Курс валют
$
99.42
3.96
106.3
3.48
Курс валют
Курс валют
$
99.42
3.96
106.3
3.48
Меню
Поиск по сайту

О проблемах вахтовых поселков и правовом регулировании охраны и использования вечной мерзлоты

26.06.2022 13:08 2
О проблемах вахтовых поселков и правовом регулировании охраны и использования вечной мерзлоты

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Сахамин Афанасьев в своем докладе первым вопросом остановился на проблеме вахтовых поселков.

«В настоящее время применение вахтового метода организации работ рассматривается как оптимальная модель освоения Дальнего Востока и Арктики, но при этом она не способствует непосредственному решению вопросов социально-экономического развития территории, на которой расположены вахтовые поселки», – сказал председатель комитета.

Это обусловлено малой плотностью населения, значительной отделенностью друг от друга населенных пунктов, отсутствием развитой дорожной инфраструктуры и отсутствием трудовых ресурсов, высоких затрат на создание полноценных социальных условий для проживания работников и их семей, приводит к тому, что компании выбирают вахтовый метод организации работ.

По его сообщению, на территории республики 350 промышленных предприятий используют вахтовый метод работы, вахтовой формой занято более 60 тыс. работающих, действуют более 200 вахтовых и сезонных поселков.

Как отметил парламентарий, сегодня законодательно определен лишь вахтовый метод работы в рамках трудовых отношений. Кроме того, в Налоговом кодексе РФ содержание вахтовых поселков отнесено к себестоимости продукции.

«На сегодняшний день вахтовые поселки относятся к производственным объектам, которые остаются без изменений категории и относятся к землям лесного фонда, так как компании не обременены обязательствами по их переводу», – подчеркнул в своем выступлении Сахамин Афанасьев.

Вместе с тем он подчеркнул, что деятельность вахтовых поселков влечет нагрузку на муниципальные образования, используется транспортная инфраструктура, наносится определенный ущерб, а возмещение осуществляется за счет средств местного бюджета. Муниципалитеты организуют проведение выборов разных уровней в вахтовых поселках, осуществляют противопожарные мероприятия, медицинские организации оказывают медицинскую помощь вахтовым рабочим, остаются накопленные бытовые и промышленные отходы, наносится  ущерб окружающей среде.

Сахамин Миланович добавил, что многие вахтовые объекты превратились в крупные вахтовые поселки с соответствующей коммунальной инфраструктурой, населением, достигающим десятки тысяч человек, культурно-бытовыми, транспортными объектами.

При этом за годы деятельности вахтовых поселков выявились сложности во взаимодействии корпоративных структур вахтовых поселков с органами публичной власти субъектов Российской Федерации.

«Население вахтового поселка обособлено и практически не участвует в жизни муниципального образования, на территории которых они  расположены, пока не возникнет ситуация, не связанная с производственной деятельностью. Так, например, весной 2020 года во многих регионах страны вахтовые поселки оказались центрами распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.  В республике вспышка COVID-19 на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении, которую руководство предприятия не смогло локализовать собственными силами, привела к тому, что были задействованы силы и ресурсы региона и муниципального района, на территории которого был расположен вахтовый поселок. При этом большая нагрузка легла, в том числе и на администрацию муниципального образования, а районная больница в течение 2-х месяцев работала в основном на вахтовиков. Данное происшествие показало, что автономность вахтовых поселков от местных органов власти весьма неустойчива и требует согласованных действий с органами публичной власти, на территории которой расположен тот или иной вахтовый поселок», – пояснил председатель постоянного комитета Ил Тумэна Сахамин Афанасьев.

Он подчеркнул, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с целью правового регулирования вопроса взаимодействия организаций, применяющих вахтовый метод с органами публичной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены вахтовые поселки, разработало концепцию законопроекта, которым предлагается урегулировать создание, режим функционирования и закрытие вахтовых поселков; установить обязанность заключать соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития между организацией и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,  муниципальными  районами и муниципальными округами, на территории которых расположены вахтовые поселки; предусмотреть выдачу разрешений на создание вахтового поселка и принятие порядка его создания,  установить уполномоченное лицо, ответственное за эффективное функционирование вахтовых поселков; квотировать рабочие места для лиц, проживающих на территории соответствующего субъекта, на которой расположен вахтовый поселок и др.

«Правовое регулирование заключения соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития территории, на котором расположены вахтовые поселки, позволит создать благоприятные условия для функционирования вахтового поселка; обеспечить участие организации в реализации программ и проектов социально-экономического развития территорий, на которой расположен вахтовый поселок;  реализовать комплексные природоохранные мероприятия, содействовать занятости населения; привлечь к выполнению работ местных предпринимателей; обеспечить  своевременной медицинской помощью вахтовых работников и так далее», – подчеркнул Сахамин Миланович.

Он добавил, что государство должно способствовать обеспечению мультипликативного эффекта от деятельности организации, применяющей вахтовый метод, что в свою очередь  будет отражаться на качестве и уровне жизни населения регионов, на территории которых расположены вахтовые поселки.

Следующий момент, на котором остановился Сахамин Афанасьев, это вопрос правового регулирования охраны и использования вечной мерзлоты, который поднимается Республикой Саха (Якутия), начиная с 2014 года.

«Тогда еще на совместном  круглом столе Государственной Думы и Совета Федерации  обсуждали вопросы законодательного регулирования эффективного развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона, на котором парламент республики обозначил, что необходимо учитывать вечную мерзлоту, как один из компонентов природной среды и принять по ее сохранению соответствующий федеральный закон», – напомнил парламентарий.

«Исходя из этого понимания, парламент Якутии разработал проект федерального закона о рациональном использовании и охране вечной мерзлоты. Этот законопроект с 2018 года прошел ряд экспертных заключений, был представлен на различных всевозможных площадках. Пока вопрос принятия отдельного базового закона не поддержан, хотя буквально в середине сентября 2021 года министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, отметил необходимость принятия базового федерального закона», – подчеркнул Сахамин Миланович.

Он также отметил, что в эти дни в Республике Саха (Якутия) проводится первый этап климатической экспедиции, под эгидой Российского экологического общества, ведущих российских научных институтов, при поддержке Главы и Правительства республики, Государственного Собрания.

Участники климатической экспедиции при подведении итогов, отметили, что деградация многолетнемерзлых грунтов со всеми вытекающими из этого последствиями является одним из основных направлений влияния изменений климата, наиболее выраженных на территории Якутии.

«Политика в этом направлении с подачи Президента России Владимира Путина находит понимание, и сейчас мы работаем в составе рабочей группы Минприроды России, которым разработан проект федерального закона в части создания государственной системы мониторинга состояния многолетней мерзлоты», – сказал парламентарий.

Так, законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы «Об охране окружающей среды и «О гидрометеорологической службе», так дается понятие мониторинга за состоянием многолетней мерзлоты, полномочиями по проведению государственного мониторинга многолетней мерзлоты предлагается наделить Росгидромет. Планировалось, что сеть мониторинга за состоянием многолетней мерзлоты должна заработать в 2023 году, на конец декабря 2021 года была информация, что в Аппарате Правительства РФ рассматриваются вопросы финансирования затрат, связанных с созданием данной сети.

«Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предлагает ускорить принятие соответствующего федерального закона, регулирующего вопросы создания мониторинга за состоянием вечной мерзлоты с учетом  включения в ее систему  регионального, производственного и ведомственного мониторинга, вовлечения в проведение мониторинга специализированных научных институтов», – сказал в конце своего выступления Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Сахамин Афанасьев.

 ***

Пресс-служба Ил Тумэна

Обсуждение • 2

Добавить комментарий
  1. Из севера

    Совершенно актуально и правильно поставлен вопрос. Вахтовые посёлки располагаются на десятки лет на территории муниципальных районов, а по сути сегодня остаются, совершенно не то что обособленными, а совершенно чужими , закрытыми территориями для муниципальных властей и органов. Одно только публичное слушание в начале и все, потом закрыто как частное владение.

  2. Вилюй

    Наконец то наступило прозрение. Открылся третий глаз. Голос прорезался.Флаг вам руки. Кто запретил заранее работать с ТОР вахтой артелями.Сидели смотрели поддакивали.

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»