Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей: возможности и риски
Результаты внедрения в 2017 г. персонифицированного финансирования дополнительного образования детей обсудили участники II межрегиональной научно-практической конференции «Инновации в дополнительном образовании: опыт и перспективы», которая проходит в Якутске с 18 по 20 декабря.
Напомним, что апробация новой модели – персонифицированного финансирования дополнительного образования детей началась в республике в прошлом году. Развитием проекта занимается Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» – региональный модельный центр дополнительного образования детей.
Кстати, на прошедшем недавно в Москве IV Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей была отмечена успешная практика Якутии в реализации данного нововведения.
Суть проекта в том, что каждому ребенку, вошедшему в эксперимент, выдается именной сертификат – персональная гарантия государства перед конкретным ребенком в том, что независимо от того, какие кружки или студии он выберет, в какой бы организации (муниципальной, частной, у индивидуального предпринимателя) он на них ни записался, за его образование заплатит государство. Если детям где-то будет неинтересно, и они начнут переходить в другие кружки, секции, студии, то и деньги последуют за ними. По количеству ребят, выбравших определенное занятие, четко видно, что ими востребовано, а что нуждается в доработке.
Публичную защиту результатов внедрения в 2017 г. персонифицированного финансирования дополнительного образования детей представили 27 улусов. Экспертами выступили Эдуард Кондратьев, замминистра образования и науки республики; Татьяна Иванова, зам. руководителя отдела воспитания и допобразования министерства образования и науки республики; Семен Славин, старший научный сотрудник Федерального института развития образования, куратор проекта по персонифицированному финансированию; Мария Петрова, к.п.н., директор Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне», руководитель Регионального модельного центра дополнительного образования детей; Алена Семенова, старший методист Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне».
Выступающие озвучили информацию о разработанных базовых документах, количестве детей, пользующихся именными сертификатами допобразования, номинальной стоимости сертификатов в каждом улусе, об освоении финансовых средств, обозначили положительные и отрицательные стороны проекта.
Итак, что говорят о внедрении новой модели финансирования представители муниципалитетов?
Якутск: «В проекте принимают участие девять учреждений, из которых три негосударственных. Число используемых детьми сертификатов – 5 297. К положительным моментам можно отнести то, что есть возможность видеть реальное «движение» обладателей сертификатов по учреждениям; расходование бюджетных средств становится более подконтрольным и прозрачным; появилась конкуренция между учреждениями, значительная часть средств на обучение возмещается родителям, чьи дети занимаются в платных учреждениях – так повышается доступность дополнительного образования детей. Вместе с тем определились проблемы в определении нормативных затрат на оказание услуги; некоторые неудобства по работе с порталом (отсутствие возможности редактирования программ, договоров, доступа к перечню образовательных программ других организаций); процедуре перезаключения договоров по сертификатам.
Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус: «Сертификаты получили 88 детей, стоимость одного сертификата 12 420 рублей, поставщик услуг один – Центр дополнительного образования детей. Благодаря персонифицированному финансированию обеспечивается прозрачность в количестве сохранности и численности детей».
Верхневилюйский улус: «В эксперименте участвуют четыре учреждения. Использовали сертификаты 515 детей в возрасте от 5 до 14 лет, номиналы сертификатов установлены в размере 10 688 рублей. Очень мешает работе плохое качество Интернета».
Мирный: «В эксперименте принимают участие два государственных учреждения. Появилась конкуренция между педагогами».
Верхоянский улус: «Пользуются сертификатами 260 детей в двух учреждениях. Эффекты проекта: повысились посещаемость учащихся, результативность педагогов. Родители не имеют доступа к Интернету, много времени уходит на заполнение документов, составление отчетов, слабая материальная база учреждения – вот причины, которые тормозят нашу работу».
Сунтарский улус: «Предлагаем с целью сохранения контингента детей расширять сетевые, очно-заочные, дистанционные формы обучения, организовать курсы и семинары для помощи педагогам в разработке программ опережающего развития, инновационных программ, программ технической направленности».
Горный улус: «Если взять охват детей, пользующихся сертификатами в разрезе направленностей программ, 41 % составляет художественное направление, 28 % – техническое, 26 % – социально-педагогическое, 5 % – естественнонаучное. Безусловно, повышается качество работы педагогов. Не выполнен один из принципов персонифицированного финансирования – участие негосударственных организаций. Слишком сложной кажется схема финансирования».
Таким образом, выявились региональные особенности при реализации новой финансовой модели в дополнительное образование детей. «Плюсами» новой модели названы рост качества программ допобразования, зарплаты педагогов, развитие технических направленностей, возможность измеряемых критериев в работе. Почти всеми были названы такие факторы, сдерживающие внедрение проекта, как отсутствие конкуренции, дороговизна Интернета, недостаточный уровень подготовки участников проекта.
Несмотря на наличие проблем, отмечено главное преимущество новой модели – это рост охвата детей, занятых полезной деятельностью в кружках и студиях.
***
Пресс-центр Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне»
Оставить комментарий