Курс валют
$
61.25
0.99
59.98
1.74
Курс валют
Курс валют
$
61.25
0.99
59.98
1.74
Меню
Поиск по сайту

Народные депутаты посетили выставку «Эвено-Бытантайский национальный район: возрождение традиций – созидание будущего»

29.05.2022 11:41 0
Народные депутаты посетили выставку «Эвено-Бытантайский национальный район: возрождение традиций – созидание будущего»

27 мая в выставочном зале Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского состоялось открытие выставки «Эвено-Бытантайский национальный район: возрождение традиций – созидание будущего», посвященное 100-летию образования Якутской АССР.

В открытии выставки приняли участие народные депутаты Елена Голомарева, Иван Андреев, заместитель министра культуры РС(Я) Владислав Левочкин, ветеран государственной службы Иван Горохов, заместитель министра культуры РС(Я) Владислав Левочкин и другие.

Елена Голомарева поздравила с открытием выставки и отметила, что богатая и самобытная культура Якутии по праву является общенациональным достоянием России. Поэтому сохранение и дальнейшее развитие уникального культурного и духовного наследия народов Севера — задача первостепенной важности. Культура народов Республики Саха (Якутия) богата традициями, идущими из глубин веков. Очень интересно увидеть как издавна эвенские мастерицы украшали одежду, используя мех, кожу и бисер. Применялась очень сложная техника меховой мозаики, когда поочередно пришивались кусочки меха разных цветов. Удивляет талант мастериц тюгясирских эвенов, изделия которых всегда отличались тонкими и очень стильными и красивыми меховыми узорами.

Она также подчеркнула, что жители Эвено-Бытантайского улуса сумели сохранить и донести до наших дней все отрасли традиционного хозяйствования: оленеводство, коневодство и животноводство. В этом большая заслуга – тружеников улуса, которые сохранили этническое своеобразие края.

Народный депутат Иван Андреев поздравил с открытием выставки. Он подчеркнул значимость мероприятия для усиления внимания национальному району, сохранения традиций, самобытной культуры и быта, проживающих здесь малочисленных народов Севера.

Глава национального района Гаврил Горохов открывая выставку рассказал, что Эвено-Бытантайский национальный район является одним из молодых административно – территориальных образований с национальным статусом, который был образован 21 апреля 1989 года. Причиной создания отдельного национального улуса, помимо проблем социально – экономических, несомненно, была реальная тревога за исчезающую культуру малочисленной группы эвенов местности.

Если вернуться к истории, то в годы становления Советской власти приоритетной политикой государства, наряду с ликвидацией безграмотности, вопрос о государственном строительстве народов Севера решался четко и планомерно. Всего в Сибири и на Дальнем Востоке к январю 1932 г.  было образовано 9 автономных округов, 77 национальных районов. В целом в ходе районирования в Якутской АССР появилось 10 новых административных образований малочисленных народов Севера.  В кратчайшие сроки в новых национальных районах возникли школы, избы-читальни, красные чумы, фельдшерско-акушерские пункты. Особое внимание уделялось подготовке национальных кадров.  Роман Иванович Шадрин  – первый общественный и государственный деятель из коренных малочисленных народов Севера на VII-м Всеякутском съезде Советов был избран членом ЯЦИК. В феврале 1931 года назначен председателем Комитета по по содействию народностям северных окраин. Одновременно он выдвинут на должность заместителя председателя ЯЦИК, где председателем был П.А.Ойунский.  Проблемы народов Севера Якутии  в те годы были настолько важны и трудноразрешимы, что правительство Якутской АССР  решили представителя малочисленных народов выдвинуть на эту должность,  чтобы он смог их решать на самом высоком уровне. Роман Шадрин с Платоном Ойунским  ездили в качестве делегатов на 6-й Всесоюзный съезд Советов.

Таким образом, Саккырырский район  был образован в 1931 году Указом  Президиума СССР, с целью наделения кочующих по бескрайним просторам Верхоянья эвенов своим административно – территориальным образованием. К началу 1950-х в Саккырырском районе насчитывалось 9 колхозов как самостоятельные отдельные хозяйства.  В июне 1950 г. вышло постановление правительства о начале процесса укрупнения мелких колхозов.  В 1953 г. по району стало 6 колхозов, где имелись 21316 оленей, 1212  голов скота, 1307 лошадей, 77 черно-бурых лисиц.  Оленеводы, животноводы, коневоды района добивались больших производственных показателей и были награждены орденами и медалями. 58 человек были награждены медалями ВСХВ.

В 1962 году во времена усиления Хрущевской политики укрупнения районов Саккырырский район упразднили  и присоединили к Верхоянскому району. Забвение национальной специфики, утрата языка – кладезя исторической памяти этноса, связующего поколения, самобытной истории, культуры, заставили старожилов забить тревогу. Еще тогда старики понимали, что ликвидация национальных районов без учета мнения населения – историческая несправедливость и пытались еще в конце 60-х годов отстаивать восстановление района в ЦК партии в Москве. Но их чаяния оставались не услышанными.  Многим руководителям того периода советовали «забыть» столь смелые заявления, поскольку поднятие национального вопроса в те годы не стыковалось с политикой партии. Да и руководство Верхоянского улуса не было готово расставаться с одним из крупных и богатых хозяйств района. В то время совхоз «Ленинский» занимался разведением оленей, аборигенного якутского скота, табунным коневодством и разведением черно-бурой лисы.   Нахождение в провинции промышленного района, оторванность от центра, сложная транспортная схема, финансирование по остаточному принципу отбросило назад и тормозило социально-экономическое развитие Саккырыра.

Только с наступлением перестройки в эпоху перемен многолетнее упорное обращение  старожилов-эвенов о восстановлении района вновь обрело значение, они вновь стали писать письма во все инстанции, в том числе и в газету «Советская Россия». Непоколебимый дух свободолюбивых кочевников-предков, тлеющий  в душе стариков-эвенов неугасающей искоркой надежды,  вновь зажегся огнем. Наконец, их голос был услышан в Якутске, затем в Москве. Ветер перемен всей мощью обрушился на страну проникая  и в отдаленные окраины республики.  Горбачевская оттепель подняла рост национального самосознания. Осознание своих корней, возрождение  языка, культуры, традиций, возвращение к истокам – стало флагом и духом того времени.

Весной 1989 года партийно-правительственная бригада во главе с Прокопьевым Юрием Николаевичем преодолев долгую и сложную дорогу, прибыла на автомашинах через Себян-Кюель в Саккырыр. Они во всех наслегах провели встречи и собрания с активом и населением. Этот приезд первого руководителя республики стал судьбоносным для жителей отдаленного Саккырыра. 21 апреля  1989 года вышло постановление за №375 Совета министров Якутской АССР об  образовании  Эвено-Бытантайского  национального района. Многие старожили  района не дожили до этого светлого дня, но их дело, их усилия не были напрасными. Они заложили фундамент для будущих поколений, не потеряли веру и сумели через четверть века  отстоять  восстановление района. Их надежда, их вера в будущее и в торжество справедливости осуществилось. Благодарные тюгясирцы поставили в районном центре бюст Ю.Н. Прокопьеву.

Сегодня Эвено-Бытантайский национальный улус занимает территорию 55,6 тысяч квадратных километров за Полярным кругом. Состоит из трех наслегов поселенческого уровня – Нижне-Бытантайский, Верхне-Бытантайский и Тюгэсирский.

Главная отрасль экономики – оленеводство. В национальном  улусе на сегодня сосредоточена 14500 голов оленей. В улусе также достаточно хорошо развивается табунное коневодство. Веками в суровых условиях Заполярья создавалась скотоводческая культура северных якутов. Бытантайские  якуты,  несмотря на суровые условия Заполярья, пройдя через века сумели сохранить и донести до наших дней уникальную породу якутского скота. Сегодня Эвено-Бытантайский улус является единственным резерватом по сохранению в чистоте уникального генофонда якутского скота – национального  достояния народа саха.

Выставка знакомит с историей и культурой Эвено-Бытантайского национального района. Отдельные стенды посвящены известным людям улуса, которые внесли большой вклад в развитие района. В экспозиции представлены предметы быта, охоты и традиционных отраслей тюгэсирских эвенов и бытантайских якутов.

Гости до 20 июня могут ознакомиться, как издавна эвенские мастерицы украшали одежду, используя мех, кожу и бисер. Также есть аксессуары, музыкальные инструменты из копыт, фаланги, костей оленя, рога чубуку, сумки. Все изделия выполнены вручную, начиная с отделки шкур и заканчивая вышивкой бисером. Народные мастерицы Ньургуйаана Горохова, Зоя Колесова, Мария Колесова в своих работах использовали кроме меха подшейный волос оленя для вышивки и металлические вставки в виде подвесок. На этой выставке также представлены традиционные костюмы и унты эвенов.

***
Пресс-служба Ил Тумэна

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»