Чем обернется муниципальный бунт в Якутии? Отменой прямых выборов?

Главы муниципальных образований Якутии во главе с Александром ИВАНОВЫМ, мэром города Нюрбы, похоже, не хотят останавливаться. На этот раз они дали интервью популярному сайту “News.Ykt.Ru“, скандал разрастается.
Чем может обернуться муниципальный бунт в Якутии? Об этом мы поговорили с экспертами Аartyk.Ru.
– Как правило, у каждого “бунта” есть свои организаторы. А организаторы обычно остаются всегда в тени. Их сложно выявить, так как на публике они не появляются, появляются так называемые их “торпеды”, – говорит политолог, эксперт Аartyk.Ru Всеволод МАТУЕВ. – В хоккее есть понятие “торпеда”. Цель торпеды – любой ценой вывести из игры ведущего игрока противника. Торпеду назначает тренер. Обычно после жесткой игры торпеду дисквалифицируют.
В бунте муниципалов, видимо, торпедой назначен Александр Иванов. Кто его “тренер” и какие он цели преследует, пока точно сказать сложно. Но есть предположение, что этот “бунт глав” может обернуться против самих же избранных глав муниципалитетов.
Согласно №131 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах – это прямые выборы, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса – это, так называемые “сити-менеджеры“, “назначенные главы“.
В России большинство регионов отказалось от прямых муниципальных выборов. Выборы – это и затратно, и дефицит по настоящему качественных кандидатов, готовых баллотироваться на должности глав муниципалитетов, связанные с выборами розни, козни, клановость, конфликт губернаторов с мэрами крупных городов, что влечет политическую нестабильность в регионе.
По сути, избираемость главы зависит не от его профессиональных качеств как управленца, а насколько успешно он провел предвыборную кампанию. Но в то же время противники принципа назначения мэров, глав отмечают, что “сити-менеджеры” перестали чувствовать ответственность перед населением. Они не боятся гнева населения, что не изберут их на следующий срок, а боятся вышестоящего начальника, который может не продлить трудовой контракт.
Александр Иванов и его коллеги-муниципалы, по сути, вступили в конфликт с органами исполнительной и законодательной властей республики. Конфликт всегда плохо.
Чем это может обернуться?
Предположим, что обернется принятием регионального закона о назначаемости глав муниципальных районов. То есть депутаты Ил Тумэна шестого созыва могут достать из сейфа законодательную инициативу, когда-то разработанную пятым созывом, и принять его в первом и втором чтении. Сразу.
А после того, как депутаты парламента примут этот закон, исполнительная власть может предложить некоторым “бунтующим главам” добровольно-принудительно сложить полномочия досрочно. Кому-то предложат пряники – должности в бюджетных организациях, в системе госвласти (временно!), кому-то кнут – уголовное преследование.
По данным Znak, с 2008 по 2019 год 15% глав 109 крупнейших российских городов подверглись уголовному преследованию. C 2000 по 2012 год 85% находившихся под арестом глав 207 крупнейших российских городов получили свой пост на прямых выборах.

Кто из муниципальных глав станет инициатором назначаемости глав? Глава Верхневилюйского улуса Вл. Поскачин?
– Соглашусь с коллегой, господином Матуевым. Но отмена прямых муниципальных выборов в Якутии, скорее всего, пройдет постепенно, – говорит Анна ВАЛЕРЬЯНОВА, социолог, эксперт Aartyk.Ru. – Пятый созыв Госсобрания Якутии предлагал отменить прямые выборы глав райцентров: городов и поселков городского типа. Тогда законопроект не прошел.
Примечательно, что нынешний “муниципальный бунт” начал именно глава райцентра, мэр города. И тут организаторы могли сознательно сделать действующим лицом “бунта” именно Александра Иванова. Нюрба имеет статус города и районного центра. Вряд ли сам Иванов осознает свою “миссию”, иначе бы он не рубил сук, на котором сидит.
Скорее всего, после бунта его “дисквалифицируют”. Бунтовщиков обычно умело используют и всегда, когда он сделает свое дело, выбрасывают за борт.
С другой стороны, существующая модель ветвей власти в России неоднозначная. Главы муниципалитетов и главы органов региональных властей на бумаге имеют одинаковые привилегии и статусы, что создает конфликтные ситуации. Как политические, так и экономические. С одной стороны, что глава муниципалитета, что глава республики по закону политически равноценные фигуры. А с другой стороны, главы муниципалитетов полностью экономически зависимы от региональной власти, так как объем, размер муниципального бюджета формируется из регионального бюджета. Нет денег, нет и самостоятельности.
Чтобы разграничить полномочия и наконец-то поставить точку над “i”, была внесена поправка к Конституции РФ. Появилась новая категория – “публичная власть” (ч. 2 ст. 80). На стадии обсуждения поправок некоторые трактовали это понятие как усиление муниципальной власти, так как содержание понятия «публичная власть» осталось нераскрытым. Думается, это было сделано осознанно, чтобы раньше времени не схлопотать “муниципальный бунт”, скорее всего, наоборот эта категория призвана урезать привилегии и полномочия муниципалитетов, нежели их усилить.
Публичная власть должна быть единой и единственной, и этой властью, однозначно, не будет муниципальная.
Сардана Авксентьева, когда в соцсетях объявляла горожанам о том, что она досрочно складывает полномочия главы ГО “г. Якутск”, в ее посте была указана дата досрочных выборов – 28 марта. Но потом эта фраза была удалена из текста.
“Да, экс-мэр поторопила события. Сначала ее отставку должна была принять гордума – представительный орган ГО “город Якутск”, потом уже гордума должна была назначить дату выборов, а не бывший мэр.
Ни для кого не секрет, что мэр Якутска затмила своей популярностью главу Якутии. Это факт. При мэре Михальчуке и президенте Штырове тоже была конфронтация двух сильных политиков. Конфликт глав районов и райцентров, наслегов тоже есть. Что дальше?
Дальше остается только убрать прямые выборы в муниципальных образованиях. Для начала убрать избираемость глав городских округов и райцентров, а там и других поселений”, – отмечает эксперт.
Нельзя сказать, что мнения экспертов издания беспочвенны. У “Единой России” нет проходного кандидата на мэра столицы. Под соусом “инсайда” различные информационные ресурсы вбрасывают имена якобы потенциальных кандидатов. Наблюдают реакцию, изучают общественное мнение. Но телеграмщики, журналисты, кто формирует общественное мнение, “рвут на части” озвученных властями кандидатов. Поэтому для властей республики, пока якобы Якутская гордума думает о назначении срока выборов нового мэра, выгодно с помощью депутатов Ил Тумэна отменить прямые выборы избираемости глав городов и райцентров.
А когда назначенные депутаты-нардепы примут “правильный” закон, взять и назначить главой города Якутска своего человека. Например, того же Дмитрия Садовникова, министра ЖКХ РС. Того самого, который поднял тариф на капремонт в МКД с 1 января 2021 года, который когда-то, будучи заммэра, заступался за Казаряна.
Телеграм-каналы, подконтрольные АГИП РС, усиленно продвигают тему “опытного хозяйственника, не занимающегося политикой”. Этим неполитическим хозяйственником, по их мнению, является именно Садовников.
Что касается дефицита кандидатов на выборные должности, то эксперты в этом тоже правы. В последнее время такая картина встречается повсеместно, особенно в наслегах. Внутренняя миграция все еще продолжается. Наиболее активные молодые люди перебираются в города, райцентры. В селах кадровый голод острее, желающих баллотироваться на выборные должности практически нет. Партия “ЕР” не может найти кандидатов на должность глав поселений, что даже закрадывается мысль об изживании самой власти на местах. Если Ил Тумэн примет закон об отмене прямых выборов, то, в принципе, ничего существенного и не произойдет.
Сейчас наблюдаем за потенциальными кандидатами на мэра столицы. Даже здесь, однозначно, у власти нет конкретного кандидата на главу Якутска. Власть не хочет еще раз упасть лицом в грязь, второго фиаско Москва не простит. Может случиться то, что случилось с Егором Борисовым после президентских выборов, где Павел Грудинин получил солидную поддержку якутян.
Поэтому будут ли выборы главы города Якутска – это еще нерешенный вопрос. Сейчас идут кастинги, переговоры, торги. Внутренняя политика под руководством Афанасия Владимирова и Михаила Слепцова, скорее всего, находится под пристальным вниманием Администрации Президента РФ. А члены регионального кабмина, где в основном собрались неопытные, далекие не только от жизни, но и от политики люди, не имеют авторитета у населения. Так что Ил Дархан, окружив себя слабой свитой, не укрепил, а, наоборот, еще более ослабил свое влияние на подотчетное население.
Итог квновской политики. Провал по всем фронтам
Хоккеист и скотфак.
Очевидно, что при Айсене республика пошла вразнос и он не может ее управлять.
Ньурбалары кыратык киһиргэтэ түһэн баран киктэххэ истигэн баҕайы буолааччылар😄😄😄, аны өс киирбэхтэрэ диэн….уонна наивнай соҕустар хайдах эрэ кыра оҕо курдук көнөтүнэн толкуйдаччылар….
Никакого разноса нет. Идет политика устранения любой оппозиции как таковой.
При том “мягким” путем. Как говорится “мягко стелет, да жестко спать”. А то что в правительстве РС(Я) собрались люди неопытные, этому не мешает. К тому же не все там такие уж неопытные, есть там люди весьма ” прожженные”.
В республике идут странные какие то брожения, процессы. Искать причину только в технических недостатков управления, стиля А. Николаева, наверно, мелковато. Причины значительно глубже. Главное, элита республики давно, с дня ухода на покой первого президента М. Николаева и усиления федеральной вертикали, ликвидации атрибутов и приобретений так называемого суверенитета, культирует в массе населения ропот и недовольство против федеральной власти. И в этом смывается с так называемой либеральной, прозападной оппозицией во всех её явных и тайных составляющих. Так как только эти “демократы” открыто декларируют суверенное право народов и регионов. Что в самом деле реализуется в вольнице местных элит. В республике некоторые силы давно видят одну из точек раскачки страны, откуда начнутся поход за либеральный реванш. Так сказать, как в свое время Пепеляевский ледяной поход.. Сделано этими кукловодами немало. Созданы разные точки и группы, слои возможного массового напряжения. По религиозно-культовой, по общественно – массовой и. т. д. Это проявляется такими всплесками как проект “Саша шаман”, какие то “ус тумсуу”, “конгресс”, отдельные “сулус мыраан” и. и. д. Но все это как то несерьёзно, не выстреливает чисто организационно-технологически. А вот включение в эту схему и планы проект “местные администрации”, это уже кое что, это уже непосредственно народ, понимаешь ли..
Не ннадо умничать и искать верную кошку в темноте, когда его там нет. Просто Айсен своей дурацкой политикой достал всех, вот и взбунтовались рабочие лошадки власти.
“не надо искать верную кошку в темноте, когда его там нет”.. Хорошо сказано, черт. Верные кошки только в свете таким и кажутся. А в темноте они неверные собаки, шайтаны! А времена наступают, кажеться, полярной ночи. Времена неверных кошек, то есть.. черт, запутался, умничая..
1.Гнилое администрирование: Сколько чиновников получали бюджетные рубли в виде заработной платы в ЯАССР по состоянию на 1 января 1941 года, то есть 80 лет назад. И теперь посмотрите статистическую отчетность по численности поголовья оленей, лощадей, КРС, свиней домашних уток и гусей. Чем занимаются специалисты сельского хоэяйства и специалисты по земельным отношениям в сельских поселениях. Их надо упразднять и мх функции передать райцентру. Маленькие МО упразднять и их отнести близлежащим более крупным наслежным МО.
1.Чтобы не было конфликтов по клановому родственному принципу в МО поселений там надо ввести принцип назначаемости Глав МО поселений, наслегов прямым распоряжением Главы района, при условии ежегодной отчетности глав поселений перед населением и перед депутатами районного Совета. Районному Совету депутатов дать право отвода кандидата Главу поселения, и право отстранения от должности Главу поселения. по отчету населению и по его отчету перед депутатами районного Совета.
2.Главу МО районов должно назначать Глава РС(Я), при доверии квалифицированного большинства депутатов ИЛ ТУМЕНЭ, а также депутатам парламента дать право об инициировании отстранения от должности Главы района, используя свои мандаты или при по ходатайству две трети депутатов райсовета по итогом годового Отчета Главы района перед депутатами райсовета.
3.Во всех райцентрах МО районного подчинения упразднить отдельные МО. В райцентрах передать их функции на правах заместителю Главы района и быть подотчетным депутатам районного Совета.