Феодосия Габышева поздравила с открытием межрегиональной НПК «Родной язык в современном образовательном пространстве»
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева 29 октября приняла участие в межрегиональной научно-практической конференции «Родной язык в современном образовательном пространстве: теоретические и методические аспекты», посвященной 95-летию со дня рождения Барантаевой Марии Алексеевны, заслуженного учителя школы РСФСР.
Модераторами выступили министр образования и науки Республики Алтай Ольга Саврасова и ректор БУ ДПО РА «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай», кандидат педагогических наук Светлана Сафронова.
Сопредседатель рабочей группы по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока при экспертно-консультационном совете Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» по образованию и науке Феодосия Габышева посредством ВКС поздравила с открытием масштабной конференции.
«Отрадно, что сегодня с большой признательностью вспоминаете доброе имя уважаемой Марии Алексеевны Барантаевой, занимавшейся с 1944 года вопросами сохранения, развития и популяризации родных языков. В 60-70-ых годах по всей стране остро стояла проблема обучения детей на родном языке. Здесь уместно вспомнить исторический факт, непосредственно относящийся к вопросу языкового образования. В 1964 году ряд автономных республик внес в Министерство просвещения РСФСР предложение о введении в национальных школах обучения предметам на русском языке с 1 класса и изучении родного языка и литературы как отдельного предмета. На эту инициативу национальные республики кроме Башкирии, Татарстана и Якутии дали согласие. Министр просвещения Якутии Николай Иванович Шарин обосновал отказ тем, что не владеющим русским языком детям будет крайне сложно освоить содержание предметов, преподавание математики, физики, химии, черчения на русском языке постепенно приведет к тому, что родным языкам как языкам обучения и изучения будут отведены минимальные функции. Дальновидный, мудрый руководитель убедительно доказал непоколебимую позицию – обучение на неродном языке приведет к ликвидации национальных школ. Таким образом, Николай Иванович отстоял конституционное право детей учить родной язык и обучаться на нем», – отметила председатель постоянного комитета Ил Тумэна.
Феодосия Васильевна сообщила, что 26 сентября в Якутске состоялась Всероссийская научная конференция «Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности», посвященная 95-летию со дня рождения выдающегося учёного, писателя, действительного члена Российской академии образования, основателя этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова. Он утверждал, что на современном этапе «только этнопедагогика может обеспечить успех национальной школе, национальному самосознанию, национальному подъему, национальному успеху».
Парламентарий напомнила, что вопросы правового регулирования положения языков народов Сибири и Дальнего Востока в субъектах Российской Федерации были рассмотрены на заседании рабочей группы при экспертно-консультационном совете Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» по образованию и науке 07 апреля текущего года в Якутске. Тогда очное участие приняли представители пяти регионов, все члены рабочей группы подключились по видеосвязи.
Председатель постоянного комитета, отметив, что языковое законодательство имеет особое идеологическое значение, ознакомила с опытом Республики Саха (Якутия) – одного из полилингвальных и поликонфессиональных регионов страны.
«Парламент республики последовательно осуществляет мониторинг и контроль исполнения законодательства о языках, организует мероприятия с привлечением широкого круга экспертов и общественности», – подчеркнула Феодосия Габышева.
Она также отметила, что в этом году – в Год Матери в Республике Саха (Якутия) – особо акцентируются вопросы формирования в детях уважения, любви к родному (материнскому) языку. Основной документ стратегического языкового планирования – Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) разработаны с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
«Вопросы сохранения в новых ФГОС часов на изучение родных языков – далеко непростая тема, которую в феврале мы подробно обсудили с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзором Музаевым, в марте этот же вопрос был рассмотрен на Международном семинаре по сохранению и популяризации языков коренных малочисленных народов Арктики в Санкт-Петербурге. Ввиду серьёзности поставленных проблем в апрельской конференции в Якутске приняли участие представители Министерства просвещения Российской Федерации под руководством заместителя директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Анны Тимофеевой и специалисты федерального института», – сказала Феодосия Васильевна.
В заключение своего выступления парламентарий обратила внимание на следующий характерный для многих регионов момент: «Несмотря на то, что сфера реального функционирования большинства языков народов России сокращается, так же как и число носителей, необходимо всячески поддерживать преподавание языков, поощрять инициативы носителей языков (например, создание сайтов, творческих коллективов, фильмов, проведение различных мероприятий и т.д.)».
Феодосия Васильевна добавила, что по итогам переписи населения, число людей, называющих родным языком язык своей этнической группы, всегда оказывается значительно больше по сравнению с оценкой профессиональных лингвистов. В сознании людей понятие «родной язык» неотделимо от этнической самоидентификации: респонденты называют родным языком язык своей этнической группы, если даже они не вполне владеют этим языком, сказала она.
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна еще раз напомнила о кооперации регионов в организации языковых смен во Всероссийских лагерях отдыха и оздоровления детей. По ее мнению, это можно сделать в рамках федеральной подпрограммы «Дети Арктики», инициированной парламентом Якутии.
***
Пресс-служба Ил Тумэна
Оставить комментарий