Об итогах деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) VI созыва за 2021 год
В 2021 году главными направлениями деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) стали государственное управление, социальная политика и наука, культура, образование, здравоохранение, а также вопросы в области собственности и экономического развития республики.
За отчетный период Государственным Собранием (Ил Тумэн) проведено 9 пленарных заседаний, в том числе 4 дистанционно в режиме видеоконференции, на которых принято 474 нормативных правовых акта, из них 138 законов Республики Саха (Якутия), из которых 13 базовых, и 336 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В 2021 году в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» внесены изменения в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия). В соответствии с Конституционным законом от 26 мая 2021 года 2355-З № 621-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» внесены изменения в 17 статей Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), четыре статьи исключены и введены две новые статьи. Поправками к Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия):
1) закреплены гарантии, связанные с социальными правами граждан, вопросами семьи и детства, образования и здравоохранения, в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
2) в целях эффективного осуществления государственных полномочий включено положение о единой системе публичной власти в Российской Федерации, в которую входят органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3) исключены нормы о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и включены нормы по закреплению статуса и полномочий Конституционного совета при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
4) в целях совершенствования системы органов государственной власти республики установлено, что систему органов государственной власти республики составляют Глава Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), мировые судьи, иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия). Также уточнено, что наименования должности высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) «Глава Республики Саха (Якутия)» и «Ил Дархан Республики Саха (Якутия)» равнозначны. Определен статус Правительства Республики Саха (Якутия) как высшего исполнительного органа государственной власти республики Саха (Якутия), подконтрольного и подотчетного Главе Республики Саха (Якутия);
5) в соответствии с федеральным законодательством уточнены отдельные полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Главы Республики Саха (Якутия).
Кроме того, приняты 3 конституционных закона Республики Саха (Якутия): Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 года 2357-З № 625-VI «Об упразднении Конституционного суда Республики Саха (Якутия) и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Саха (Якутия)»; Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 года 2356-З № 623-VI «О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)»; Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2021 года 2397-З № 705-VI «О внесении изменений в отдельные конституционные законы Республики Саха (Якутия)».
В 2021 году Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в числе основных приняты:
Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Основные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год: объем доходов – 264 535,8 млн рублей, общий объем расходов – 267 665,3 млн рублей. Дефицит государственного бюджета – 3 129,6 млн рублей.
В целях поддержки семей принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статьи 2.2 и 17 Закона Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)». Данным законом уточнено понятие «молодая семья», которое определяется как семья из лиц, состоящих в браке, в том числе воспитывающих ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно. Многодетным семьям установлен ряд дополнительных мер государственной поддержки.
В области сельского хозяйства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О табунном коневодстве». Законом установлено, что на коневодческих базах, находящихся на отгонных пастбищах, в населенных пунктах, где отсутствуют специализированные убойные пункты, собственникам лошадей разрешается проводить убой лошадей на месте для личного потребления и реализации в пределах территории Республики Саха (Якутия) с выполнением ветеринарных, санитарных норм и правил. В целях сохранения традиционного вида убоя лошадей при проведении обрядовых, обучающих мероприятий убой может проводиться с применением традиций и обычаев народа саха и коренных малочисленных народов Севера с выполнением ветеринарных, санитарных норм и правил.
В области государственного устройства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)», устанавливающий статус столицы Республики Саха (Якутия) и определяющий полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления городского округа «город Якутск» в связи с осуществлением городом Якутском функций столицы Республики Саха (Якутия). Расширен перечень полномочий органов местного самоуправления города Якутска в связи с осуществлением функций столицы Республики Саха (Якутия). Финансовое обеспечение расходных обязательств столицы республики осуществляется за счет двух источников: местного бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В сфере налогового законодательства внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)». Закон республики устанавливает меры налоговой поддержки отдельным категориям граждан и субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, установлено, что начиная с налогового периода 2021 года, освобождаются от уплаты транспортного налога ветераны боевых действий в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика, а также физические лица, зарегистрированные по месту жительства в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Числящаяся за ними задолженность по уплате данного налога списывается.
Кроме того, введены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества.
В течение 2021 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) рассмотрено и поддержано 122 проекта федеральных законов, 16 законодательных инициатив и 42 обращения законодательных органов субъектов Российской Федерации.
В 2021 году Государственным Собранием (Ил Тумэн) в порядке законодательной инициативы внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 16 и 19.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (постановление от 17 февраля 2021 года ГС № 590-VI). Законопроектом предлагается предоставить возможность расходовать полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов на строительство индивидуальных жилых домов с применением сборных комплектов домов заводского изготовления для последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
Также предлагается исключить положения о лимите средств на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. Начиная с 1 мая 2015 года предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не должно превышать сумму, составляющую разность между 1 миллиардом рублей и общей суммой ранее поданных этим субъектом Российской Федерации в Фонд заявок на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Также постановлениями Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предложены поправки к проектам федеральных законов:
№ 1070692-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части проведения торгов в электронной форме» (постановление от 17 февраля 2021 года ГС № 591-VI);
№ 1147176-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постановление от 27 мая 2021 года ГС № 695-VI);
№ 1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (постановление от 30 ноября 2021 года ГС № 861-VI).
По состоянию на 1 января 2022 года на рассмотрении Государственной Думы находятся 3 законодательные инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Также в 2021 году принято обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу увеличения финансирования программ региональных и местных авиаперевозок (постановление от 8 апреля 2021 года ГС № 668-VI). В обращении Государственное Собрание (Ил Тумэн) просит содействия в рассмотрении вопроса об увеличении объема финансирования программ региональных и местных авиаперевозок и включении в число субсидируемых маршрутов по направлениям Якутск – Москва – Якутск и Якутск – Санкт-Петербург – Якутск.
Одной из форм работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) является организация и проведение парламентских слушаний, правительственных часов и круглых столов.
За 2021 год Государственным Собранием (Ил Тумэн) проведено 7 парламентских слушаний (из них 2 – публичные слушания), 23 правительственных часа и 34 круглых стола. Состоялось два заседания Общественно-консультативного совета при Председателе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), одно заседание Совета представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Также в 2021 году в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) состоялось одно заседание Ассамблеи депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Девятнадцатого марта 2021 года состоялась очередная дискуссионная площадка «Открытый парламент». «Открытый парламент» проведен с целью информирования населения о мероприятиях Года здоровья в Республике Саха (Якутия), широкого общественного обсуждения поправок к Конституции Российской Федерации, которыми предлагаются конкретные нормы, направленные на укрепление системы здравоохранения, концептуальные позиции, изменяющие организацию здравоохранения, в том числе обязательство органов местного самоуправления в части развития здравоохранения, повышения доступности и качества медицинской помощи.
В 2021 году состоялось шесть часов эксперта, в ходе которых обсуждались темы: «Стандарт социально-экономической ответственности бизнеса по отношению к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока», «О вопросах приведения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствие с Конституцией Российской Федерации», «Проблемы газоснабжения центральных районов Республики Саха (Якутия)», «Конституционный контроль в субъекте Российской Федерации: состояние, перспективы, международный опыт», «Реализация проекта «Эффективный регион», «Тенденции развития местного самоуправления: анализ законодательства и правоприменительной практики».
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П.В. Гоголев 9 июня 2021 года выступил на общем собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в режиме видеоконференции по законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статьи 16 и 19.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В ходе своего выступления Председатель парламента проинформировал, что проект федерального закона внесен в Государственную Думу 6 марта и 9 марта 2021 года передан на рассмотрение в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, в поддержку законодательной инициативы парламента Якутии высказались законодательные органы 19 субъектов Российской Федерации.
По итогам рассмотрения вопроса участники общего собрания Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» поддержали законодательную инициативу Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) и рекомендовали депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принять поправки к статьям 16 и 19.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.А. Григорьева и председатель постоянного комитета по делам семьи и детства А.Н. Атласова 30 ноября 2021 года приняли участие в очередном общем собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», прошедшем в режиме видеоконференции.
Председатель постоянного комитета по делам семьи и детства Государственного Собрания (Ил Тумэн) А.Н. Атласова выступила по вопросу «Об особенностях правового регулирования механизма поддержки создания в ДФО инженерной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, выделяемых семьям с тремя и более детьми бесплатно».
Членам Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» рекомендовано направить в Государственное Собрание (Ил Тумэн) информацию о проблемах, возникающих при создании инженерной и коммунальной инфраструктуры таких земельных участков, для обобщения информации и разработки правовых положений, отражающих региональные особенности. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) обобщит материалы по данному вопросу и предложит к внесению в повестку дня очередного общего собрания Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
Парламент Якутии в продолжение развития межрегионального парламентского сотрудничества заключил два новых соглашения о сотрудничестве с законодательными органами субъектов Российской Федерации и одно международное о развитии сотрудничества с зарубежным региональным парламентом.
Восьмого февраля 2021 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Законодательным Собранием Амурской области.
Третьего марта 2021 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Верховным Советом Республики Хакасия.
Парламенты регионов будут взаимодействовать в целях совершенствования законодательства и законотворческой деятельности, повышения эффективности планирования законотворческой деятельности, повышения качества принимаемых правовых актов, повышения эффективности реализации правовых актов, усиления парламентского контроля за исполнением законов, совместной подготовки и внесения в федеральные органы государственной власти обращений о совершенствовании нормативного правового регулирования, а также совместного решения иных вопросов, представляющих взаимный интерес.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) продолжает развивать международное межпарламентское сотрудничество с регионами зарубежных стран.
Второго декабря 2021 года подписано международное соглашение между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Гомельским областным Советом депутатов Республики Беларусь.
Соглашение предусматривает сотрудничество между представительными органами региональной власти в целях интеграции в рамках Союзного государства. Планируется широкий обмен опытом в законотворческой и депутатской деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и законодательством Российской Федерации. Стороны намерены развивать и укреплять связи между представительными органами государственной власти. Планируется обмен текстами нормативных правовых актов и их проектов по вопросам, представляющим взаимный интерес, аналитическими, методическими материалами и др.
Это второе международное соглашение, подписанное Государственным Собранием (Ил Тумэн). Ранее, в 2019 году, впервые был подписан Меморандум о намерениях о сотрудничестве между Государственным Собранием (Ил Тумэн) и Парламентом провинции Кёнсанбук-до Республики Корея.
В целях дальнейшего совершенствования сотрудничества с Прокуратурой Республики Саха (Якутия) 21 декабря 2021 года подписано новое соглашение о взаимодействии между Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутией) и Прокуратурой Республики Саха (Якутия).
С полным текстом Отчета об итогах деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) за 2019 год можно ознакомиться здесь.
***
Пресс-служба Ил Тумэна по материалам аналитического управления аппарата Госсобрания
Оставить комментарий