СЧАСТЛИВАЯ КАЗАХСКО-ЯКУТСКАЯ СЕМЬЯ СЕИТОВЫХ
На юге Казахстана есть древний город Туркестан, который в былые времена являлся крупной торговой точкой на Великом Шелковом пути.
Здесь сохранились уникальные строения времен Тамерлана. Исторические объекты вошли в список культурного наследия ЮНЕСКО.
С 2018 года город переживает второе рождение и постепенно становится духовным центром всего тюркского мира. Начал развиваться туризм. Cтроятся новые культурные объекты, жилые дома.
Одним из застройщиков в стремительно развивающейся Туркестанской области является строительная компания «САХА-2005». Откуда растут ноги у компании и связана ли она с Якутией?
«БЕЗ МЕНЯ МЕНЯ ЗАМУЖ ВЫДАЛИ»
Жила-была в селе Тополиное, что в Томпонском районе Якутии, девушка по имени Ольга, старшая из четырех сестер в учительской семье Копыриных. Работала специалистом отдела кадров, потом бухгалтером в оленеводческом совхозе «Тополиный», которым руководил легендарный Василий Кладкин – Герой Социалистического Труда СССР. Слава о совхозе гремела на всю республику, север в то время снабжался лучше, чем центр, и люди там жили достойно.
Где хорошо, туда и шабашники шли за длинным рублем. С такой целью из солнечного Казахстана прибыл в далекую Якутию Курбанбай Сеитов. Задача у добра молодца была по-быстрому сколотить состояние да вернуться домой. Но по-быстрому не получилось, застрял сердечный надолго. Всему виной наша Ольга, красивая, статная.
В то время отношение местных к шабашникам, мягко говоря, было не очень доверительным, а всему виной они сами – девок портили, да не все женились. Из пяти шабашников того сезона остались двое. Так соединили сердца Ольга и Курбанбай.
Поначалу жили без регистрации. Ольга размышляла так: шабашник есть шабашник, сегодня есть, а завтра и след простыл. И не торопилась захомутать его через закон, захочет уйти – штамп не удержит. А Курбанбай сам не раз заговаривал на эту тему, но всегда натыкался на отказ.
После рождения третьего ребенка Курбанбай взял Ольгин паспорт, когда ее не было дома, пошел в загс и попросил зарегистрировать брак без ее ведома. “Это как в анекдоте: “Без меня меня женили”, но в моем случае – без меня меня выдали», – смеется Ольга.
Потом у Сеитовых родилось еще двое.
КТО КОМУ ПЛАТИЛ КАЛЫМ?
Ольга и не предполагала, что в аулах Союзной Казахской республики люди живут хуже, чем у нас на севере. Полная картина предстала, когда они впервые поехали в Казахстан.
У отца с матерью Курбанбая 12 детей, он четвертый – один из старших. Отец работал чабаном (пастухом).
Ольге стало их так жалко, что по возвращении она отправила им все свои сбережения – полторы тысячи рублей, по тем временам целое состояние.
– Мы с мужем между собой смеемся, что это я за Курбанбая калым заплатила, а не он за меня, – хохочет Ольга.
Может, кто не знает, раньше якуты тоже платили калым, потом этот обычай затерялся у нас во времени и пространстве. А вот братья казахи сохранили его по сей день.
Ольге в первое время было странно слышать, когда другие невестки заводили разговор о калыме. Но когда они в 2005 году переехали на родину мужа, это вошло в их жизнь.
Как рассказывает Ольга, калым до сих пор существует, но негласно. Такса зависит от социального положения семьи, воспитания девушки, ее образования и даже местности. Например, в городе Туркестан, где живут Сеитовы, калым стоит миллион тенге – это чуть больше 200 тысяч рублей российскими деньгами.
Из пятерых детей Ольги и Курбанбая младшая Алия еще не создала семью. Ей пока рано, студентке некогда думать о замужестве. В общей сложности Cеитовы заплатили калым за троих сыновей, а за старшую дочь получили сами.
ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Еще одна особенность – казахские бабушки и дедушки считают внуков своими только детей от сыновей. Конечно, они не отрекаются от внуков от дочерей, но в основном в поддержке и помощи в воспитании детей молодая семья больше расcчитывает на родителей мужа.
Когда у казахских бабушки и дедушки спрашивают сколько у них внуков, они озвучивают количество внуков от сыновей. Например, у Сеитовых в общей сложности 14 внуков (для нас), оттуда вычитаем четырех внуков от старшей дочери Дариги и получаем 10 признанных по казахским меркам.
Казахи – мусульмане. Мужчинам не возбраняется жениться на женщинах другой национальности, даже приветствуется, а вот девушкам не желательно. Мусульманин, обративший в свою веру иноверку, после смерти прямиком идет в рай. Так что Курбанбаю повезло с Ольгой и в этом.
Национальность дается ребенку по отцу, к родителям дети обращаются только на «вы». Дети Сеитовых, даже живя в Якутии, разговаривали с отцом на казахском, к тому же часто приезжали навещать казахских бабушку и дедушку, поэтому никакого языкового барьера по переезду в Казахстан не испытали.
Внучка от старшего сына носит якутское имя Туйара, это бабушка ее так нарекла. Все остальные – и дети, и внуки носят казахские имена, но есть два нейтральных имени, которые есть и у нас, и у казахов – это Дархан (младший сын) и Аян (внук от младшего сына Дархана).
Казахи, как считает Ольга, добрый, не злопамятный народ. Нет такого человека, который годами таил бы обиду. Словом, они уважают и себя, и других.
Если кому-то даешь в долг, просишь вернуть только три раза. Если не возвращают после третьего напоминания, ты должен забить: неприлично хронически выпрашивать. И, да, это щедрость.
«САХА-2005»
Курбанбай Сеитов и есть тот, кто основал компанию «САХА-2005». Но это спустя годы, а до этого многие годы трудился на стройке простым рабочим в якутские зной и морозы. Трудолюбивый, серьезный, основательный зять постепенно завоевал уважение. И когда в середине 90-х с семьей перебрался в Казахстан, его обратно позвали в Якутию для строительства гранильного завода в Томпонском районе. И только в 2005 году им удалось основательно переехать на родину главы семейства.
В Туркестане Курбанбай построил огромный дом, о таком у нас говорят: хоромы, где лошадям раздолье (ат сүүрдэр дьиэ), открыл собственную фирму и назвал “САХА-2005”. В благодарность земле Олонхо, где он обзавелся семьей и крепко встал на ноги.
В настоящее время сам отошел от дела, все больше увлекается кокпаром – национальным видом спорта, где всадники на лошадях борются за тушку барана. Курбанбай не участвует в играх, он один из тех, кто популяризирует и вносит свою лепту в его развитие.
Его дело продолжают сыновья: младший Дархан – директор, средний Арман – начальник участка. Оба с семьями живут в Туркестане.
Старший сын Аскар с семьей живет в Алматы, занимается логистикой – перевозкой грузов в Европу.
Старшая дочь Дарига – косметолог, в прошлом году стала «Лучшим косметологом Шымкента». С мужем и детьми живут в г. Шымкент.
Младшая Алия нынче окончила Назарбаевскую интеллектуальную школу и поступила в «Астана IT».
Вот такая счастливая интернациональная семья Сеитовых. Как писал классик, все счастливые семьи похожи друг на друга. Cемьи детей Сеитовых – копии семьи, созданной их матерью и отцом.
***
Анжелика Мотосова
Элбэхтик тэрээн уhаан дьиннээх ыал буолан, эhээ, эбээ урдук аатын суппуттэр, уруй ай5ал.
Омукка эргэ тахсан атын омугу ууьаппыттарын пропаганданы тохтотуохха этэ,киьи киэн туттубат дьыаланы. Эбээн уолугар эргэ тахсан, элбэхтик о5олонон а5ыйах ахсааннаах Эбээн норуотун ууьаппыта буоллар киэн тутта пропагандалыахха сеп этэ.
Сөпкө этэҕин
Оннук
Дьэ!
Дьолу-соргуну Сеитовтар дьиэ кэргэттэригэр. Ольга учугэй дьонно кийиит буолан дьолломмут. Ол иhин кэпсиир. Онтон омук киhитигэр кэргэним тахсан ата5астаммыт кыргыттар олохторун туhунан ким да кэпсээбэт. Ол иhин атын дойдуга барыта кэрэ курдук кестер.
Молодцы
Казахи родственный народ.
Кэм даҕаны завидуйдаан байдаххытый, дьахтар дьолун булбута бэрт буо. Ханнык Да омук буоллун. Эр дьон бэйэҕит көрбөккүт, холостуой кыыс бөҕөтө эрэ суох, оҕо төрөппөккө сылдьаахтыыр. Эр киһи буоларгыт быһыытынан сытыы, хотуу, булар талар, аргылаабат буолуҥ, кыргыттары эрэ суох соҕотохтуу хаалларымаҥ, оччоҕо эрэ элбиэхпит.
Оннук!Омук эр киһиттэн олус тутулуктаах!Достойнай буолуохтарын наада!Тылынан буолбакка дьыаланан.
Саамай сөп этии. Арыгыттан сылтаан элбэх эр киҺи суох буолар. Ити кэриэтэ ыал буолан, оҕо-уруу төрөтөн, саханы элбэтэн олорбокко
Казах у нас своих детей научил по казахском языку- это супер отец. А якутские мамы родному языку своих детей не учат-нонсенс.
Не люблю казахов…. они слишком запутаны то им мешала СССР ,то им мешает Россия . То они мусульмане то они украинцы. То они за войну, то против , то где-то по середине (сами по себе) так не бывает. Зря Путин им помог в начале 2022 .
В твоей любви мы не нуждаемся. Путин помог не казахам, а такому же диктатору как он, сохранить власть
Дай им Бог или Аллах счастья и здоровья! Хороший и трудолюбивый человек в мужья попался – это большая удача и счастье! Дети выросли образованными и успешными,это ещё лучше!😘👋
Сахалар бэйэбит да а5ыйахпыт. Аартыктар атын омуктары сырса сылдьар дьахталлары ере тутаргытын тохтотуц. Негрдэри ейуургут биир, аны казахтары уу иьэ иьэ хайгаа да хайгаа. Саха уолаттарын ере тутуу суох. Иноагент диэн баран сабар кэм кэлбит быьыылаах.
Эмиэ да5аны
Сколько же хороших девушек наших увели “проклятые“ шустрые шабашники ! Шутка. Дай бог счастья прекрасной семье !
А сколько.”хороших”,образованных.тойонов.женаты.на.русских женщинах не считается?
это тоже шутка
Умная женщина сделала правильный выбор, зачем ей выходить замуж какому то алкашу тунгусу. Молодец!!!
Оннук
Какая она якутка?! В Тополином одни эвены , да эвенки…
Тополиный- это этнический поселок эвенов. И не новость, что они выходят замуж давно уже за другие народности, особенно за русских, поэтому дети у них породистые и красивые, улучшение идет. А не выходить же замуж за троюродного или четвероюродного брата же?