Наука и бизнес вместе для освоения Арктики

III форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» традиционно состоялся на базе нашего федерального университета 28-29 марта этого года. Форум пропагандирует идеи суверенного развития и фокусируется на концепции доверия как ключевого принципа преобразования образовательной сферы.
Участники форума за два дня обсудили актуальные вопросы в области образования, науки и бизнеса, что позволит объединять усилия с целью достижения общих целей для устойчивого социально-экономического развития страны в условиях изменяющейся геополитической обстановки по всему миру.
На форуме в секции «НАУКА И БИЗНЕС: КООПЕРАЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ДОВЕРИИ» из Нижегородского технического университета им. Р.Е. Алексеева участвовал доцент кафедры «Автомобили и тракторы», кандидат технических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией Александр Блохин.
Основное научное направление Александра Николаевича – исследование эксплуатационных свойств (тягово-скоростных свойств, плавности хода, проводимости, топливной экономичности) транспортных средств при движении на слабонесущих опорных поверхностях (снег, болото, песок). Он имеет 32 патента РФ на полезную модель, 1 патент РФ на изобретение.
А. Н. Блохин является исполнительным директором ООО «Вездеходы Севера».
Вездеходы «Русак» разработаны нижегородскими учеными и инженерами в сотрудничестве с конструкторами из Татарстана в рамках федеральной целевой программы при финансовой поддержке Минобрнауки РФ. Подобные техники, как Вездеход “Русак”, серийное производство которого стартовало в 2020 году, нужны там, где нецелесообразно прокладывать дороги.
Испытания вездехода “Русак” в суровых природно-климатических условиях Арктики позволили оценить его проходимость, надёжность, плавучесть и энергоэффективность. Были проверены заложенные технические решения в узлах трансмиссии, ходовой части, рулевом и тормозном управлениях, чтобы обеспечить возможность эксплуатации круглый год, в том числе при крайне низких температурах, вплоть до минус 60 градусов. Там, где обычный автомобиль не сможет проехать, лодка не сможет проплыть, а вертолет останется на земле, “Русак” продемонстрировал свою высокую проходимость и подвижность.
Проходимость “Русака” не зависит от времени года. Эта техника способна эффективно функционировать независимо от погодных условий и изменчивого климата. Она может использоваться для поездок в любую точку мира, преодолевая любые препятствия.
“Русак” был оценен как эффективное средство, обеспечивающее безопасность и являющееся отличным средством для выполнения различных задач специальными службами:
– поиска и спасения людей на воде и суше в чрезвычайных ситуациях,
– десантирования мобильных групп на короткие и дальние расстояния в случае техногенных и климатических катастроф,
– срочной транспортировки пациентов из непроходимых участков,
– доставки специалистов и грузов в труднодоступные места,
– организации экспедиций и путешествий по экологическим маршрутам,
– обеспечения комфортного отдыха охотников и рыболовов при любой погоде,
-патрулирования территории, контроля и обследования местности, мониторинга закрепленных участков,
– сейсморазведки с использованием специальных геофизических установок и многих других целей.
За свой труд в 2023 г. главный конструктор и идеолог вездехода «Русак» Александр Николаевич Блохин был награжден медалью МЧС «За сотрудничество во имя спасения».
“Русак К-8” – это не просто болотоход, он также может быть оснащен краном-манипулятором, размещенным в кузове по настоянию нефтяников, что позволит использовать его для ремонта и выполнения различных работ.
В кузове также могут перевозиться необходимые инструменты, бензогенератор, сварочный аппарат и другое оборудование, что значительно расширяет функциональность машины и облегчает труд оператора.
“Русак К-8” является одним из самых выдающихся колесных снегоболотоходов. Конструкция вездеходов «Русак» постоянно совершенствуется.
С 2023 г. в конструкции появились разработки научно-исследовательской лаборатории полимерных нанокомпозитов СВФУ им. М. К. Аммосова, занимающейся изучением поведения резинотехнических смесей и изделий из них, способных работать при крайне низких температурах, вплоть до минус 80 градусов с сохранением своих упругих характеристик.
В частности, в лаборатории СФВУ разработаны пыльники шарниров равных угловых скоростей и тяг рулевого управления. На одну машину «Русак» используется до двадцати пыльников. Разработанные для вездеходов «Русак» пыльники протестированы в реальных условиях эксплуатации в районах Таймыра (Диксон) и на Чукотке (Билибино, Певек). Результаты испытаний в трех сезонах – осеннем, зимнем (наиболее суровом) и весеннем показали, что предложенные СФВУ пыльники по износостойкости и ресурсу превосходят аналогов в 2-3 раза.
В связи с этим между ООО «Вездеходы для Севера» и СФВУ заключен долгосрочный лицензионный договор – на 5 лет на использования этих разработок.
В настоящее время в городе Богородск Нижегородской области производится около 15 машин в год под заказ, но компания ООО “Вездеходы Севера” имеет потенциал изготовить до 50 машин, обладая всеми необходимыми ресурсами. Если вы хотите узнать об отличиях, предназначении, новых возможностях и конструкторских решениях снегоболотохода “Русак”, вы можете посетить официальный сайт компании ttps://www.atvrusak.ru/
***
М.С.Платонова-Хомпорууна, член Союза журналистов России
08.04.2024 г.
Оставить комментарий