Курс валют
$
81.46
0.7
94.04
0.37
Курс валют
Курс валют
$
81.46
0.7
94.04
0.37
Меню
Поиск по сайту

Правовой нигилизм и попустительство местных властей Якутии вылились в скандал российского масштаба

03.02.2019 11:21 50
Правовой нигилизм и попустительство местных властей Якутии вылились в скандал российского масштаба

Из-за записи детей в первые классы на 2019-2020 учебный год Якутия попала под гневный словесный огонь федеральных политиков и федеральной прессы. В сущности, из-за правового нигилизма руководства одной школы всю республики обвинили в ущемлении прав русскоязычного населения. В рунете и якнете эмоции зашкаливают.

Отбросив все эмоции, предлагаем спокойно разобраться в причинах возникновения скандала.

Анна Валерьянова, политолог, эксперт Aartyk:

-По федеральному законодательству в сфере образования, каждый родитель имеет право выбирать школу для обучения своего ребенка и язык его обучения, а государство в лице исполнительной и муниципальной власти для этого должно создать все условия. Одно из них – это издание распоряжения главы муниципалитета (учредителя учебного заведения) о прикреплении за школами адресов (жилых кварталов, микрорайонов, улиц, переулков и т.д.). Родители, имеющие прописку по указанным адресам, должны отдать своего ребенка в 1 класс в эти школы, т.е. согласно прикрепленному участку. Например, если ребенок с родителями, опекунами проживает в районе школы №20, то для поступления в первый класс в феврале подается заявление только в эту школу. В заявлении родители указывают, на каком языке будет обучаться ребенок.

Родитель имеет право подавать заявление в другую школу – это законом не возбраняется. Но его ребенок может поступить туда только при наличии свободных мест. А как всем известно, в городе Якутске из-за внутренней миграции последних лет мест в школах катастрофически не хватает. Еще раз повторимся, детей по прописке принимают только в первые классы. Для “новичков”, поступающих в следующие классы, этот закон не распространяется, и они поступают в школу только при наличии свободных мест. Это надо учесть не только родителям, но и, в первую очередь, директорам городских школ, так как у некоторых из них по факту хромает юридическая грамотность.

Что стало причиной занять вчера Якутии лидирующее место в информационном поле? Это, скорее, произошло с попустительства местных властей и правового нигилизма некоторых, а также из-за безответственного отношения руководства городского управления образования и руководства школы “Айыы кыһата”. Все заявления родителей, чьи дети поступают в первый класс и которые имеют прописку в 203 микрорайоне, обязаны были принять и зафиксировать, как того требует нормативный акт Министерства образования РФ. Руководство школы не имеет право отказывать в принятии заявлений от родителей.

После старта подачи заявления ( 2 февраля) через 14 дней (16 февраля) директор школы обязан издать приказ о принятии детей в первые классы. Стандартный класс формируется 25 учениками.

В зачислении детей в первый класс имеет важность очередность подачи заявления родителями. Например, гр. Иванова подала заявление 2 числа утром, а Петрова 2-го вечером или еще позднее. Ребенок Ивановой, допустим, при этом становится 25-м учеником в классе, а ребенок Петровой 26-м. Руководство школы имеет право отказать гр. Петровой в принятии ее ребенка в первый класс, мотивируя тем, что класс уже укомплектован. Это законный отказ. И если даже условная Петрова обратится в прокуратуру с жалобой, ей ответят так же – директор имеет право отказывать, так как класс уже укомплектован.

Далее следующий шаг. Заявление Петровой и других родителей, чьи дети не попали в первый класс этой школы, руководство школы передает в управление образования города. А управление образования города обязано найти школы для этих детей.

Именно в незнании последовательности нормативных актов кроется причина вчерашнего скандала. Руководство управления образования и школы повели себя политически некорректно. Школа должна была доложить о создавшейся ситуации учредителю – управление образования, а не привлекать родительскую общественность, подогревая некомпетентными и эмоциональными комментариями. Решить нехватку мест в первые классы – это дело властей, а не родителей. И тем более заявлять, что будут принимать в школу детей только с якутским языком обучения это, по крайней мере, абсурд.

Всеволод Матуев, политолог, эксперт Aartyk:

– В Российской Федерации все общеобразовательные учреждения, что государственные, что частные школы, в обязательном порядке работают по ФГОСу – федеральному государственному образовательному стандарту. Все частные школы за выполнение государственного заказа (ФГОС) получают средства из бюджета, за остальные расходы – ремонт, содержание, охрана, питание, дополнительные задания, продленки и пр. услуги – школа собирает взнос от родителей. В Москве обучение в частной школе в среднем родителю обходится в 250 тыс. рублей в год.

Во всех школах национальные языки обучаются в добровольном порядке. Родители о языке обучения ребенка должны заявить руководству школы письменно. Поэтому в начальных классах дети, которые изучают национальные языки и литературу, обычно вместо пятидневки учатся шесть дней в неделю, так как преподаваемых часов становится больше, нагрузку растягивают на шесть дней. Это логично, если учебный процесс строится по обоюдному согласию родителя и школы.

В рамках ФГОС, школы совместно с родителями составляют образовательную программу. Из этой программы около 70 процентов – федеральная (всероссийская стандартная) составляющая, т.е. требования и стандарты обязательного характера. Оставшиеся около 30 процентов – это, так называемая, “внеурочная деятельность”, которая имеет пять направлений. Педколлектив совместно с родителями должен выбрать вид внеурочной деятельности. Например, какая-то школа углубленно преподает точные науки, какая-то иностранные языки, какая-то национальные языки, литературу, культуру или физкультуру и так далее. Я полагаю, что школа “Айыы кыһата” всю внеурочную деятельность выделила на углубленное изучение родной культуры, языка и литературы. Это их законный выбор, и никто не имеет лишать такого права. Но это не означает, что руководство школы должно отказывать принимать в первый класс детей, прикрепленных к школе по месту жительства, ссылаясь на то, что обучение идет только на якутском языке. И также другие русскоязычные школы не имеют право отказывать родителям будущих первоклашек, если они хотят обучать своих детей на родном – национальном языке. Даже если в школу, прикрепленную по месту жительства, поступит только одно-два таких заявления от родителей. Директор просто обязан принять ребенка (если есть место в классе) и дополнительно создать условия для изучения родного (национального) языка. Если понадобится, то по индивидуальному графику. Тем более, все остальные предметы все равно преподаются на русском языке, по русским учебникам. Заметим, это требование касается только первых классов.

Во всем важно придерживаться законов, а закон у нас не такой уж и плохой, поверьте. Директорам якутских школ следовало бы устроить юридический ликбез. Не думаю, что они умышленно переступают закон, это, скорее, от незнания законов. Но, с одной стороны, незнание закона не освобождает от ответственности, тем более на такой важной должности как директор школы. Из-за одного юридически некомпетентного руководителя пострадал весь имидж республики. Этот “косяк” будут напоминать очень долго и вытаскивать при каждом удобном случае.

Гаврил Дмитриев, преподаватель, эксперт Aartyk:

– О том, что назревает скандал в связи с открытием новой школы в 203 микрорайоне было известно еще год назад. Власти занимались популизмом, поддакивая и тем, и другим. Кандидаты на выборах различных уровней тоже вдоволь изгалялись, играя на национальных чувствах избирателей в этом микрорайоне. Власти на это смотрели сквозь пальцы, молчаливо наблюдая за всем этим. Именно с их попустительства и вылилось то, что мы сейчас наблюдаем.

В Якутске большая часть директоров школ сидят на своих должностях по 10-20 лет и даже более, есть целые семьи директоров. За десятилетия они “забронзовели” так, что воздвигнули себе памятники, личные интересы у некоторых стали преобладать над профессиональными. Только “белые” зарплаты директоров исчисляются сотнями тысяч, имеют по шесть и более заместителей примерно с такими же зарплатами. Представляете, сколько замов директоров школ по всей республике?! Если их оптимизировать – оставить одного заместителя по учебной части и одного по административно-хозяйственной части, то республиканский бюджет сэкономит 1 млрд рублей только на замах! Если чиновник в свою структуру возьмет родственника – коррупция, а в школах – династия. Надо проводить ротацию кадров, заключать договоры с директорами только на 3 года. И только после соответствующей профессиональной аттестации продлевать с ними контракты. Директора школ тоже должны постоянно учиться, совершенствовать свои профессиональные навыки, знать законодательство, новые нормативные акты своей сферы. Только тогда мы можем рассчитывать на качественный уровень общеобразовательных учреждений.

Марианна Сыроватская, муниципальная служащая, эксперт Aartyk:

-По мнению некоторых родителей, школа “Айыы кыһата” должна учить только на якутском языке, так как это указано в уставе. Но, заметим, школа “Айыы кыһата” является муниципальной, бюджетной, а устав для всех школ практически одинаков, он должен соответствовать федеральному законодательству, т.е. язык обучения должен прописан или принят иным правовым актом. Школа должна учить на государственных языках, получается, что на русском и якутском. Оба языка имеют равные права. Для этого есть контролирующий орган Рособрнадзора. При выдаче лицензии образовательному учреждению устав проверяется. Получается, что наш контролирующий орган проморгал или некомпетентно провел устав школы.

Складывается впечатление, что руководство региона по данному инциденту больше оправдывается, чем ищет причины информационного всплеска. Со стороны руководства также не было реальной оценки чрезвычайному происшествию, когда дети самостоятельно ушли из садика «Туллукчаан». Лишь окриком, без тщательного изучения проблемы дошкольных учреждений не решить. В данном случае по указке родного министерства выкинули на улицу заведующую и воспитателя. Никто не говорит, что они не виноваты. Да, виноваты! А изучен ли вопрос, почему нет вахтера в садиках? Почему не выделяются деньги на видеокамеры и другие средства охраны? Это вопросы в большей степени к министерству образования республики.

Два вопиющих случая в сфере образования республики стали российским информационным трендом января. Понесет ли ответственность министр образования, который больше озабочен талантливыми детьми, чем повседневными проблемами образования?

***

Aartyk.Ru

Обсуждение • 50

Добавить комментарий
  1. 7513

    Да вы тупые что ли) руководство школы то в чем виновато ??) всех записывали, никому не отказывали по нацпризнаку. Журналисты это шайтаны ещё раз убедился, спасибо )))

  2. Петр

    И власти местные тоже ни в чем не виноваты, федералы ни@@я не финансируют, потом претензии высказывают. В итоге местечковые обиженные якобы, начинают гниль вытаскивать – Нацвопрос. Надо же как то самоутвердиться)))

    • Петру

      Петр, не лезьте туда, где вы не разбираетесь. Вы хотите сказать, что Образование и медицина не финансируется с федбюджета? Тихий ужас просто🙈

  3. Мда

    👍👍👍
    Согласен в главном
    – правовая безграмотность (куда смотрят кадровые службы?)
    – страусиная позиция муниципальных властей
    – самоустранение республиканских властей (их косяки тоже есть же)
    – чрезмерное увлечение федеральными трендами (“талантливые” дети)
    Но есть еще одна сторона:
    Люди недовольны ухудшением качества жизни – повышение НДС, пенсионная и мусорная реформы
    И ситуация вокруг школы АК для многих стала последней каплей, переполнившей чашу терпения
    Это очень плохо, учитывая наш менталитет
    Мы же очень упертые 😂😂
    Короче, тяжко будет властям разруливать эту ситуацию
    А тут еще кое-кто из федералов будет только рад – классный же повод лишний раз лягнуть национальные республики ☹️☹️☹️

  4. Южный

    Открытие специализированных, в т.ч. национальных школ, исключительно прерогатива руководства республики и министерства образования. Ни одна обезумевшая от собственного величия педагогическая династия, как бы она ни мнила себя пупом земли, не способна собственными усилиями устанавливать тот или иной формат, языковой режим учебного заведения. В оценках уважаемых экспертов проглядывается попытка задним числом весь негатив сбросить на нового мэра и нового начальника управления образования, но этот дешевый трюк не пройдет. Случившееся – следствие крайней политизации образовательной сферы, включение её в пространство нескончаемых, откровенно популистских шоу со всем этим авральным запуском объектов, показательными разрезаниями ленточек ровно к дате, к выборам, к Новому году и проч. При этом начисто забывается сама логика и цели общественно-политических, образовательных процессов, а в голове роются только сиюминутные барыши от сомнительных рекламных кульбитов. Нырнули в прорубь в режиме онлайн – обработали православную паству, открыли национальную школу – проработали с национальными элитами. Кто-то подумал при этом, что по Конституции мы светское государство и религиозные объединения отделены от государства? Что в новом микрорайоне, с «непростым» составом проживающих и уже густо застроенном и населенном, как термитник, открытие национальной школы в отсутствие общедоступной станет настоящей красной тряпкой? Вот так и распадается единая государственная, стратегическая задача управления обществом на паззлы популистских акций, которые в результате и дают такие ядовитые всходы. Выполоть их теперь будет ох как сложно.

    • Читатель

      Насчёт “династии” сказано в точку! Создаётся впечатление, что кроме Шамаевой, которая директором более 20 лет в этой школе, никто не может быть директором! То же самое скажем о ее муже – Иване Шамаеве, бессменном директоре физико-математическом лицее! Надо сказать, семья “приватизировала” эти государственные школы. Пусть оформляют себе в таком случае частные школы. И между прочим, название школы “Айыы” переводится на русский “грех”….

  5. Афанасий

    Каждая новость выдается заинтересованными лицам. на свой уклад, это понятно каждый хочет наляву заработать в якутии, как всегда и потом сотни миллионами уехать. Поэтому якутия заброшенная , пример заброшенные благоуствоенные поселки в Усть куйге оймяконе звездочке И так далее. Когда деньги много платили жили припеваючи когда их стало мало все улетели

  6. 1234

    Это прерогатива в первую очередь министерства образования, вопиющий случай на всю Россию!!

  7. Родитель

    Чудо-мэр слишком домгралась в демократию. Ее кадр – нач управления образа откровенно слабый. Его директора школ игнорят по страшному. Не надо было назначать нач управления из директоров.

  8. Выгнать министра

    Самое интересное: почему никто не наказан? Позор, да ещё и с нарушениями законодательства

  9. Молодой

    Зачем столько много замов!? Оставить 2-3 зама и все! В АК уже 5 замов говорят! Куда столько!? Зарплаты какие большие у директоров. Возвели действительно монументов из себя. Теперь соревнуются между собой, чья школа круче, кто вхож во власть! А молодые учителя получают копейки, а работают больше всех! Виноват в этой ситуации директор! Уволить, перевести замом по уч.части. все правильно написано! Хоть аартык об этом написал! Уважуха!

    • Старый

      Мододой, иди работай, не умничай

      • Педагог

        Молодой дело говорит. В статье затронуты очень много проблем. Директора засиделись, и это правда. Имеют по 5 и более замов – тоже правда. Везде идет сокращения расходов, глава республики талдычит об этом с экранов тв. 1 млрд идет на замов это же сколько школ можно построить- то! Директора школ ввалили все бремя на этих замов, а сами горазды только заниматься самопиаром.

    • родитель

      Доказательства предъявляй

  10. Горожанин 1

    Спасибо Аартык за объективную статью,а ведь другие СМИ пишут несусветную дичь.Власти сами допустили эту ситуацию,если это частная,авторская школа,то пусть финансируют меценаты,олигархи и родители,а не бюджет республики и города. Амбиции коронованных педагогов не должны удовлетворяться за счет налогоплательщиков.Люди напрочь забыли,что мы граждане России и живем в Российской Федерации и ведут себя как будто они граждане некой совершенно отдельной страны и государства.Это называется сепаратизм и очень жестко карается по закону.Права и обязанности едины несмотря на национальность,ведь даже в документах исчез пятый пункт,где указывалась национальность.Раскачивать лодку не надо,тем более сам Глава республики объявил о консолидации.

    • Горожанин 2

      За такие комментарии надо привлекать, которые не зная ситуации выпендриваются

  11. Минсаха

    На то и школа “Айыы кыһата”-должна воспитывать будущую элиту со знанием якутского языка и традиционной культуры любой национальности. Ничего противозаконного нет. Ну и умник Горожанин1, еще городской, сам не знает что говорит. Причем здесь сепаратизм – “отделение части территории государства с целью создания нового самостоятельного (суверенного независимого) государства”. Такие и мутят воду, и “раскачивают лодку”.

  12. пенсионер

    куорат сылын аайы тупсан улаатын сацаттан саца олорор дьиэлэр тутуллан микрорайоннар уескууллэр , правительство оччо-бачча кв.м. дьиэ тутуллан улэгэ киирдэ диэн отчеттуур, олорор дьиэлэри тэццэ омугуттан тутулуга суох детсад, школа,мед.учрежд. уо.д.а соц.обьектары тутан истэххэ итинник кус-хаас айдаана тахсыа суох этэ. Багабыт ейбутун*-санаабытын сиппэт улугэрэ.

  13. це

    “подача материала” была ужасной, например у Укт.ру.
    Можно подать новость по-разному.

  14. Рио

    Как всегда адекватная публикация вышла только у Аартык👍🏻

    • Тимофеева О.М.

      Адвокат
      О каком якобы правовом нигилизме может идти речь? Вы хотя бы поинтересуйтесь содержанием этого понятия. На самом деле школа стала заложником несовершенства законодательства, с одной стороны, и ситуацией нехватки школьных мест, с другой стороны . Жизненные реалии таковы, что террриториальный принцип в настоящее время, к сожалению, не может быть реализован в полной мере, так как это заложено в законе. И надо быть терпимее друг к другу, в конце концов, вопрос решаемый. По сути, когда кто-то начинает явно разжигать межнациональную рознь, используя эту ситуацию, это уголовно-наказуемое преступление.

      • Юрист

        Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Школа, отказывая принимать заявления от родителей, нарушила систему правила поведения – проявила правовой нигилизм. Адвокат должна была знать такие вещи(.

        • Не юрист

          Юрист,ты то хоть сам понял что пукнул?Или ты недоучка который тупо цитирует словари из интернета не понимая сути дела?Научился шарится в интернете,а думать и головой работать так и не научился.
          “Школа, отказывая принимать заявления от родителей, нарушила систему правила поведения — проявила правовой нигилизм”-какая заумная цитата как масло масляное:))))
          Советую сначала ознакомиться с первоисточником прежде чем что либо комментировать.Это на будущее.

          • Юрист

            Ю Володя ты тоже в этом виноват. «Пукаешь» ты! Устроил провокацию, чтоб щаметила власть и трудоустроила тебя? Других методов не было?!

  15. Декабрист

    Насчет д/с “Туллукчаан”,- видеокамера то там, как раз была, по моему. Хотя это уже не важно.

  16. Горожанину 1

    Не надо говорить раз не знаете законы, так вот частник и не частник имеют право одинаково пользоваться государственными субсидиями и поддержкой, давно нет социализма, где только все государственное было. Еще захотел чтобы частники работали сами себе, а государственные школы все им дай. И так частные школы и садики получают только 50% субсидии на свои расходы. А какого олихарха знаете, кто содержал садик или школу, они сами пристраиваются к кормушке хотя имеют миллиардное состояние

  17. родитель

    Из этой школы Айыы Кыьата, многие родители сделали для себя карманную школу, где по их мнению должны учиться их дети, братья и сестры их детей, племянники и теперь их внуки, в этом им потакает директор, в основном там вопросы решает так называемый родительский совет, директор давно у них на поводу, чуть что, родители пугают митингами, протестами и тд, прямой шантаж

  18. Родитель

    Горожанин 1 прав! Амбиции некоторых педагогов, родителей не должны создавать неудобства другим. Дети все одинаковы и они обязаны учиться где им положено по закону! Незачем устраивать какие то небылица и еще что то. Из за искусственно созданных условий коронованных педагогов придумываются всякие препоны. Сначала по закону примите их, разработайте программу и учите! От вас больше не требуется от вас! Школе присвоить номер и все! Все правильно написал аартык.ру

  19. Законы читайте

    Школа еще не прикреплена территориально, к 203 кварталу прикреплена другая школа, просто некоторые родители пошли на абардаж. Если городской округ не прикрепит, то иди свищи. А насчет закрепления, это если школа преподает основные общеобр программы. Как составлен устав, так и будет. Закон позволяет изучение национальных языков, вместе с тем и русский и якутский, госуд языки по действующим Конституциям РФ и РСЯ.

    • Имхо

      Сказки не рассказывай! Раз открыли школу официально, то и территория прикрепляется!

  20. Человек с тундры

    Не правовой нигилизм, а правовая некомпетентность, агнозия, игноранция. Даже в тундре об этом знают

    • Не юрист

      Возьмем такой пример,даже не пример, а реалии жизни.Сходите в классическую гимназию по Ярославского и напишите заявление на имя директора школы что вы хотите отдать своего ребенка в эту гимназию в первый класс согласно территориальной расположенности, в класс с обучением на якутском языке как на одном из государственных языков субъекта РФ.Возьмет директор заявление или откажет?Если откажет то почему и на каком основании?

      • Пахомов И. Е.

        Должна взять!

      • 123

        Хороший пример. Мы 6 лет назад ночевали, чтобы дочку в 1 класс устроить в 8 школу-классическую гимназию. Записались, но отказали. У нас нет якутских классов.

        • Мария

          И вы проглотили? Вас так легко обмануть? Надо было в прокуратуру идти.

  21. Это не только

    В школах, детсадах, а практически во всех бюджетных учреждениях республики такая картина. Директора и главные врачи сидят по 10-25 лет. Всё и все играют по их установленным правилам. Это их вотчина и чужакам вход запрещён. Более того между ними прочная сеть и на самом деле власть в республике принадлежит только им. Вряд ли правительство сможет переломить эту ситуацию.

  22. Пелагея

    Насчет высокой и неадекватной зарплате почему не пишите? Молодой учитель получает 25 т.р., а директор 250 т.р. Разве так можно? А потом рисуют среднюю зарплату. Авксентьева, сократи замов и на эти деньги стройте школу! Директора все на замах спихнули и сидят..имеют годовой доход более 4 лямов. На директоров надо конкурс объявлять надо и пусть проводит независимая комиссия, а не упр.обр

    • Согласен

      Раз пошла такая пьянка, ждем от Аартыка публикации по зп директоров. Вы прчему-то отмолчались в тот раз(.

  23. Простите

    Но куда собственно пропал Айсен Сергеевич? После последнего твита в пятницу ни слуху, ни духу. Тоже стресс? Нет и министра образования РС(Я) В.Егорова. Исчез с радаров. Совсем. Беда.

  24. Хортуоска

    Подозревал, что увлечение с этими “национальными” школами ни у чему хорошему не приведет. Неужели нельзя взять советский опыт: в каждой обычной общеобразовательной школе можно открыть и русские и якутские классы. Без проблем. Все зависело от количества заявок. Например, если можно открыть три параллельных первых класса. Если больше с якутским языком то – два класса, если с русским – один.

  25. Феликс

    Какой нигилизм ? О чем вы говорите?? Это обычный рейдерский захват якутской школы, организованный в том числе Таюрской, директором 33 школы!

Оставить комментарий