Александр Акимов провел круглый стол по совершенствованию механизмов государственной поддержки северного завоза
Основой государственной политики в Арктике является создание единой системы государственной поддержки северного завоза в отдаленные в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях. Стратегия развития Арктической зоны относит отсутствие такой системы к основным опасностям и угрозам для развития северных территорий. Об этом говорил заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов на “круглом столе” на тему “Северный завоз: совершенствование механизмов государственной поддержки”, проходившем 13 октября в Совете Федерации.
В круглом столе приняли участие сенаторы Российской Федерации, советник Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Ольга Смирнова, директор Департамента региональной политики Министерства экономического развития РФ Алексей Храпков, руководитель Федерального агентства по государственным резервам Дмитрий Гогин, заместитель губернатора – председателя правительства, начальник департамента промышленной политики Чукотского автономного округа Виктор Бочкарев, заместитель председателя Государственного Собрания ( Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев и другие.
Александр Акимов сообщил, что в настоящее время в рамках северного завоза 70 процентов завозимых грузов составляют нефтепродукты – уголь, мазут, горюче-смазочные материалы, остальное – товары первой необходимости. По мнению сенатора, систему организации и проведения северного завоза необходимо и дальше совершенствовать. В частности, нужно создать специализированную электронную площадку для государственных закупок топлива, продовольствия и других товаров, требующихся для осуществления завоза. Он отметил, что вопросы нормативно-правового регулирования осуществления северного завоза, совершенствования контрактной системы и финансирования операторов северного завоза необходимо решать комплексно.
Сенатор напомнил, что территории, о которых идет речь, включают в себя 29 субъектов Федерации и что северный завоз требует не просто государственной поддержки, но и особого правового регулирования. Однако на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие как само понятие “северный завоз”, так и порядок взаимодействия субъектов, осуществляющих северный завоз, их права, обязанности и ответственность.
Кроме того, считает сенатор, схемы северного завоза должны учитывать региональную дифференциацию, особенности каждого субъекта РФ. Он также отметил необходимость совершенствования контрактной системы завоза товаров в районы Крайнего Севера, выравнивания цен на товары, перевода на федеральный уровень функции по обслуживанию северных автодорог – автозимников.
Советник Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Ольга Смирнова подчеркнула, что сегодня нет фундаментальных работ по проблематике северного завоза. «Северный завоз если взять в цифрах это – 3 млн. тонн груза, 25 регионов по нашей статистике, 3 миллиона жителей и 14 миллиардов субвенций и субсидий из федерального бюджета. Что мы сделали за последнее время ? Сделали системный большой запрос в регионы. И от регионов в начале этого года по поручению Юрия Трутнева мы получили очень системные ответы – о перечне номенклатуры товаров, о точках депонации грузов, о логистике и сроках завозов. Очень детально проработали по Якутии. В дальнейшем планируем поработать по другим субъектам РФ. В течение трех лет планируем организовать регулярные рейсы по маршруту – Санкт-Петербург – Владивосток с обязательным заходом в Мурманск, в Петропавловск-Камчатский до выхода на окупаемость. Для того чтобы в какой-то части северного завоза мы могли повторить то, что в принципе делалось в советское время, когда многие грузы доставлялись по Северному морскому пути. Это один конкретный шаг. И следующий конкретный шаг – с “Росатомом” мы сформировали проектный офис, где планируем выйти уже на программу возобновляемых источников энергии и местных видов топлива в Арктической зоне», – сказала она.
Алексей Храпков сообщил, что Министерство экономического развития РФ на сегодняшний день подготовило в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации проект постановления по внесению изменений в перечень территорий районов Крайнего Севера, Севера и приравненных к ним местностям, в отношении которых осуществляется северный завоз. Дали положительный ответ по представленному перечню территорий 12 регионов. Актуализированный перечень регионов в виде постановления правительства будет внесен в ноябре текущего года.
Александр Акимов потребовал у Минэкономразвития в срочном порядке рассмотреть и внести комплексное постановление по северному завозу, чтобы один раз и одним документом все решить. По словам сенатора, Совет Федерации на этом настаивает, потому что этот вопрос уже давно перезрел.
Заместитель генерального директора Дирекции Северного морского пути Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” Вячеслав Рукша предложил консолидировать усилия по решению проблемы северного завоза. Он сообщил, что сохраняется достаточное количество ледокольных сил. Учитывая, что северный завоз проходит в летне-осенний период, проблем с ледокольным обеспечением точно не будет. Как считает Рукша, надо посмотреть возможности укрупнения контрактов, которые идут по северному завозу. «У нас судам в Арктике по 35-40 лет. А если говорить о том, что уже точно необходимо строить новую серию судов универсальных по снабжению, без долгосрочного контракта инвестировать в такие проекты не представляется возможным. Надо посмотреть, как можно укрупнить все заявки, которые есть по северному завозу. Необходимо рассмотреть те площадки, которые могли бы быть по трассе Северного морского пути со складами, откуда действительно можно было бы развозить грузы уже по точкам», – подчеркнул замгендиректора.
Руководитель Федерального агентства по государственным резервам Дмитрий Гогин рассказал, что наиболее плотно они работают с Республикой Саха (Якутия). Так, в ноябре 2020 года между Росрезервом и Республикой Саха (Якутией) было заключено соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии. В результате республика получила из государственного резерва по распоряжению Правительства РФ 1400 тонн продовольствия – 1200 тонн сахара, гречневая крупа, чай, крупа рисовая и т.д. Товар гарантировано лежит на складах, качество его гарантировано Росрезервом. Как отметил Дмитрий Гогин, разработанный и отработанный на практике механизм взаимодействия на примере РС(Я) является достаточно продуктивным. «У нас есть заинтересованность в строительстве комбината в Нижнем Бестяхе с учетом развитой транспортной инфраструктуры. Мы обратились с этим вопросом в правительство. Пока ответа нет, но тем не менее это схема, которая может быть наложена на то, о чем говорил Минвостокразвития в части логистики», – сообщил представитель Росрезерва.
Алексей Исачкин, заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ, соообщил, что решением правительства 11 марта 2021 года внесены определенные изменения в постановление № 502 “Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взаимен судов, сданных на утилизацию”. В новой редакции правил введено понятие “судно для нужд северного завоза” и предусмотрено предоставление мер государственной поддержки российским организациям на приобретение данных судов для нужд северного завоза, определен размер субсидий на уровне 15 процентов от стоимости судна. Отбор на право получения субсидий в 2021 году проводился с 1 по 30 апреля. По итогам отбора на предоставление субсидий организациям на приобретение судов для нужд именно северного завоза не представлено. Следующий отбор будет у нас проводиться в 2022 году, поэтому предполагается, что все-таки заинтересованные судовладельцы обратятся за указанной мерой поддержки.
Кроме того, в рамках государственной программы Российской Федерации “Развитие судостроения и техники для строения шельфовых месторождений” в Республике Саха (Якутия) на базе Жатайской судостроительной верфи (АО “Жатайская судоверфь”) реализуется инвестиционный проект модернизации и развития российских мощностей по созданию современного речного флота именно для внутренних водных путей, в том числе северного завоза. Срок реализации данной модернизации сейчас продлен с 2016 до 2023 года.
Начальник управления организации материально-технического обеспечения – заместитель начальника Штаба материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ Андрей Ефимов отметил, что доставка более половины грузов, доставляемых морским транспортом, осуществляется по Северному морскому пути. При доставке воинских грузов в пункты Арктики транспортными организациями используются морские суда с усиленным ледовым классом, грузоподъемностью до 10 тыс. тонн и крановой механизацией до 80 тонн. Кроме того, ведется строительство мелкосидящего ледокола “Евпатий Коловрат”, который можно будет использовать при обеспечении ледовой проводки в северных реках. До 2033 года запланировано строительство пяти ледоколов и трех универсальных транспортов грузоподъемностью по 6 тыс. тонн каждый с усилением ледового класса до метра. Это значительно позволит повысить возможности вспомогательного флота по доставке грузов в районы Крайнего Севера. С 2015 года из Арктической зоны вывезено более 25 тысяч тонн металлолома, собранного подразделением Министерства обороны в ходе проведения мероприятий экологической очистки. В плановом порядке проводятся мероприятия по развитию аэродромной сети северных регионов. Так, в текущем году проведены мероприятия по реконструкции аэродрома Темп на острове Котельный архипелага Новосибирские острова и аэродрома п. Тикси. С 2020 года с введением железной дороги в Якутии и открытием железнодорожной станции Нижний Бестях оптимизировано поставка грузов по реке Лене. Это позволило сократить расстояние почти на 2 тыс. километров, а срок доставки уменьшить более чем на две недели и исключить пресловутые мелководные участки данной реки.
Александр Акимов поблагодарил от имени Совета Федерации, от имени регионов России руководство Министерства обороны страны за усиление арктической части Вооруженных РФ. Он отметил, что с приходом военных Арктика оживилась, налаживается инфраструктура, заработали аэропорты.
Со своим опытом поделилась заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова. В регионе значительно усовершенствовали мониторинг обеспеченности северных районов в первую очередь продуктами питания. Субсидирование транспортных расходов по завозу в северные районы повлияло на снижение (на треть) цен на продукты питания. Отобрано 11 пилотных населенных пунктов, в которых осуществляют субсидирование через муниципалитеты. Субсидии доводятся до предпринимателей через соглашения об установлении стабильной цены на продукты питания.
Глава Нижнеколымского муниципального района Валерий Сентяков рассказал, что в райцентре 1 килограмм картошки стоит 700 рублей, мандаринов – 1 тыс. рублей. Он поделился радостной новостью, что благодаря совместной работе Главы республики Айсена Николаева и Госсобрания в муниципальных образованиях заработал новый проект по северному завозу. Вчера открылся торгово-логистический центр в арктическом Абыйском районе. Килограмм картофеля там уже стоит 74 рубля, морковь – 80 рублей, лук – 80 рублей, свекла – 80 рублей. В следующем году такие торгово-логистические центры будут строиться в 5 арктических районах, в том числе и в Нижнеколымском районе. Глава района предложил Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о субсидировании транспортных расходов завоза материалов для строительства социальных объектов, индивидуального жилья и жилья, возводимого по программе переселения из ветхого и аварийного жилого фонда в Арктической зоне.
Заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев тоже выразил свою благодарность Министерству РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральному агентству государственного резерва, Минпромторгу, Минобороны за поддержку Арктики. Благодаря военным Тикси получило вторую жизнь. Губарев внес предложение по созданию федерального фонда для государственной финансовой поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера. Вице-спикер Ил Тумэна высказался о необходимости разработки федерального закона, регулирующего отношения, связанные с досрочным завозом продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
С учетом озвученных предложений по итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации профильным министерствам и ведомствам. “Вопрос северного завоза будем и дальше держать под особым контролем”, – подчеркнул Александр Акимов.
***
Пресс-служба Ил Тумэна
Фотографии Пресс-службы Совета Федерации
Оставить комментарий