ЦЭПР: В России произошел резкий рост протестной активности, выросло социальное напряжение
Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) продолжил мониторинг протестных акций в РФ и сделал следующие основные выводы:
- В течение года – с 1 октября 2017 года по 30 сентября 2018 года – произошел резкий рост протестной активности населения.
Так, во II квартале 2018 года зафиксировано примерно в 1,5 раза больше протестов по сравнению с I кварталом этого года и более чем на 40% больше протестов по сравнению со II кварталом прошлого года.
В III квартале 2018 года зафиксировано более чем в 3 раза больше протестов по сравнению с началом 2018 года и примерно в 2,8 раз больше протестов по сравнению с соответствующим периодом 2017 года. Всего за год зафиксировано 2526 протестных акций.
- Основным поводом для выхода на протестные мероприятия в этом году стала объявленная правительством пенсионная реформа. 46,5% мероприятий от общего числа протестных акций за весь год были связаны с протестом против пенсионной реформы. Во время акций против повышения пенсионного возраста протестующие зачастую поднимали и иные острые вопросы – такие, как рост цен на бензин, повышение НДС и т.д., – однако основной протестной темой, мобилизующей граждан, была именно пенсионная реформа.
Можно выделить и иные распространенные причины для протестной активности россиян – протест обманутых дольщиков, недовольство мусорными полигонами и мусоросжигательными заводами, политический протест и т.д.
- Среди политических сил наибольшую активность в организации и проведении протестных акций проявила КПРФ, на втором месте – сторонники Алексея Навального. При этом акции КПРФ за счет сравнительно развитой сети региональных и местных отделений отличаются широкой географией, охватывая не только административные центры регионов и крупные города, но и малые города и даже сельские территории.
Остальные политические партии проявляют сравнительно большую активность в определенных регионах и городах (преимущественно крупных) – в зависимости от ситуации в конкретном региональном отделении.
Значительная часть протестных акций была организована или стихийно проведена силами общественных объединений или инициативных групп (дольщиков, вкладчиков, экологов и т.д.) или же просто активными гражданами, напрямую связанными с конкретной проблемой, вызвавшей протест (например, жителями определенного района и т.п.).
- Основным препятствием при проведении протестных акций является создание помех при их согласовании. Несмотря на то, что большая часть зафиксированных акций были согласованными или не требующими согласования (83,4%), большинство санкционированных мероприятий следует считать лишь условно согласованными. Организаторы протеста зачастую вынуждены были добиваться согласования многократными попытками, соглашаться на неудобные площадки, переформатировать запланированное мероприятие.
Препятствия нормальному проведению акции возникали и непосредственно перед проведением мероприятий, и во время проведения акций. К тому, значительное число акций в принципе было отменено из-за сложностей с согласованием (а в некоторых регионах еще и из-за установленного во время Чемпионата мира особого режима).
- В целом, наиболее распространенная реакция властей на протест – это противодействие: от создания административных препятствий и иных ухищрений, мешающих нормальному проведению мероприятий, до прямого силового воздействия, запугивания, давления. В особенности это касается протестов с политическими требованиями или протестов по вопросам федеральной повестки (таких, как выступления против пенсионной реформы).
Требования протестующих игнорируются, и создается впечатление, что власти рассчитывают на сценарий подавления протеста или создания для него настолько неудобных условий, чтобы удержать его в «загоне» и привести к постепенному затуханию.
Однако в ряде ситуаций власти идут на диалог с протестующими, в том числе и в случае стихийных, несогласованных протестных акций. Как правило, это касается протестов, связанных с остроактуальными вопросами региональной и местной повестки – например, сбоями в системе обеспечения жилищно-коммунальными услугами, «мусорными» протестами, проблемами развития территорий, предпринимательскими требованиями, конкретными событиями, требующими вмешательства властей и т.п.
Если недовольство граждан в таких ситуациях выливается в уличный протест, то власти, как правило, вынуждены идти на контакт с протестующими и искать решение вопроса (или по крайней мере имитировать поиск такого решения).
Также власти зачастую демонстрируют работу в вялотекущем режиме над решением вопроса в случае протестов дольщиков, вкладчиков или из-за иных подобных поводов. Конкретные параметры поведения властей и их взаимодействия с протестующими зависят от специфики региона и особенностей проблемы.
Особым типом протеста является трудовой протест, он показывает себя наиболее эффективным с точки зрения удовлетворения требований протестующих. В целом следует отметить, что диалог власти с протестующими и поиск решения заявленной проблемы является наиболее эффективной моделью управления протестной ситуацией, в особенности если речь идет о конкретной остроактуальной региональной или местной проблеме. В этом случае подавление протеста и игнорирование проблемы приводит только к росту социальной напряженности и политизации протеста.
- Параметры пенсионного протеста сильно зависели от ситуации в регионе, взаимоотношений между разными политическими силами, наличием предвыборной кампании и т.д. Однако можно отметить несколько важных характеристик этого типа протеста: – он охватил широкие массы населения – представителей разных социально-демографических групп, носителей разных политических взглядов, жителей практически всех регионов и населенных пунктов всех типов (от столицы и городов-миллионников до сел и деревень – в частности, пенсионные протесты сравнительно чаще проводились не в административных центрах регионов, а в других населенных пунктах); – он имел сравнительно высокий мобилизационный потенциал – акции, посвященные пенсионной реформе, были сравнительно более многочисленными (в том числе следует учитывать большое число акций, которые были нетипично многочисленными для конкретных населенных пунктов – прежде всего малых городов и сельских населенных пунктов); – он был использован в качестве протестного повода самым широким спектром оппозиционных сил – от парламентских партий до несистемной оппозиции, а также в ряде случаев привел к нетипичной консолидации между этими силами при проведении протестных мероприятий.
В то же время, несмотря на то, что против пенсионной реформы высказывались многие оппозиционные силы, все они, как правило, проявляли политических эгоцентризм, активно используя пенсионный протест в контексте избирательной кампании и не стремясь к объединению.
Некоторые политические силы, являясь в регионах спойлерами в интересах власти, вовсе использовали пенсионный протест исключительно как отвлекающий маневр. В итоге пенсионный протест не обрел единого лидера, политические силы в целом действовали обособленно, и это стало одной из причин того, что он пошел на спад; – в связи со спецификой темы, власти были вынуждены избегать реального диалога с протестующими по предмету протеста и прибегать к стратегии игнорирования или, что происходило чаще, той или иной степени противодействия пенсионным протестам (несмотря на формально высокую долю согласованных акций, значительная часть акций в принципе не была проведена, а большую часть проведенных мероприятий следует считать условно согласованными, как было отмечено выше); – он в значительной мере политизировался, причем среди политических лозунгов встречались и антипрезидентские. К Владимиру Путину не только апеллировали как к последней инстанции, способной остановить реформу (хоть это и было распространено в начале протестов), но чаще критиковали за участие в реформе.
Во время пенсионных протестов распространенное противопоставление «плохого» правительства и «хорошего» президента размывалось; – он постепенно затухает и в значительной степени пошел на спад после подписания закона о повышении пенсионного возраста.
Однако даже если острая протестная стадия по этой теме пройдена, ситуация с пенсионной реформой повлияла на восприятие власти обществом и содействовала росту протестных настроений, подняв уровень социальной напряженности и недовольства, который будет являться фактором российской политической жизни и в будущем.
***
Рейтинг регионов по числу протестных акций
1 Санкт-Петербург
2 Ростовская область
3-4 Краснодарский край
3-4 Саратовская область
5-6 Московская область
5-6 Оренбургская область
7 Челябинская область
8 Свердловская область
9 Москва
10 Волгоградская область
11 Кировская область
12 Приморский край
13 Самарская область
14 Алтайский край
15 Республика Коми
16 Новосибирская область
17-18 Ленинградская область
17-18 Тюменская область
19 Хабаровский край
20 Пермский край
21 Чувашская Республика
22-23 Ставропольский край
22-23 Нижегородская область
24-25 Пензенская область
24-25 Амурская область
26 Астраханская область
27 Республика Дагестан
28-30 Республика Татарстан
28-30 Забайкальский край
28-30 Иркутская область
31 Ивановская область
32 Псковская область
33 Республика Башкортостан
34-36 Орловская область
34-36 Ярославская область
34-36 Красноярский край
37-40 Белгородская область
37-40 Вологодская область
37-40 Курганская область
37-40 Томская область
41-43 Владимирская область
41-43 Республика Хакасия
41-43 Омская область
44-45 Новгородская область
44-45 Удмуртская Республика
46 Сахалинская область
47-49 Воронежская область
47-49 Республика Бурятия
47-49 Республика Саха (Якутия)
50-54 Костромская область
50-54 Тамбовская область
50-54 Калининградская область
50-54 Ханты-Мансийский АО
50-54 Кемеровская область
55-56 Республика Северная Осетия – Алания
55-56 Магаданская область
57-60 Республика Карелия
57-60 Архангельская область
57-60 Мурманская область
57-60 Севастополь
61 Республика Марий Эл
62 Ульяновская область
63 Камчатский край
64-70 Брянская область
64-70 Калужская область
64-70 Курская область
64-70 Смоленская область
64-70 Тульская область
64-70 Карачаево-Черкесская р-ка
64-70 Республика Алтай
71 Рязанская область
72-74 Липецкая область
72-74 Республика Крым
72-74 Еврейская автономная обл.
75-76 Кабардино-Балкарская Республика
75-76 Ямало-Ненецкий АО
77 Тверская область
78 Республика Калмыкия
79-80 Республика Адыгея
79-80 Республика Мордовия
81 Республика Ингушетия
82 Республика Тыва
83-84 Ненецкий АО
83-84 Чукотский АО
85 Чеченская Республика
***
Источник – http://cepr.su
Вранье. Ингушетия должна быть в ТОП 10 этого рейтинга.
Конечно сколько можно терпеть это беззаконие и воровство, пора уже
Видать еще не вымерли настоящие русские солдаты, защищающие Родину от врагов