Народные депутаты и педагогическая общественность обсудили вопросы развития системы образования и правовой защиты учителя
7 октября 2022 года в зале заседаний Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) состоялась встреча народных депутатов парламента Якутии с делегатами XIV Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия).
В приветственном слове председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева отметила, что сегодня сложно переоценить самоотверженный труд учителя в воспитании подрастающих поколений, повышении образовательного уровня всего нашего общества. Воспитатели, учителя и преподаватели с большой самоотдачей занимаются любимым делом, взращивая у них чувства патриотизма и человеческого достоинства, прививая им лучшие качества – трудолюбие, искренность, великодушие.
Вице-спикер парламента Виктор Губарев поздравил делегатов съезда и сказал, что любая встреча с учителями и преподавателями имеет большое значение для законодателей, так как именно учитель формирует фундамент благополучия, развития и духовно-нравственного здоровья общества. Он считает, что в современном образовании вопросы в обучении и воспитании сегодня требуют пристального внимания и решения в ближайшее время, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны. В образование пытаются внедрить новые понятия и методы, которые часто они заимствованы с Запада, и не совсем подходят нашей системе обучения.
Виктор Николаевич в патриотическом воспитании детей попросил обратить внимание на такие символы как Знамя Победы, которые сегодня вновь актуальны и имеют немалое значение в формировании народа как единой политической нации. Обращение к символам становится чрезвычайно актуальным в переломные для общества моменты. Сейчас Красное знамя Победы, наряду с государственным флагом России, символизируют непреклонную волю российского государства от нацистского и западного террора. 26 млн. наших солдат отдали свою жизнь за Знамя Победы. Парламентарий выступил за изучение истории с первого класса в новой образовательной программе, чтобы сохранялась историческая память.
«А для этого в каждой школе должны быть музеи истории и копия Знамени Победы, чтобы передать ребятам нравственный, культурный код нашего народа, исключить любые попытки навязать детям чуждые ценности, извращенное толкование истории. Президент страны правильно сказал, что сегодняшнего конфликта на Украине не было бы, если бы не было ни у кого желания возродить нацизм на исторических территориях России. Опыт жителей и защитников Донбасса позволит изменить подходы к патриотическому воспитанию в школах», – сказал парламентарий. Кроме того, вице-спикер высказал свое мнение о категорическом несогласии закрытия малокомплектных школ, без которых не могут существовать и развиваться села.
Далее Феодосия Габышева рассказала о деятельности парламента, какие законопроекты подготовлены комитетом и какие основные приоритетные задачи сегодня стоят перед системой образования. Она сообщила, что в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, 2022 год объявлен Президентом России Годом педагога и наставника. Она напомнила, что глава республики Айсен Николаев включен в состав рабочей комиссии при Министерстве просвещения РФ.
Как отметила парламентарий, в рамках подготовки к этому году и в целях создания условий для улучшения положения педагогов, повышения профессионального уровня и престижа педагогического труда разработан проект республиканского закона «О правовом регулировании особого статуса педагогических работников в Республике Саха (Якутия)». Законопроект предварительно одобрен Главой республики. Проект закона закрепляет положения о защите чести и достоинства педагогических работников, профессиональной этике, мерах социальной поддержки и мерах, направленных на повышение квалификации и непрерывное профессиональное развитие педработников, а также устанавливает институт наставничества в образовательных организациях. В частности, в нем предлагается закрепить дополнительные меры соцподдержки педработников, в том числе восстановить действовавшие ранее выплаты «подъемных» и компенсации проездных расходов молодым специалистам, переехавшим на работу в сельскую местность, рабочие поселки, поселки городского типа.
Второй законопроект, который выносится на обсуждение – «Внесение изменений в закон «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» в части закрепления критериев отнесения образовательных организаций к малокомплектным образовательным организациям».
Феодосия Васильевна напомнила, что в 2005-2008 гг. прошла реструктуризация сети сельских школ, когда более 20 тысяч школ, в том числе малокомплектных школ были закрыты по стране. У нас благодаря защите и поддержке народных депутатов и руководства республики и в результате широкого обсуждения этого вопроса, все малокомплектные школы были сохранены. Сейчас перед нами стоит вопрос – какие критерии мы можем закрепить законом. В настоящее время критерии (удаленность от иных образовательных организаций, транспортная доступность, численность обучающихся) утверждаются Правительством.
«Между тем, малокомплектные образовательные организации, исходя из региональных особенностей (большая территория, удаленность друг от друга, транспортная доступность, численность обучающихся), занимают особое положение и требуют особой защиты. Поэтому закрепление критериев отнесения образовательных организаций к малокомплектным школам необходимо регламентировать на законодательном уровне. В первую очередь, это критерии численности воспитанников и учеников – средняя наполняемость классов, общая численность обучающихся и другие», – пояснила Феодосия Габышева.
Далее председатель профильного комитета обратила внимание педагогической общественности на третий законопроект – это внесение изменений в закон «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» в части закрепления понятия «трудовое воспитание». Она считает, что идея возвращения в школы понятия «трудовое воспитание» заслуживает внимания в рамках патриотического воспитания детей и молодежи. Сейчас проект закона находится на согласовании, комитет планирует внести его в повестку ближайшего пленарного заседания.
28 апреля этого года парламентом Якутии принят важнейший закон «О патриотическом воспитании в Республике Саха (Якутия)», где впервые законодательно определены основные цели, задачи, принципы и направления патриотического воспитания граждан, проживающих на территории республики. Особое внимание также будет уделено возрождению и развитию детского спорта.
Также этим законом с 1 января 2023 года предусматривается создание Центров патриотического воспитания. Этот вопрос до конца не отработан и парламентарий предложила обсудить данный вопрос на местах совместно с депутатами улусного собрания для развития политехнического образования в рамках новой статьи закона. Продолжается работа по законодательному регулированию деятельности политехнических школ. Делегаты Сунтарского улуса поднимали данный вопрос на съезде. В 2021 году был принят закон «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Саха (Якутия) “О промышленной политике в Республике Саха (Якутия)». Полномочия Правительства республики в сфере промышленной политики были дополнены новыми полномочиями по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих меры стимулирования деятельности образовательных организаций, осуществляющих политехническую подготовку. В этой связи народный депутат отметила самое весомое достижение – принятие 3 марта этого года закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» в части закрепления общеобразовательных организаций политехнической направленности – «политехнических школ».
Также председатель профильного комитета рассказала об инициированной народными депутатами Ил Тумэна федеральной программы «Дети Арктики». Она включает в себя целый комплекс решений — от отдыха и оздоровления до культурно-эстетического и спортивного развития детей, улучшения материально-технической базы кочевых школ, поддержки учителей, заканчивая ликвидацией цифрового неравенства в Арктике. Республика последовательно отстаивает позицию о необходимости принятия отдельной программы на федеральном уровне и об обязательном комплексном подходе при реализации проекта. За расширение данной программы недавно выступил Ил Дархан Айсен Николаев и на Восточном экономическом форуме.
Далее участники встречи в формате открытого микрофона задали вопросы и выступили со своими предложениями. В частности, они внесли предложение о необходимости государственной меры поддержки лицензированных частных организаций, которые ведут образовательную деятельность, о ликвидации цифрового неравенства в арктических улусах.
Феодосия Габышева ответила, что согласно Указу главы республики с 2023 по 2025 год планируется подключение 84 населенных пункта в Арктике к быстрому интернету. Айсен Николаев в своем выступлении на Восточном экономическом форуме отметил, что эффективность управления территорией самого большого региона России напрямую связана цифровизацией. Подключение арктических населенных пунктов к быстрому Интернету повысит уровень и качество жизни населения на этих отдаленных территориях, даст возможность создавать новые рабочие места. Она напомнила, что Якутия совместно с Ростелекомом и другими компаниями вышла на объемы – свыше 2 тысяч км. оптоволокна в год. Это очень хороший темп и реальные шаги в устранении цифрового неравенства в Арктике.
Представитель профсоюза работников образования Вилюйского улуса Савва Семенов высказал свою тревогу по защите прав, чести и достоинства педагога, когда у учителей порою нет инструментов воздействия на учеников, когда они переходят все границы дозволенного. Распространение искаженных или неправдивых сведений, клевета на учителя со стороны родителей и даже учеников в последнее время стали вполне обыденным явлением. К сожалению, благодаря интернету дети очень быстро впитывают негативную информацию, агрессивную манеру поведения и субкультуру западных стран. А сегодня учитель во многом ограничен в своих действиях. Он предложил внести в закон РФ «Об образовании» новые пункты, защищающие честь и достоинство педработника, принять локальные правовые акты, защищающие законные интересы учителя, по профилактике правонарушений, провести работу по повышению правовых знаний педагогов и повышению ответственности родителей и обязанностей учащихся.
Первый заместитель председателя Якутской городской Думы Евдокия Евсикова отметила, что такие встречи в стенах Государственного Собрания Ил Тумэн подчеркивают важность совместной работы педагогической общественности и народных депутатов по решению очень многих вопросов и проблем образования. Она рассказала, что при подготовке и принятии городского бюджета в первую очередь отстаивают интересы социальной сферы, такие как строительство новых школ, детских садов, ремонт социальных объектов. В прошлом году по федеральной программе «Модернизация школьных систем образования» поддержку на капитальный ремонт получили многие образовательные учреждения города. Она обратила внимание на необходимость снижения доли софинансирования по этой программе от 11 до 6 процентов, что позволит охватить больше образовательных учреждений федеральной программой. С учетом вечной мерзлоты в городе многие здания нуждаются в укрепительных работах фундамента.
Народный депутат Анатолий Николаев акцентировал внимание на росте количества детей с аутизмом, в связи с чем о необходимости принятия программы по поддержке таких детей и подготовке специалистов по целевой программе по данной проблеме.
Елена Голомарева как депутат с большим педагогическим опытом обратила внимание на несовершенство системы оплаты труда работников образовательного учреждения, когда оплата труда педагогов складывается из фиксированной части — оклада или тарифной ставки, компенсационных, стимулирующих выплат. Разница в оплате труда вызывает много вопросов среди педагогического сообщества. Парламентарий предложила пересмотреть систему оплаты труда педагогов. Также она напомнила, что общероссийская патриотическая акция «Диктант Победы» проводится в целях привлечения широкой общественности к изучению истории Великой Отечественной войны, повышения исторической грамотности и патриотического воспитания молодежи. Она отметила, что наша республика входит в пятерку лучших по результатам этой акции и призвала активнее привлекать учащихся и студентов, так как противостоять чудовищному искажению истории мы можем только с помощью знания. Поэтому так важно, чтобы подрастающее поколение, наши школьники хорошо знали историю этой войны и помнили, какую цену заплатили их предки за Победу над нацизмом.
Председатель якутской городской территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Зоя Окоемова выступила с предложением изучить опыт внедрения пилотного проекта по реформе оплаты труда учителям Сахалина. Реформация была необходима из-за разницы заработных плат педагогическому составу школ в разных регионах страны. Сахалинская область попала в эксперимент наряду с четырьмя другими областями. «Это позволит отработать новую систему оплаты труда с учетом наших региональных особенностей. Ожидается, что данная методика начисления зарплаты позволит сократить неравенство оплаты труда не только среди учителей одного и того же образовательного учреждения, но и педагогов в различных населенных пунктах одного субъекта федерации. Новый подход должен опираться на базовую часть стабильного дохода педагога, который не должен зависеть от того сколько денег на это сверху выделено, а от реальной потребности учителя для обеспечения своей семьи. Это стратегически важный вопрос», – сказала Зоя Егоровна.
Директор Среднеколымской СОШ им. Н.И. Шарина Колымана Слепцова для решения проблемы нехватки педагогических кадров в арктических и северных районах предложила начать подготовку учителей широкого профиля. Также она обратила внимание на транспортную недоступность и высокую стоимость продуктов питания в Арктике, что не позволяет обеспечение полноценного горячего питания школьников. Необходимо создать новые санитарные нормы питания детей Севера, учитывающие специфику северных территорий и стоимость продуктов питания.
Наталья Семенова из Вилюйского улуса предложила дополнить законопроект пунктом об участии крупных промышленных компаний, действующих на территории нашей республики, в реализации государственной политики по поддержке педагогических кадров в рамках социального партнерства.
Феодосия Габышева подводя итоги встречи с педагогическим сообществом сказала, что все поступившие предложения делегатов съезда будут приняты на работу и для усовершенствования системы оплаты труда работников образования предложила на межведомственном уровне инициировать создание рабочей группы с участием министерства образования республики, министерства экономического развития и финансов, а также министерства труда и социального развития, так как общие принципы, общие подходы они нарабатывают с учетом региональных особенностей и делать различные варианты расчетов по спорным вопросам.
***
Пресс-служба Ил Тумэна
Оставить комментарий