Курс валют
$
72.56
0.13
85.46
0.1
Курс валют
Курс валют
$
72.56
0.13
85.46
0.1
Меню
Поиск по сайту

ПОЧЕМУ В ЯКУТИИ БРУС «ЗОЛОТОЙ»?

19.08.2021 08:45 0
ПОЧЕМУ В ЯКУТИИ БРУС «ЗОЛОТОЙ»?

Новые дома для погорельцев Бясь-Кюеля будут строить из стройматериалов, изготовленных в ООО ЛПК «Алмас». По плану до октября должны отстроить 32 жилых дома. В настоящее время идет подсчет расходных материалов и их стоимость. Конечно же, для погорельцев все это будет бесплатно, но механизм возмещения расхода предприятию еще не отработан.

К слову, предприятие уже имеет опыт работы с пострадавшими от стихии. В 2006 — 2008 гг. осуществило строительство 120 индивидуальных жилых домов при переносе села Кыллах в местность Даппарай после наводнения в Олекминском районе.

КАК ТАМ С ЛЕСОПЕРЕРАБОТКОЙ?

ООО ЛПК «Алмас» было образовано путем выведения лесопромышленного комплекса ОАО «Алмазы Анабара» в отдельное предприятие в декабре 2008 года. В настоящее время состоит из трех подразделений: Витимского леспромхоза, где ведется заготовка делового леса, лесопильного завода в г. Якутске, еще один лесопильный завод финского производства находится в Олекминском районе, но он законсервирован из-за отсутствия сырьевой базы.

В настоящее время 99% акций компании находятся у АО «Республиканская инвестиционная компания» (РИК).
К счастью, деляны «Алмас», находящиеся в Ленском районе, не пострадали от пожара, охватившего около 8 млн гектара земли. Как говорят финны: «Лес живет, когда слышен топор лесоруба». Предприятие постоянно проводит уборку неликвидной древесины в целях санитарной очистки. Сухостой, как магнит притягивает к себе молнии, поэтому по большей части горят бесконтрольные леса.

Предприятие изготавливает и реализует для внутреннего рынка пиломатериалы и изделия деревообработки (детали, конструкции, отделочные материалы), вся продукция соответствует ГОСТ-у. «Алмас» реализует, в основном, продукцию из сосны и лиственницы. Последняя не пользуется спросом у местного населения, поэтому отсутствует у конкурентов – мелких ИП из Горного, Намского, Хангаласского улусов. Основной же конкурент, сбив цену, ушел из якутского лесопромышленного рынка, на этом остановимся чуть позже.

Зато прочная сибирская лиственница ценится в Европе. С 2019 года предприятие начало заниматься экспортом сибирской лиственницы в Санкт-Петербург и Германию. Лиственница не поддается влиянию влаги. Именно из сибирской лиственницы выполнены деревянные сваи Венеции, построенной на воде. За несколько веков своего существования сваи под воздействием воды не сгнили, а наоборот стали еще тверже.

В Германии из альпийской лиственницы изготавливают черепицы, видимо, альпийскую решили заменить на сибирскую. Также после термической обработки лиственницу стелют в бассейнах, на побережье водоемов, в том числе моря.

ЛЕСНАЯ И МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Нынче цены в Якутии на пиломатериалы для строительства деревянных домов выросли в разы. Причина – их дефицит. Раньше Якутию на 80% деловым лесом обеспечивал бизнесмен-иркутянин, бывший золотарь Владимир Трачук. Его стройматериал был намного дешевле, чем у «Алмас» и он отдавал перекупщикам под реализацию. Понятное дело, почему себестоимость его продукции была ниже – там и электроэнергия дешевле, его техника в зимнее время не нуждалась в гараже, запчасти доставлялись через ж/д и мн. др. Люди больше покупали у него, поэтому наращивать мощность для якутской компании было делом бесперспективным.

Но внезапно, буквально с этого года иркутянин перестал возить лес в Якутию и переключился на сельское хозяйство. В результате у нас образовался дефицит лесоматериала и цены подскочили в разы. Но это полбеды.
Еще одна напасть – отток рабочей силы. Основная масса работников находится на Витиме – 250 человек, из них 120 лесорубы. Работают на современной импортной технике, на их обучение предприятие тратит много денег. Но в Ленском районе, кроме «Алмас» присутствуют и другие крупные промышленные предприятия — «Сургутнефтегаз», «Сила Сибири». Если «Алмас» и пытается оплачивать своим работникам равносильную с этими гигантами зарплату, то соцпакет как у них, все же не может предоставить. Например, работники российских монополистов имеют возможность отдохнуть заграницей всей семьей: как проезд, так и стоимость путевки полностью оплачиваются. К тому же они месяц на вахте, месяц дома, а наши лесорубы всю зиму в тайге.

НЕПРОФИЛЬНЫЙ АКТИВ

Лесная отрасль республики как развалилась вместе со страной, которая уделяла ей много внимания, так она и не оклемалась. Остатки леспромхоза к кому только не присобачивали: и при АЛРОСА побывали, и при «Алмазах Анабара», сейчас вот при РИКе, пока. У каждого хозяина свой стиль руководства, в итоге предприятие оказалось в глубоком минусе и вошло в число непрофильных активов.

По идее, лесопильный завод должны были строить в Витиме, а не в Якутске. Сейчас такой расклад: с Витима до Якутска возят кругляками ЛОРП-овскими судами, разгружаются в речпорту, дальше до завода на большегрузных машинах, итого только на транспортировку уходит 30-40 млн. После распиловки половина доставленного за большие деньги сырья идет в отход. Вот и получается брус «золотым».

А если бы сюда привозили уже готовый к реализации товар, то и стоимость стройматериала была дешевле. Из отходов можно изготавливать биотопливо – брикеты из древесины – это восстанавливающийся вид топлива, который может заменить уголь. Но опять же это может стать конкурентом угледобывающей отрасли, что чревато для интересантов.

По хорошему республика могла бы перевезти завод из Якутска в Витим и, как подсчитали знающие люди, это обошлось бы в 80 млн рублей (вспомним, при транспортировке уходит 30-40 млн в год). Но вместо этого «Алмас» засватали ГК «Старвей», предоставляющей республике транспортно-логистические услуги.

ГК «СТАРВЕЙ»

5 июня 2021 г. в рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание трехстороннего инвестиционного соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия), АО «РИК Плюс» и ГК «Старвей».
Свои подписи на документе поставили первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков, генеральный директор АО «РИК Плюс» Петр Алексеев и Главный исполнительный директор Группы компаний «Старвей» Владимир Кожокарь.

Как писали госСМИ, основной целью соглашения является развитие лесозаготовительного и лесоперерабатывающего бизнеса на базе лесопромышленного комплекса ЛПК «Алмас» в Западной Якутии.

Тем не менее, неизвестно, чем обернётся для республики передача 51% акции «Старвею» отмечают наши эксперты.

Республика может потерять целую отрасль, но, похоже, это никого не волнует.

К слову, по данным открытых источников, компания «Старвей» давно проникла в Якутию, контролирует основные точки грузопотока, в ее группу входят: ООО «Речсервис», ООО «Ленская грузовая компания», ООО «Речной порт «Якутск», ООО «Судоходная компания «Якутск», АО «Осетровский речной порт», АО «Управление технологического транспорта», ООО «АвтоДом», ООО «Автотранссервис», ООО «АльянсАвтоГрупп – Урал», ООО «АльянсАвтоГрупп», ООО «Судоходная компания «Вилюй», ООО «Управление технологического транспорта», ООО «УАТ АльянсАвтоГрупп».

Единственный ж/д тупик в Нижнем Бестяхе, предназначенный для доставки и хранения грузов тоже принадлежал «Старвею», но говорят, недавно продал другому лицу.

Конечно, всегда хочется надеяться только на лучшее, но как бы потом деловой лес не уплыл из-под контроля республики.

***
Анжелика МОТОСОВА,

Aartyk.Ru

АЯМ