Курс валют
$
102.41
0.04
104.86
Курс валют
Курс валют
$
102.41
0.04
104.86
Меню
Поиск по сайту

В Ил Тумэне 10 ноября состоится круглый стол по вопросам развития охотничьего хозяйства в Республике Саха (Якутия)

09.11.2022 17:39 0
В Ил Тумэне 10 ноября состоится круглый стол по вопросам развития охотничьего хозяйства в Республике Саха (Якутия)

В парламенте Якутии 10 ноября 2022 года состоится круглый стол на тему «О состоянии и перспективах развития охотничьего хозяйства в Республике Саха (Якутия)», посвященного 100-летию охотничьего хозяйства Якутии, под руководством председателя постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Сахамина Афанасьева.


Мероприятие начнется в 10.00 в малом зале Государственного Собрания (Ил Тумэн).

На круглом столе выступят заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) Николай Додохов, заместитель министра сельского хозяйства РС (Я) Прокопий Николаев, председатель общественной организации «Общественное объединение союз охотников и рыболовов РС (Я)» Закира Иванова.

Информационная справка:

История регулирования пользования охотничьими ресурсами в Республике Саха (Якутия):

Испокон веков использование охотничьих ресурсов в Республике Саха (Якутия) имеет огромное значение в традиционном укладе жизни коренного населения. До присоединения в 17 веке Якутского края в состав Российского государства охотничьи ресурсы добывались местным населением с целью пропитания и использования меховой продукции в быту. Регулирование использования охотничьих ресурсов основывалось на апробированных жизненной практикой обычаях и традициях охоты коренного населения, основополагающей нормой которых являлось добывание в пределах насущной потребности. С приходом казаков-первопроходцев пушнина играла роль средства уплаты натурального налога – «ясака». Из архивных данных известно, что в 17 веке ежегодный размер ясака Якутского края составлял 10-13 тыс. шкурок соболя, 7-8 тыс. шкурок лисицы, песца. (Миддендорф А.Ф. 1845). В 1784 году Якутский край получил статус Якутской области в составе Иркутской губернии. (История Якутии, 1975). До отмены ясака в XIX столетии в Якутии применялась ясачная «соболино-лисья» система распределения охотничьих угодий, увязанная с количеством плательщиков ясака. Например, в 1831 году была отмечена длительная тяжба индигирских инородцев с мещанами упраздненного города Зашиверск из-за охотничье-рыболовных угодий. В итоге угодья были закреплены на компромиссной основе.

С отменой «ясака» в последующем промысловая пушнина приобретала все большее хозяйственное значение, как обменный товар для приобретения привозного товара и имела большую роль в развитии торговли на территории Якутии. На территории области ежегодно проходили пушные ярмарки (Якутская, Олекминская, Усть-Майская итд). Вплоть до образования первых колхозов охотничьи угодья практически находились в ведении органов местного самоуправления – Управ и Родовых управлений инородцев и распределялись в основном по признаку традиционного расселения и традиционной хозяйственной деятельности тех или иных родов и групп населения. При этом более сильные и многолюдные роды имели возможность владеть и осваивать более богатые и лучшие угодья. В 18-19 веках в охотничьем промысле довольно активно участвовали и «ватаги» из служивых, промышленных и торговых людей из числа казаков и переселенцев, что приводило иногда к конфликтам с аборигенным населением из-за угодий. Известно, что царским правительством на места направлялись циркуляры необходимости соблюдения интересов инородцев (Серошевский В.Л. 1896). По объективным причинам отдаленности области в это время отсутствовало какое-либо эффективное государственное управление использованием охотничьих ресурсов. Но из архивных данных следует, что некоторые попытки регулирования использования охотничьих ресурсов предпринимались. Например, создавались заповедные районы в Сибири для сохранения соболиных угодий. В 1681 году был издан царский указ об охране ясачных лесов Якутии (соболиных угодий) от пожаров, рубки. (Гориченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. 1991г.) Тем не менее, в результате хищнического, чрезмерного промысла в 18-19 веках к началу 20 века на территории Якутии была истреблена популяция соболя, за исключением небольших очагов обитания. Известно, что в этот период при губернаторе Иркутской губернии функционировала Комиссия по переобложению ясаком инородцев, которая в какой-то мере регулировала вопросы права пользования охотничьими угодьями. (А.Биркенгоф, 1972).

Самым заметным периодом, внесшим значительный вклад в становление организованного пользования охотничьими ресурсами Севера, является период становления и деятельности Советской власти. Практически Советская власть в Якутии установилась с 1922 года, когда была образована Якутская автономная ССР. Организация охотничьего промысла и заготовок охотничьей продукции в этот период было возложено на Наркомат земледелия ЯАССР переименованное позже в Министерство сельского хозяйства ЯАССР. Министерство проводило работы через организации потребительской кооперации (Интегралсоюз, Центросоюз) и государственные заготовительные организации (Якутгосторг, Дальгосторг, Главсевморпуть). В Якутии были созданы товарищества, артели и производственные охотничьи станции (ПОС). Был начат централизованный завоз охотничьих товаров, заготовка пушнины. Коренное население было освобождено от государственного налога на пушнину, что было свидетельством понимания положения аборигенного населения в труднейшее для молодого советского государства время всеобщей разрухи и голода. (Донской Ф.С. 2002).

В последующем в период коллективизации ведением охотничьего хозяйства стали заниматься колхозы и совхозы Севера.  К середине 30-х годов в Якутии действовали две монопольные пушнозаготовительные организации: Якутское территориальное управление Главсевморпути и Респотребсоюз «Холбос», которые наряду с заготовками занимались и вопросами организации промысла, регулирования охотпользования итд.  В этот период в 1930 году было утверждено Положение об охотничьем хозяйстве в РСФСР, положившее начало организованному охотпользованию. С образованием в 1932 году Управления охотничьего хозяйства при Совете Министров ЯАССР впервые охотничьи угодья начали закрепляться в долгосрочное пользование за колхозами, совхозами, артелями охотников. Государство стала оказывать большую финансовую и материальную помощь северным колхозам и совхозам. Появилась возможность планово вести охотничье хозяйство. С 1948 по 1958 год усилиями Управления охотничьего хозяйства ЯАССР, Потребсоюза ЯАССР «Холбос» была проведена большая работа по восстановлению популяции соболя. В итоге уже с 1958 года была восстановлена лицензионная охота на соболя в Якутии. В этот же период была акклиматизирована американская ондатра, ставшая впоследствии одним основных промысловых пушных видов. (Семенов А.О.1997). В этот период охотничьи угодья согласно Положения об охотничьем хозяйстве в РСФСР предоставлялись в аренду. При этом охотничьи хозяйства в счет арендной платы обязывались проводить охотхозяйственные и воспроизводственные мероприятия. По мнению Краева Н.В. данная политика государства было наиболее разумным. (Вестник охотника и рыболова. 2003).

С укрупнением колхозов в совхозы с 1960 года пользование охотничьими ресурсами получило дальнейшее развитие и научную обоснованность. К данному периоду настоящей кузницей высококвалицированных кадров охотничьего хозяйства стал факультет охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института. Институт готовил биологов-охотоведов с учетом специфики Сибири, проводил научно-исследовательские работы по вопросам охотничьего хозяйства, методологически участвовал в важнейших вопросах развития охотничьего хозяйства Сибири, Севера и Дальнего Востока. (Гагина Т.Н. 2003). В данном институте по линии Министерства сельского хозяйства ЯАССР целенаправленно готовились кадры специалистов для совхозов Якутии, органов управления охотничьего хозяйства ЯАССР. Несомненно, что благодаря квалицированному кадровому обеспечению охотничье хозяйство Якутской АССР добилось в период с 1960 по 1990 годы высоких показателей в производстве и рациональном использовании охотничьих ресурсов.

В 1959 г. был провозглашен курс на дальнейшую ликвидацию обезлички в пользовании охотничьими угодьями, соответственно, охотничьими ресурсами тоже. Постановление Совета Министров СССР от 11 мая 1959 г. № 478 «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства» установило, что «основной формой правильной организации охотничьего хозяйства является закрепление охотничьих угодий за государственными, кооперативными и общественными организациями, которые должны проводить на закрепленных за ними угодьях все необходимые мероприятия, направленные на увеличение количества полезных диких зверей и птиц». Однако термин «аренда» в этих постановлениях, как и в обновленном в 1960 г. Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, уже отсутствует. В эти годы фактически произошла смена экономической политики государства по отношению к долгосрочным пользователям. Обязанность охотпользователей проводить комплекс охранно-воспроизводственных работ сохранилась. В дополнении к этой обязанности государство начало брать плату сначала за разрешения (лицензии) на отстрел шести (с 1958 г.), затем тринадцати (с 1971 г.) видов диких копытных животных. С 1980 г. за плату стали выдаваться лицензии и на добычу медведя, а с 1999 г. – на пушных зверей и пернатую дичь. Были отмечены попытки брать с долгосрочных пользователей ещё и плату за территории, акватории, а также за право пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.

Действующее ныне Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР определяет, что «охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства», и подразделяет их на следующие категории:

– угодья, закрепленные за государственными, кооперативными и общественными организациями, охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этими организациями;

– угодья общего пользования, в которых охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном правилами охоты;

– угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны);

До принятия ФЗ «О животном мире» процедура предоставления охотничьих животных в пользование (или права ведения охотничьего хозяйства в определенных границах охотничьих угодий – по терминологии Закона РСФСР «Об охране и использовании животного мира» (1982) или закрепления охотугодий – по терминологии Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР) была следующей. Юридическое лицо, желающее получить охотничьих животных в пользование (или охотничьи угодья для ведения охотничьего хозяйства), должно было предоставить в охотуправления регионов:

– согласованную с райисполкомом заявку на закрепление конкретных охотугодий;

– проект организации охотничьего хозяйства, составленный на основании материалов межхозяйственного охотустройства, охотэкономического обследования, согласованный с вышестоящей организацией;

– обоснование места, границ и расчет площади организуемого хозяйства;

– карту-схему организуемого хозяйства с нанесением и описанием границ хозяйства и характера охотничьих угодий;

– данные о видовом составе и численности охотничьих животных в году, предшествующем приписке угодий.

Поданные организацией материалы рассматривались охотуправлениями, и в месячный срок по ним или должен был быть подготовлен проект решения Совета Министров АССР, обл(край)исполкома о закреплении охотугодий, или дан письменный мотивированный ответ с изложением причин отказа. После принятия решения Совета Министров АССР, обл(край)исполкома о закреплении охотугодий, между охотуправлением и охотпользователем заключался соответствующий договор. Формы типовых договоров на пользование охотничьими угодьями для ведения охотничьих хозяйств содержались в Инструкции о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий в РСФСР, утвержденной приказом Главохоты РСФСР от 18 июля 1975 г. № 305. В соответствии с данным порядком во всех 88 совхозах Якутской АССР было проведено полноценное межхозяйственное и внутрихозяйственное охотустройство и закрепление охотничьих угодий. Планы освоения охотничьих ресурсов на научной основе были приведены в соответствие с продуктивностью угодий и популяций диких животных. Была упорядочена промысловая охота и налажен надлежащий контроль за соблюдением установленных лимитов и квот. Нелегальный оборот промысловой продукции практически был сведен к минимуму. В итоге численность охотничье-промысловых видов животных держалась на высоком, устойчивом уровне. В этом, несомненно, была огромная заслуга Управления охотничьего хозяйства при Совете Министров Якутской АССР.

С выходом Федерального закона «О животном мире» процедура получения права долгосрочного пользования объектами животного мира (в том числе и для охоты или ведения охотничьего хозяйства) стала чрезмерно запутанной и усложненной. Особенно много имеющих практическое значение недостатков содержит раздел, касающийся порядка предоставления в долгосрочное пользование объектов животного мира и необходимых для такого пользования территорий, акваторий. Принципиальный пробел Закона, фактически дезорганизовавший ведение охотничьего хозяйства во многих регионах России – отсутствие переходных положений, касающихся правоотношений, установившихся до принятия Закона, а также недопустимо длительная задержка с изданием нормативных актов, вытекающих из этого Закона.

Например, механизм реализации такого элемента ФЗ «О животном мире», как долгосрочное лицензирование охотничьих ресурсов, уполномоченными федеральными органами был нормативно установлен лишь через 64 месяца (пять лет и четыре месяца) после вступления Закона в силу. По другим объектам животного мира такого порядка не установлено до сих пор.

Таким образом, система государственного регулирования использования охотничьих ресурсов на территории Якутской области, Якутской АССР, Республики Саха (Якутия) развивалась в рамках общегосударственного правового поля. Из обзора истории следует, что государственная власть в проводимой политике всячески учитывала особенности традиционного уклада жизни и специфику охотничьего хозяйства районов Крайнего Севера.

Принятие ФЗ «О животном мире» в 1995 году совпало с периодом системного кризиса государственного управления и экономики страны. До 1995 года практически была дезорганизована система государственного управления и регулирования использования охотничьих ресурсов по всей России. В 1990 году было упразднено Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров СССР, а функции управления были переданы Министерству сельского хозяйства России. В 1993 году с подачи Министерства сельского хозяйства России Главное управление охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства России было преобразовано в Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов центрального аппарата министерства. То есть, управленческая структура охотничьего хозяйства была превращена в одно из подразделений аппарата министерства. Указанный департамент, не имея территориальные органы, службы, не мог обеспечивать действенное государственное регулирование и управление охотничьим хозяйством страны.

К тому же данный период совпал по времени имевшим место «парадом суверенитетов» национально-государственных республик. В 1991 году в Якутской АССР решением Верховного Совета также была принята Декларация о государственном суверенитете и переименовании Якутской АССР в Республику Саха (Якутия). Следует признать, что это было время развала системы государственного управления отдельными отраслями народного хозяйства, включая охотничье хозяйство России. Начиная с 90-х годов в ходе всеобщей приватизации были расформированы совхозы Якутской АССР, в итоге которого охотничьи угодья и охотничьи ресурсы в одночасье оказались бесхозными.

С упразднением Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР Управление охотничьего хозяйства при Совете Министров Якутской АССР утратила свою ведущую роль органа государственного регулирования. В 1987 году из ведения Управления отделилось производственное объединение, которое занималось в основном промыслово-хозяйственной деятельностью. Само Управление просуществовало до образования в 1991 году Министерства экологии и природопользования Республики Саха (Якутия).  В отсутствие четкого законодательного регулирования пользования охотничьими ресурсами, единой системы государственного управления охотничьим хозяйством России предоставление права пользования охотничьими ресурсами потеряло единую правовую основу и согласованность. Охотничьи угодья закреплялись и администрациями улусов (районов), и республиканским комитетом по земельным ресурсам. При этом практически отсутствовала общепринятая правовая база предоставления прав пользования охотничьих ресурсов.

Основную роль в определении государственной политики в сфере охотничьего хозяйства в этот период играли Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Агропромышленный комбинат «Север», обладающие административными, финансовыми ресурсами. Территория республики фактически была разделена на северную и южную часть, имея свой орган управления и обособленную государственную политику. Таким образом, особенностью указанного периода следует считать отсутствие четкого разграничения контрольно-надзорных и хозяйственных полномочий в области пользования охотничьими ресурсами. Централизованная заготовка промысловой пушнины частично сохранялась в форме государственных закупок через пушно-меховую базу «Якутская пушнина», но основная масса пушнины начала реализовываться на свободном рынке, вплоть до аукционов США, Дании. Контроль соблюдения лимитов, регулирование промысла практически прекратился, что не могло вызвать беспокойства специалистов и органов государственной власти республики.

В целях наведения порядка в использовании охотничьих ресурсов, заготовке и сбыте промысловой продукции указом Президента Республики Саха (Якутия) на базе ПМБ «Якутская пушнина» в 1993 году был образован Национальный концерн охотничьего хозяйства с функциями монопольного права добычи, заготовок и сбыта охотничьих ресурсов. Несмотря на благие намерения, наделение концерна монопольными правами и отдельными государственными функциями противоречила законам рыночной экономики и практически была реализована только в праве пользования охотничьими ресурсами и угодьями. Таким образом, главным субъектом права пользования охотничьими ресурсами Республики Саха (Якутия) до 2009 года являлся ОАО ФАПК, а также 121 родовых, родоплеменных общин малочисленных народов Севера и небольшая часть северных сельхозпредприятий.

В связи с принятием ФЗ «О животном мире» в 1995 году указом Президента Республики Саха (Якутия) был образован Департамент с полномочиями органа охраны, контроля и регулирования использования биологических ресурсов, в том числе охотничьих ресурсов. Тем не менее, Департамент биологических ресурсов не смог наладить должное государственное управление и регулирование использования охотничьих ресурсов. Только один факт того, что нормы ФЗ «О животном мире» в части предоставления права пользования охотничьими ресурсами не были реализованы, говорит о многом.  Таким образом, период с 1991 года по 2006 год на территории Республики Саха (Якутия) фактически являлся периодом отсутствия надлежащего регулирования пользования охотничьих ресурсов. Основной причиной которого, видимо, следует считать длительный разрыв правовых и организационных отношений между органами исполнительной власти федерального уровня и Республики Саха (Якутия) в области охоты и охотничьего хозяйства.

Не будет преувеличением утверждение, что кризис региональных властей в управлении охотничьим хозяйством был обусловлен чрезмерной централизацией полномочий у федеральных органов при отсутствии у последних возможностей и региональных структур по реализации своих функций. Определенные действия федеральная власть начала принимать только с 2003 года, когда в Республике Саха (Якутия) Министерство сельского хозяйства России образовало территориальное подразделение своего профильного департамента – Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по Республике Саха (Якутия). С принятием Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на базе данного Управления в 2005 году было создано территориальное Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору с функциями охраны, контроля и регулирования использования объектов охоты.

По требованию управления только в 2006 году, спустя 11 лет с момента принятия ФЗ «О животном мире» в республике началось предоставление права пользования охотничьими ресурсами в соответствии с требованиями законодательства. Уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению территорий и акваторий для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, было определено Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). За два года работы по итогам рассмотрения заявок соискателей долгосрочной лицензии было закреплено 242 охотничьих участка общей площадью 117 845 тыс. га за 172 хозяйствующими субъектами. В том числе за ОАО ФАПК было закреплено 42 участка или 53% от общей площади закрепленных территорий, за местными предприятиями 48 участков (16,8%), за общинами – 128 участков (29%), за индивидуальными предпринимателями – 22 участка (1,2%). При этом срок закрепления участков составлял всего 3 года.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2009 г. № 41 создано ГУ «Охрана, учет и воспроизводство объектов охоты и среды их обитания».

В 2009-2010 гг. Департаментом в соответствии с ФЗ «О животном мире» проведена большая работа по закреплению охотничьих угодий среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В результате работ 412 закрепили за собой 510 охотничьих угодий, в том числе 217 являются объединениями коренных малочисленных народов Севера. Все охотничьи угодья закреплены на 25 лет.

С 14 мая 2011 г. Указом Президента Республики Саха (Якутия) Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) переименовывается в Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия). ГУ «Охрана, учет и воспроизводство объектов охоты и среды их обитания» отнесено к ведению Департамента и переименовано в ГКУ РС (Я) «Охрана, учет и воспроизводство охотничьих ресурсов».

Кроме того, успешно внедрены новые методики учета охотничьих животных как установка спутниковых ошейников и слежение за охотничьими животными, опросный учет, проведены научно-исследовательские работы по акклиматизированным видам животных, авиаучет диких копытных животных.

С 2011 года началась разработка Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Саха (Якутия).

В 2012 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) с целью пропаганды и формирования бережного отношения к уникальной якутской природе и повышения культа охоты учрежден праздник – День Охотника. Праздник отмечается ежегодно в первую субботу апреля.

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. № 972 Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) упразднен и функции переданы Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия).

В июне 2018 года в целях создания единого природоохранного органа республики Министерство охраны природы преобразовано в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) с присоединением Департамента по лесным отношениям.

С 2016 года проведена планомерная работа по совершенствованию механизмов распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с требованиями современного времени и с использованием новых технологий. Таким образом, распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется путем общереспубликанской жеребьевки с использованием генератора случайных чисел, жеребьевкой, проводимой в муниципальных районах и во внеочередном порядке лицам, принявшим участие в мероприятиях по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов.

Проведена целенаправленная работа по повышению эффективности осуществления федерального государственного охотничьего надзора. Таким образом, по результатам 2019 года Республика Саха (Якутия) заняла 3 место среди 85 субъектов Российской Федерации по показателям выявления наибольшего количества правонарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В 2022 году завершены работы по территориальному устройству охотничьих угодий Республики Саха (Якутия), после начнутся работы по проведению аукционов по заключению соглашений и закреплению охотничьих угодий.

Большая работа проводится с Федеральным центром, государственным Собранием Республики Саха (Якутия), депутатами Государственной думы Российской Федерации от республики по совершенствованию законодательства.

Повысили эффектность учетных работ методом зимнего маршрутного учета, а именно путем увеличения количества и качества ведомостей зимнего маршрутного учета и охватом труднодоступных и отдаленных охотничьих угодий, где плотность охотничьих ресурсов выше средней республиканской плотности. В результате этого увеличились показатели численности основных ценных видов охотничьих ресурсов и соответственно лимиты и квоты охотничьих ресурсов.

***

Пресс-служба Ил Тумэна

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»