Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях
Семинар с аналогичным наименованием открыл цикл мероприятий Центра непрерывного повышения профессионального мастерства по «дорожной карте»реализации целевой модели наставничества в 2022 году. Семинар проходил в рамках Январских совещаний работников образования «Качество образования: методические аспекты». Развитие наставничества педагогических кадров как эффективный инструмент их профессионального роста является одним из ключевых направлений единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта «Образование».
В начале семинара участники познакомились с методологическими основами и ключевыми положениями целевой модели наставничества. В своем выступлении Абрамова Д.Г., руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства представила цели, задачи, ожидаемые результаты внедрения наставничества в образовательных организациях.
Во второй практической части познакомились с опытом реализации наставничества в муниципальных районах, образовательных учреждениях республики. Представленный опыт показывает, что система наставничества не просто возрождена, но и активно развивается.
Если мы раньше понимали, что процесс наставничества затрагивает интересы наставляемого и наставника, то в современных условиях в быстрой адаптации молодых специалистовк новой практической деятельности заинтересованы не только организации-работодатели, но и управленцы.С опытом управления системой поддержки профессионального развития педагогических работников муниципального образования на примере Алданского района познакомила Ушакова А.В., начальник отдела дошкольного образования Департамента образования.
Проблема притока молодых педагогов и их закрепления наиболее остро стоит в образовательных учреждениях арктических районов. Помимо решения очевидных причин данной проблемы – сложные социально-экономические и бытовые условия жизни, есть еще трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связанные с методической подготовкой. Они уже решаются самими педагогами на местах. Бережно сохраняемая, позитивная практика передачи опыта от старшего поколения к младшему на примере одного методического объединения – микрошколы естественно-математического цикла Верхоянской школы презентована учителями- наставниками Константиновой М.Т. и Валовой Н.И.
О наставничестве в условиях управления образовательной организацией рассказала Сидоркина Н.К., директор СОШ №3 города Ленска. Проект «Сплоченная и устремленная школа» (работа с кадровым составом), целью которого является формирование профессиональной команды педагогов-единомышленников, реализуется в рамках проектно-целевой программы развития школы. Содержательная программа наставничества подразумевает постоянное взаимоотношение нового учителя с представителями педагогического сообщества. Внимание участников семинара привлек рассказ об особенностях проявления наставнических взаимоотношений в разных формах: учитель-учитель со Школой молодого специалиста, учитель-команда, студент-учитель, учитель-директор.
Опытный педагог – заместитель директора по научно-методической работе Тойбохойской школы Сунтарского улуса Леонтьева П.Е., завершая практическую часть программы семинара, щедро поделилась алгоритмами внедрения и реализации наставнической модели в общеобразовательной школе. Выступление по теме «Наставничество как технология непрерывного профессионального развития педагогов (из опыта работы)» основано на позитивной динамике профессиональных результатов молодых педагогов школы. Впечатляет, что мониторинг результативности представлен с 2011 года, за десять лет профессиональной деятельности наставника молодых.
Участники семинара отметили, что выступления были содержательны и что получили важные инсайты для себя – какая схема наставничества действительно будет эффективной. Стало понятно, что каждый педагог может быть одновременно наставником и наставляемым. В ходе семинара были подняты вопросы взаимодействия наставников по передаче уникального опыта в условиях цифровой образовательной среды, создания контента.
Подводя итоги практикоориентированного семинара, Яковлева Е.Н., заведующая кафедрой оценки педмастерства ИРОиПК, выразила огромную благодарность докладчикам за неравнодушие, творчество, педагогический оптимизм и напомнила о целевых ориентирах и поставленных задачах. Весь календарный 2022 год должен идти процесс реализации системы наставничества педагогических работников. Ответ на вопрос, что и как организовать для достижения конечного результата, можно получить в практическом инструменте, а именно в «Методических рекомендациях по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях», разработанных Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования.
Справочно:
Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования подготовило Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Документ определяет не только основные принципы и контуры системы наставничества, но и необходимые ресурсы для ее реализации. Кроме того, в рекомендациях для образовательных учреждений приведены формы и виды наставничества, права и обязанности, а также функции различных участников этого процесса. Методические рекомендации направлены в регионы письмом Минпросвещения России от 21 декабря 2021 года №АЗ-1128/08 и профсоюза №657.
***
Отдел по связям с общественностью ИРОиПК
Оставить комментарий