В Госдуму внесен законопроект о ликвидации вреда экологии на предприятиях
Группа парламентариев от партии «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект об организации на предприятиях работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Проектом предлагается внести изменения в законы об охране окружающей среды и о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации.
В настоящее время проблема ликвидации накопленного вреда экологии, возникшего в советский период, остается неразрешенной и все более обостряется, создавая угрозу окружающей среде, жизни и здоровью человека. Как отмечают авторы инициативы в пояснительной записке, особое место среди таких объектов занимают находящиеся в государственной собственности участки недр, в границах которых имеются нефтесодержащие загрязнения. Так, крупные подземные техногенные залежи расположены в Грозном, Новокуйбышевске, Уфе, Ейске, Ангарске, Моздоке, Туапсе, Орле, Комсомольске-на-Амуре.
«Целью законопроекта является правовая регламентация процесса организации и осуществления работ по ликвидации вреда окружающей среде, локализованного в недрах и накопленного еще в советское время в результате деятельности крупных государственных и муниципальных нефтеперерабатывающих предприятий, прекративших к настоящему времени свое существование», — говорится в записке.
Вместе с тем законодатели отмечают, что многие указанные предприятия прекратили свое существование, не ликвидировав накопленный вред окружающей среде, и теперь на их территории осуществляют деятельность другие организации.
«Законопроектом предлагается установить, что инвентаризации и обследованию подлежат не только территории и акватории, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность, но и территории и акватории, на которых деятельность осуществляется в настоящее время», — отмечается в документе.
Проектом также предлагается уточнить понятие «объекты накопленного вреда окружающей среды» за счет дополнения его указанием на недра. По оценке парламентариев, несовершенство легальной дефиниции данного понятия препятствует принятию эффективных мер по учету, обследованию и ликвидации загрязнений, накопленных в недрах.
Авторы также призвали учитывать положительный опыт зарубежных стран, в нормативных правовых актах которых встречаются формулировки, конкретизирующие понятия «прошлые загрязнения», «прошлая хозяйственная деятельность», в том числе со ссылкой на определенную календарную дату.
«В зарубежных правопорядках в основе квалификации загрязнения как прошлого лежит не факт прекращения деятельности на территории загрязнения, а факт накопления загрязнения и его неустранения причинителем», — указывается в записке.
В этой связи законопроектом предлагается установить перечень оснований для отказа во включении объектов накопленного вреда окружающей среде в госреестр, а именно, непредставление материалов выявления и оценки указанного объекта, неполнота или недостоверность содержащейся в таких материалах информации. Также предлагается расширить перечень субъектов, которые вправе осуществлять организацию работ по ликвидации вреда экологии, за счет физических и юридических лиц с тем, чтобы способствовать ускорению решения этой проблемы.
Для привлечения частных инвестиций в реализацию проектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде предлагается развивать институты государственно-частного и муниципально-частного партнерства. По мнению законодателей, бюджетные инвестиции в данную область будут более результативными, когда хозяйствующие субъекты будут заинтересованы в освобождении территорий, недр и акваторий от загрязнений и рациональном их использовании.
Документом, в том числе, предлагается расширить перечень обязательных элементов соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, а также предусмотреть возможность заключать такие соглашения с организацией — владельцем объекта накопленного вреда экологии без проведения конкурса. Кроме того, в целях стимулирования участия лиц в организации деятельности по ликвидации вреда экологии законопроектом предлагается определить меры государственной поддержки таких субъектов.
***
Источник: «Парламентская газета»
Сразу же настораживает принцип ГЧП при содержании и ликвидации обьектов «накопленного вреда окружающей среде». Многие из таких обьектов могут быть участками извлечения прибыли. Просто нужно выставить их на аукционы с соответствующими экологическими требованиями. И пусть победители работают. А тут еще и собираются дать бюджетные деньги. Намечается очередной «законный» распил бюджета?