На круглом столе обсудили проблемы по функционированию территорий традиционного природопользования
Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева 31 мая 2022 года провела круглый стол на тему «Актуальные вопросы реализации порядка функционирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».
Участие в круглом столе приняли представители профильных министерств, ведомств, надзорных органов, главы улусов, председатели районных советов депутатов, представители общественных объединений.
Открывая работу круглого стола, Елена Голомарева подчеркнула, что Республика Саха (Якутия) относится к региону с наиболее развитой системой поддержки традиционных видов хозяйствования коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. При этом, для совершенствования существующих правил ведения традиционных видов хозяйствования, есть необходимость в инициировании изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации. В частности, действующие территории традиционного природопользования имеют статус местного значения, так как образованы решениями органов местного самоуправления национальных наслегов республики. Однако, как показала практика, образованные ТТП местного значения практически бездействуют.
Председатель профильного комитета отметила, что в муниципалитетах не созданы органы управления территориями, нет правоприменительной практики в части функционирования этих территорий. «Без участия и заинтересованности муниципальных образований в создании и содержании ТТП на местах, сдвинуть с места накопившиеся проблемы будет очень сложно, – сказала Елена Голомарева. – Проблем, к сожалению, меньше не становится. Только в этом году два раза ездила в Усть-Майский район, чтобы на месте разобраться с ситуацией по ликвидации и восстановлению ТТП. В целях урегулирования спорного вопроса была образована межведомственная рабочая группа, а также в рамках действующего законодательства разработан проект типового Положения о ТТП с учетом замечаний прокуратуры. Вплоть до 2014 года ТТП относились к особо охраняемым природным территориям, который предусматривал особый статус и запрещал многие виды хозяйственной и промышленной деятельности на этих территориях. В настоящий момент территории традиционного природопользования являются особо охраняемыми территориями. Поэтому на местном уровне, т.е. на уровне муниципальных образований нужно разработать и принять положение о ТТП, которое согласно ФЗ будет устанавливать особый правовой режим этих территорий».
Парламентарий подчеркнула, что интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий существенно сокращает возможности ведения традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Здесь важнейшим принципом выступает сбалансированное решение задач промышленного освоения с сохранением традиционных видов хозяйственной деятельности народов Севера. Поэтому взаимодействие промышленных компаний и коренного населения неизбежно должно происходить в рамках цивилизованного диалога.
Елена Голомарева резюмируя свое выступление сказала, что для решения и предотвращения этих проблем нужно предусмотреть средства на финансирование программы по переоформлению земель и объектов традиционной хозяйственной деятельности, проведения кадастровых и землеустроительных работ.
Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я) Михаил Погодаев в своем выступлении отметил, что в настоящее время в республике решениями органов местного самоуправления образованы 63 территории традиционного природопользования местного значения. Общая площадь ТТП занимает 165 млн. 491 тыс. га, что составляет 53,7 % от общей площади республики.
Он считает, что на сегодня большой проблемой остается несоответствие реестра ТТП официальному Перечню мест традиционного проживания малочисленных народов, который утвержден распоряжением Правительства России № 631-р. «В настоящее время мы проводим организационные вопросы по оформлению документов. Когда завершим работу по финансово-экономическому обоснованию, в июле направим все эти документы в Федеральное агенство по делам национальностей для рассмотрения вопроса по расширению Перечня мест традиционного проживания коренных малочисленных народов. На данный момент во всех муниципальных образованиях прошли публичные слушания, после чего будет направлено соответствующее обращение в адрес Правительства Российской Федерации. Надо отметить, что несоответствие реестра идет из-за того, что ТТП гораздо шире по площади, чем места традиционного проживания КМНС», – сказал заместитель министра.
Также Михаил Погодаев обозначил еще одну проблему по ТТП – в настоящее время в перечне видов ЗОУИТ, установленных статьей 105 Земельного Кодекса РФ, отсутствуют ТТП. Всего в регионе 58 ТТП стоит на кадастровом учете и зарегистрированы в качестве ЗОУИТ. В этой связи, органы государственной регистрации отказывают в постановке на кадастровый учет ТТП, что может привести к таким последствиям, что ТТП останутся особо охраняемыми территориями только на бумаге. В связи с чем, необходимо подготовить законопроект, чтобы рассмотреть вопрос включения в Перечень видов ЗОУИТ, установленных статьей 105 Земельного кодекса РФ, такого вида как зона территорий традиционного природопользования.
«Что касается вопроса по ликвидации ТТП «Усть-Майский улус», то мы подготовили проект положения, согласовали с минЭкологии и с МИЗО, однако на последнем заседании рабочей группы администрация Усть-Майского района не поддержала данный проект и предложила доработать его в части определения границ ТТП. А это предполагает дополнительные финансовые расходы, нужно провести кадастровые, землеустроительные работы для проведения новых границ ТТП, хотя мы предложили оставить границы ТТП на предыдущей редакции. Это не было основанием для протеста прокуратуры, поэтому границы должны оставаться в первоначальном виде» – сказал Михаил Погодаев.
Также он отметил, что не первый год федеральными органами власти вносятся предложения по совершенствованию закона о ТТП. Между тем, чаще всего, вносимые предложения связаны с усложнением процедуры образования ТТП, излишней ее бюрократизации, централизации существующих полномочий – передаче их на федеральный уровень власти, что, безусловно, не может быть поддержано объединениями малочисленных народов, органами государственной власти субъектов РФ.
К примеру, среди последних вариантов редакций законопроекта предлагалось согласовывать положение о ТТП с недропользователями и иными лицами, осуществляющими свою деятельность на ТТП. Михаил Погодаев считает, что это нонсенс и такие поправки не должны даже обсуждаться на федеральном уровне. Такого мнения придерживаются и коллеги из других регионов, а также Ассоциация коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Поэтому на сегодняшний день назрела серьезная необходимость в формировании единых подходов к функционированию территорий традиционного природопользования на всех уровнях власти.
Заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) Николай Додохов отметил, что правовой режим земель особо охраняемых природных территорий согласно части 3, пункта 4 части 7 статьи 95 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Режим особо охраняемых природных территорий определен конкретным положением об особо охраняемых природных территориях. Согласно типовому положению на ООПТ запрещается промысловая охота, за исключением охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Разрешается только любительская и спортивная охота – охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях.
Поэтому он настоятельно рекомендует согласовывать документы и положение по созданию ТТП с министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я). На сегодня из существующих ТТП согласование в минэкологии прошли только первые три ТТП в Оленекском, Алданском и Олекминском районах, которые были создан до 2013 года.
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера Константин Роббек отметил, что несмотря на частое обсуждение проблемных вопросов по ТТП, их не становится меньше. Он напомнил, что очередным свидетельством этому являются появившиеся на днях в СМИ сообщения о нарушениях законодательства о ТТП, закона об Этнологической экспертизе, а также природоохранного законодательства промышленной компанией ООО «Титан-Автотрейд».
«Компания ведет свою деятельность на ручье Волховский на территории традиционного природопользования «Иенгринский». Несколько лет назад ООО «Титан Автотрейд» получил лицензию на добычу россыпного золота на ручье Волковский. Производственные процессы золотодобычи происходят в километре выше водозабора села Иенгра. Деятельность данной компанией осуществляется несмотря на отрицательное заключение этнологической экспертизы, утвержденной распоряжением Правительства РС(Я).
Из-за нежелания недропользователей соблюдать нормы законодательства на территории традиционного природопользования «Иенгринское» сложилась напряженная ситуация, которая заключается в конфликте интересов недропользователей, работающих на территории и местного населения. Когда мы говорим о нарушениях, как правило, конфликт возникает когда позиция органов местного самоуправления и мнение председателей родовых общин не совпадает. Из-за таких ситуаций родовые общины вынуждены принимать решение о создании территории традиционного природопользования, чтобы у них были механизмы правовой защиты исконных территорий и право голоса на принятие тех или иных решений», – сказал Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера.
Константин Роббек предложил создать на республиканском уровне отдельную подведомственную структуру (дирекцию ТТП) в составе МинАрктики для контроля и соблюдения республиканского законодательства, в части соблюдения правового режима территорий традиционного природопользования и проведения этнологических экспертиз.
Народный депутат Иван Данилов считает, что республика обязана защищать своих граждан. Закон о ТТП – пока единственный механизм для коренных народов, чтобы защитить свои исконные земли и территории традиционного природопользования. «Недропользователь сегодня здесь, завтра он посчитает свою прибыль и уедет, поэтому не заинтересован в соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. А коренные народы останутся, они как и прежде будут жить по законам природы и по заветам своих предков. А мы вместо того, чтобы им помочь, вставляем друг другу палки в колеса из-за бюрократических проволочек и закрываем ТТП даже в местах компактного проживания этих народов. Мы не против освоения наших земель. Есть у нас примеры, когда некоторые компании соблюдают наши законы и берут на себя решение социальных, экономических проблем, устанавливают человеческие и договорные отношения с местным сообществом. Любая хозяйственная деятельность должна вестись с соблюдением экологических требований, с использованием передовых экологосберегающих технологий», – сказал парламентарий.
Народный депутат Матвей Евсеев посоветовал уменьшить количество ТТП, так как нет денег у муниципальных образований на их содержание. Он сказал, что на карте начертано много ТТП, ООПТ и возникает путница – где можно провести поиск полезных ископаемых, а где нельзя. И отказов поступает много, так как с момента подачи заявки до выхода на добычу полезных ископаемых существует множество этапов для получения согласований. Поэтому многие поисковые работы остаются под вопросом.
Выслушав участников круглого стола, заместитель министра финансов РС (Я) Надежда Филиппова предложила создать рабочую группу, чтобы проанализировать нормативно-правовое регулирование ТТП и определиться с полномочиями органов местного самоуправления. Она также сказала, что необходимо изучить потребности МО в финансовых средствах на переоформление земель ТТП и объектов традиционной хозяйственной деятельности и выразила свою готовность вместе поработать в этом направлении.
Елена Голомарева подводя итоги круглого стола поблагодарила участников за конструктивный разговор и сказала, что при комитете будет создана рабочая группа для решения накопившихся проблем по функционированию территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
***
Пресс-служба Ил Тумэна
Больше половины территории республики отданы КМНС. При этом они никаких арендных платежей не платят. Только безвозмездно пользуются и вдобавок, никого и ничего не хотят подпустить к этим землям. Недропользователи, основные налогоплательщики сталкиваются с нескончаемыми проблемами при проведении работ на ТТП и ООПТ. Ладно, недропользователи, эти земли могут навсегда быть отданы Кмнс, недропользователи уйдут, а все проблемы по ограничению нахождения и пользования ТТП вечно останутся у местного населения. Нельзя дать на откуп Кмнс половину территории республики. Пусть пользуются, но не навсегда! Земля – это общее достояние!