Продолжается работа над разработкой Федерального закона «О северном завозе»
В одном из интервью спикер якутского парламента Алексей Еремеев заметил, что мы постоянно говорим о совершенствовании нормативной законодательной базы по Арктике, но базового закона по северному завозу так и нет – есть лишь поручение президента.
«Для нас это очень актуально, поскольку 80% северного завоза в России связано с Якутией. Пока нет закона, мы не можем направить финансовые, материальные ресурсы, привлечь инвесторов, чтобы северный завоз заработал как система», – подчеркнул спикер Ил Тумэна.
Он также открыто заявил, что все эти годы, когда с развалом Советского Союза единые цепочки рухнули, республика справлялась с ним самостоятельно.
«Сегодня северный завоз занимается лишь поставкой ГСМ, материалов и оборудования для энергетики Крайнего Севера и минимальным набором продуктов. Все остальное отдано на откуп рынку, и мы видим, какие цены в Арктике», – отметил Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Алексей Еремеев.
В июне этого года в Якутске прошел круглый стол Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики. В рамках его подготовки прошло много консультаций с Правительством Российской Федерации и профильными комитетами Госдумы. В рекомендациях круглого стола определено Правительству РФ ускорить разработку и внесение в установленном порядке в Государственную Думу законопроектов «О северном завозе», определяющим понятие «северного завоза», круг его субъектов, устанавливающим перечень грузов завоза, меры государственной поддержки участников завоза, а также планирование, реализацию и контроль за исполнением всех мероприятий по их доставке.
Представители Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики 18 августа 2022 года приняли участие в очередном заседании Экспертной группы по вопросам совершенствования системы осуществления завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза продукции (товаров) под председательством первого заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова.
Участники заседания обсудили поступившие по итогам предыдущего заседания предложения по корректировке проектируемого федерального закона от субъектов Российской Федерации и членов экспертной группы. Общее количество рассмотренных предложений превысило 70.
Представители Комитета особо отметили качественные изменения, которые претерпел текст законопроекта по итогам состоявшегося обсуждения.
Предметом отдельной дискуссии стали порядок и критерии отнесения населенного пункта к территории северного завоза.
Итоговая редакция законопроекта, по мнению участников экспертной группы, позволяет приступить к следующему этапу работы в соответствии с «дорожной картой» – направлению текста законопроекта в федеральные органы исполнительной власти для представления отзывов, предложений и замечаний.
Целью Федерального закона должно стать создание правовых и организационных основ для осуществления завоза грузов (продукции) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
Северным завозом должен стать комплекс организационных, транспортно-логистических мероприятий и финансовых механизмов по бесперебойному снабжению районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции). К территориям северного завоза разработчиками предлагается отнести населенные пункты, относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), определенные Правительством Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации.
Грузами северного завоза, по мнению разработчиков должны стать все грузы, завозимые на территории северного завоза и относящиеся к одной из следующих категорий:
– грузы первой категории – грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (социально-значимые продовольственные товары, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы);
– грузы второй категории – грузы для государственных
и муниципальных нужд;
– грузы третьей категории – иные грузы, не включенные в первую или вторую категории и приобретаемые организациями, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами в личных и предпринимательских целях;
Предлагается определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере северного завоза и исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации на выполнение функций и (или) осуществление деятельности в сфере северного завоза.
«Владимир Путин дал ряд поручений, которые отразятся на развитии арктических районов Якутии. Первое – это подготовить и принять федеральный закон «О северном завозе». Появление федерального закона позволит сделать процесс эффективнее, особенно в такое непростое время», – отмечает Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
Северный завоз – это стратегически важная задача для Якутии. Ранее глава Якутии в интервью «Интерфаксу» рассказал, что из-за изменения транспортных коридоров в целом по стране сейчас резко возрастает роль Северного морского пути. «Это скажется и на Арктических территориях Якутии, в первую очередь, прилегающих к Северному Ледовитому океану – и с точки зрения безопасности страны, и с точки зрения логистики северного завоза, и с позиции реализации на этих территориях ряда проектов, в том числе и по освоению полезных ископаемых», – сказал Айсен Николаев.
В сентябре 2022 года в г. Якутске запланировано выездное совещание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Предполагается, что в рамках выездного совещания будут обсуждены вопросы промышленного потенциала Республики Саха (Якутия) в современных условиях, проект федерального закона об организации завоза продукции (товаров), необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вопросы транспортной доступности республики, малой авиации.
***
Пресс-служба Ил Тумэна
Оставить комментарий