует в СМИ как активистка/организатор культурных проектов, иногда — как русскоязычный гид по Токио. В материале «Метрополь-Экспресс» упоминалась в новостях как участница телемостов про Бурятию для японских студентов (с подачи «Метрополь»/Primamedia).
В СМИ поднимает темы экологии Тунки и Аршана; в одном материале названа «гражданкой Японии, уроженкой Бурятии».
В статье о проекте «Чистая Тунка» указано, что Наталья Санжеева остаётся обеспокоенной экологическим состоянием своего родного края.
Наталья Андреевна приехала в Россию продвигать проект по защите озера Байкал как представитель японской компании, которая претендует на строительство мусороперерабатывающего завода в Бурятии.
В статье о методике «Комишибай» (японский мини-театр) упоминается, что она создала методику изучения бурятского языка, вдохновлённую японской культурой, и что идея пришла из Японии, где Наталья живёт.
Юрий Санжеев
-востоковед, синолог, буддолог, представитель российской академической школы за рубежом.
Образование
立正大学 (Risshō University, Токио, Япония)
Факультет литературы, специальность — буддология (文学部仏教学専攻)
2000 – 2006
Институт востоковедения РАН (Москва, Россия)
Специальность — синология (Китай).
выпуск 2000
Beijing Foreign Studies University (Пекин, Китай)
Специальность — китайский язык.
выпуск 1996
Бурятский филиал Новосибирского государственного университета (БФ НГУ)
выпуск 1997
***
На фото семейный портрет Санжеевых в национальных японских кимоно.
Перед нами не просто красивая сцена, а воплощение внутренней гармонии.
В спокойных лицах — достоинство и уверенность,
в осанке — уважение к традиции,
в глазах — мир и доброта.
Наталья — воплощение женственности и такта,
Юрий — рассудительность и опора,
а их сыновья — продолжатели культурного наследия двух великих народов.
***
Марина Платонова-Хомпорууна
Октябрь, 2025 г.
Степан Ефремов хороший писатель, но до выдающегося конечно.. некоторое преувеличение. С. Ефремов по сути писатель одной драмы ” Ини – бии” о братьях, оказавшихся на противоположных лагерях во время гражданской войны в Якутии в 20 – х годах прошлого века. Драма стала классикой якутской советской литературы и драматургии. Хотя уже с конца 60 -х прошлого века не ставилась на сценах драмтеатра. Но была популярна в постановках сельской самодеятельности до конца 70 – х. Возможно, у С. Ефремова были выдающийся талант драматурга, но в рамках и ограничениях советской идеологии не был реализован до конца. Такое было у многих тех времен. А гены видимо, передались потомкам. Ставших как можно судить, восточными космополитами. Что в этом интересного ? Хорошие люди и не более того, наверно, для нас. Почему восточные космополиты ? С бурным новым развитием в 21 веке экономики Юго – восточной Азии, цивилизации стран буддийского вероисповедания, появился восточный космополитизм, всасывающий в свою японо – китайско – корейскую цивилизационную орбиту людей и народы со всего мира. Даже с Запада. Что уж говорит о бурятах и саха. Самое время помнить о предосторежении А. Кулаковского – Ексекюлях по отношении Японии и Китая. Да и Корею можно наверно, присовокупить туда же. Чужие они, все таки. Цивилизационно.
При СВО многие свалили.Под разными байками. Кто в Монголию Китай Корею. Казахстан Кыргыз. Армения. Типа зов крови или на историческую родину.Одной муж казах с сыном в Казахстане давно скрываются. Она одна осталась пенсионерка. ITки успешно работают в США на разработках дронов. Хим. Лабораториях.Хотя власти просили вернуться. Что то не видно возвращенцов. Тут тоже я монгол еду на родину. Зов предков.Пастухом конечно не пойдет.Раз здесь не работал. Выпивает еще развелся.Вот такие людишки.
Ини бии ,в 70- х ставили в Саха театре ,мне кажется.Играли :С Константинов- оч.талантливый ,самобытный актёр,но без спец образования. Кажется Н.Павлов- тоже сильный артист и ,только окончившая Щепку С.Баранова: тогда молодая и хорошенькая. Сюжет : близнецы растут разделёнными ,один- в бедной семье( становится краскомом),другой у тойонов( естественно ,офицер).Тут, трах тарарах революция,гражд.война и они влюбляются в одну девушку гимназистку.Концовку не помню…. Может кто помнит? Может путаю с пьесой ,,Элигеты” ,со схожим сюжетом?
Про что влюбляются братья в гимназистку, точно путаешь. В стиле сегодняшнего дня литературы, где обязательно должна быть любовь – морковь с эротикой. Во времена С. Ефремова на такую мелочь и второстепенное как ” влюбились – переживают ” не заморачивались. А персонаж гимназистки в якутской советской ( да и в поздней) литературе отсуствует принципиально, в ноль.
Оо дьэ…
Булан ону-маны суруйаҕыт дии. Хой хостооһун туохха туһалааҕый?
Бэйэлэрин КЫАХ- тарынан, өйдөрүнэн дьаһанан олороллоругар үөрүөххүт оннугар…
Ити эдэр ыалларга публикация тиийэ илик.
Киһи кыбыстыах…
А вы бы писали, что и как надо писать в комментариях .. для этой молодой бурято – японской семьи. Что тут обидного для них? Вспомнили про их деда саха, писателя. Неплохо вспомнили. Очень многие сегодня даже не знают драматурга С. Ефремова. Подпись под этим фото его внуков в телеграмме написали ” С. Ефимов”. А семье Санжеевых только добра и счастья.
Махтаал🙏🏼
Такое ощущение будто нас отправляют в последний путь и автор перечислила всё лучшее…как говорится «о покойниках либо хорошо, либо ничего» 😊
Конечно, я благодарна автору за внимание к нашему деду, к моему супругу Юрию, чьи способности и другие положительные качества умалчиваются в силу его природной скромности.
Да, мы в семье очень гордимся нашим дедом, Степаном Ефремовым- труженником, учителем, человеком, глубоко размышлявшем о времени и судьбе своего народа, иначе он не написал бы множества статей и рассказов. Жаль, что мы не можем читать и понимать их, так как писал он на родном языке саха и еще нет их перевода.
Пусть единственная пьеса была поставлена и смогла затронуть сердце твоего народа, думаю, это повод стараться быть достойными потомками. Среди родных в Якутии много творческих и талантливых людей, но больше всего трогает их доброта, тесная внутрисемейная связь, бережное отношение к отчему дому на берегу красивой, мощной и иногда суровой реки Лены.
И еще мне нравится их скромность и веселый нрав! Эти качества моего мужа, точно, идут оттуда.
К слову, у меня была возможность провести все дни с труппой якутского театра в их гастролях в Японии и это было незабываемое общение как с мастодонтами, так и с молодыми артистами – какой сплав талантов, остроумия, шуток, смекалки и взаимоуважения!
…очень надеюсь, что удастся всей семьей посетить Якутию в ближайшее время🙏🏼
Благодарю автора, Марину Платонову, моего единомышленника, беспокойного и мыслящего патриота, неунывающую женщину, маленькую железную леди, маму и бабушку большой семьи, чей пример подстёгивает быть верным своим принципам и делу.
Всем желаю мира, добра и благополучия в наше непростое время ( говорят, это время упадка кали юга, но это не важно, главное, что в большинстве людей остаётся человечность). Махтал🙇🏻♀️
Марина Платонова большой молодец. Журнал интересный, культурологический, саха и восточно центричный выпускала. Не регулярно, но просматривали. Интересные материалы попадались.
Всем здравствуйте!
Благодарим автора за статью, может быть так наши потомки узнают о нас, простой семье, оказавшейся в чужой стране в постперестроечную эпоху.
Да, мы обычная семья, как и миллионы россиян просто любим своё Отечество, с уважением относимся ко всем, кто делает что-то полезное для родного края.
Проживая в Японии, куда переехали в 2000 г. по учебе моего супруга, Юрия Санжеева (Ефремова) , мы понимали, что представляем не только свой край, но всю страну в целом. И отношение японцев к нам было исключительно как к россиянам, которых 25 лет назад даже в Токио мало кто встречал. Поэтому к нам проявляли интерес и мы рассказывали о нашей стране, представляя её в лучшем виде. Продолжим это делать несмотря на печальные реалии, нелестные отзывы, о которых достаточно информации в интернете.
Кто-то из комментаторов заметил, что менталитет наш отличается от менталитета корейцев, китайцев и даже монголов. Моё ощущение, что менталитет бурят очень схож с японским. Возможно и менталитет саха также схож. Мне, выросшей в бурятском селе, казалось, что я попала к своим. И не важно, что не знала японского языка, мирный и спокойный нрав японцев, их открытость, какая-то даже детская непосредственность подарили ощущение, что нас окружают родные люди.
Что я еще отмечаю- это неумение японцев заниматься торговлей, что очень бурятам свойственно. Моё личное убеждение, что китайцы, корейцы и монголы приуспевают в этом.
То, что отлично получается у японцев – это изучать окружающий мир, генерировать идеи, придумывать, создавать, что активно копируется соседями и успешно ими продается.
Но высокая культура японцев продолжает лидировать, Хотелось бы, чтобы мы, другие народы, не отставали от них в этом.
Мы с мужем выросли в советскую эпоху, где культивировались трудолюбие, взаимовыручка, честь, справедливость, этика. Благодарны японскому обществу, которое помогло воспитать наших сыновей в этих традициях.