Курс валют
$
99.42
3.96
106.3
3.48
Курс валют
Курс валют
$
99.42
3.96
106.3
3.48
Меню
Поиск по сайту

Народные депутаты возложили цветы памятнику Учителю, опередившему свое время в формировании национально-технической интеллигенции республики

05.10.2023 13:47 0
Народные депутаты возложили цветы памятнику Учителю, опередившему свое время в формировании национально-технической интеллигенции республики

На бульваре Учителя 5 октября состоялась торжественная церемония возложения цветов к памятнику народному учителю СССР, инициатору физико-математического движения в Якутии Михаилу Андреевичу Алексееву.  В дань уважения и почтения великому Педагогу ежегодно в день Учителя бульвар является местом встречи педагогической общественности и молодого поколения.

В церемонии возложения цветов к памятнику Михаилу Алексееву приняли участие заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн)   Республики Саха (Якутия) Афанасий Владимиров, заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Анатолий Семенов, и.о. министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Нюргуна Соколова, глава Якутска Евгений Григорьев,  народные депутаты, члены правительства, педагогическая общественность Якутии, учащиеся Республиканского лицея-интерната и Городской классической гимназии.

С профессиональным праздником всех учителей и ветеранов педагогического труда поздравили учащиеся 10 класса Национальной политехнической средней общеобразовательной школы №2, исполнив песню «Учууталбар».

Михаил Андреевич – основатель первой в Якутии школы с углубленным изучением основ физики и математики, инициатор и вдохновитель физико-математического движения в республике, реформатор физико-математического образования, инноватор профильного обучения 1960-х годов.

В истории СССР было два периода, когда активно проводилась политика коренизации – формирование национальной интеллигенции и национальных управленческих кадров: 1920 – начало1930-х годов и 1950-1960-е годы. В ходе репрессий второй половины 1930-х годов значительная часть только-только сформировавшейся национальной политической и интеллектуальной элиты была уничтожена, а потому с 1950-х годов дело коренизации пришлось начинать сначала. Стране, которая вступала в период индустриализации, нужны были кадры, корнями связанные с народом, вышедшие из народа, служащие этому народу, т.е. была народная интеллигенция.

«Михаил Андреевич — поистине великий человек, который опередил свое время. В 60-х годах прошлого века создал первую сельскую школу в Якутии с углубленным изучением физики и математики, которая приобщила детей  к основам естественных наук, технике и технологиям», – сказал ранее Глава Якутии Айсен Николаев.

Никита Архипов, доктор исторических наук, заведующей кафедрой культуры Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А. Алексеева, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия) в своих воспоминаниях написал:

«Михаил Андреевич Алексеев родился в историческом 1917 году, во времена великих революционных потрясений в России. Рано стал круглым сиротой. Однако это не помешало ему отлично окончить учительский техникум и двадцатилетним юношей начать свою педагогическую деятельность в Родчевской школе Среднеколымского района. Здесь он проработал всего полтора года. Но за этот короткий отрезок времени под его руководством было достроено здание школы, налажено ее нормальное функционирование, открыт интернат для малообеспеченных детей Севера. Сохранились записки М.А. Алексеева о том времени. «…Такого азарта к учебе, самозабвения, что было в Родчево, я ни разу и позже нигде не видел. Буквально тебя сжигали эти горящие жаждой знания глаза учащихся в лохмотьях… Колымские дети обнаруживали удивительную смекалку в точных науках, причем этим качеством обладало большинство детей. Мы видели настоящую радость от познания…».

Начало Великой Отечественной войны застал Михаила Алексеева на западных рубежах страны в рядах Красной Армии. Честно выполнял свой солдатский долг рядовой Михаил Алексеев, пока вместе с остатками своей разбитой дивизии не попал в плен. Так началось «хождение по мукам» – немецкий плен, камера предварительного заключения НКВД, Туруханский, Унженский и Енисейский лагеря… Алексеев вышел из заключения в 1951 году морально несломленным и физически здоровым человеком. В 1955 году закончил физико-математическое отделение Якутского педагогического института, в 38 лет вновь стал учителем.

Михаил Алексеев проработал в Далырской школе с 1955 по 1958 годы. Как раз в этот период здесь открылась средняя школа, собиравшая учащихся 8-10-х классов из соседних наслегов. Большинство из них были рано повзрослевшие «дети войны», проявлявшие, как правило, большое усердие в учебе. Такая ученическая среда вполне благоприятствовала внедрению в обучение любого педагогического новшества.

Уже в начальный период своей деятельности Михаил Алексеев верно понял необходимость политехнизации средней школы. Он установил тесные контакты с научными учреждениями, передовыми школами Якутска, а также сельскохозяйственными предприятиями района. В школе возник замечательно оборудованный единственный в районе кабинет физики. В нем был открыт кружок физики, которым руководил сам Михаил Андреевич. Параллельно функционировали кружки мотористов, шоферов, трактористов, киномехаников, фотографов, молодых конструкторов и радиолюбителей.

Именно в 1955-1958 годы в Верхневилюйском районе республике, благодаря творческой инициативе Михаила Алексеева, положено начало многоплановой работе по профессиональной ориентации учащихся.

В 1960 году он вернулся в село Верхневилюйск и начал работать в одной из старейших школ Якутии – Верхневилюйской средней школе имени И.Н.Барахова, открытой еще в 1876 году. Свою деятельность на новом месте М.А.Алексеев начал с создания специализированных кабинетов, в которых функционировали кружки по физике, математике, электротехнике, фотографии, мото- и автоделу. Михаил Андреевич руководил работой трех кружков: автомобильного, электротехнического и физического. В них занималось около 70 учащихся 7-10 классов.

В 1960 году в газете «Правда» появилась статья «Дорогу талантам» академика М.А.Лаврентьева, основателя сибирского отделения АН СССР с центром в Новосибирском Академгородке. В ней патриарх советской науки указал на необходимость привлечения учащихся к науке, технике и изобретению машин в средней школе. По его мнению, высокоодаренные дети после окончания десятилетки, нигде не останавливаясь, должны получать высшее образование и незамедлительно вливаться в ряды творцов отечественной науки и техники. Именно эти люди, способные высказывать новые идеи в фундаментальных областях науки, станут «золотым фондом» страны.

Эти призывы крепко запали в душу Михаила Андреевича, так как они точно совпадали с его собственными стремлениями. И он начал доказывать своим коллегам ограниченность одной только политехнизации в школе, необходимость глубокого изучения учащимися основ науки, выявления каждого одаренного ученика и индивидуальной работы с ним.

Работая в Верхневилюйской школе, М.А.Алексеев терпеливо приучал детей к напряженному умственному труду. Труд юных математиков и физиков приобретал подлинно «каторжный» характер в дни и месяцы перед олимпиадами. В это время дети часто ставили доски в коридоре, в школьном дворе, в интернате, продолжая и там решать наиболее сложные задачи.

Первого своего крупного успеха юные физматовцы Верхневилюйской школы добились в 1962 году на республиканской физико-математической олимпиаде. Тогда шесть учащихся этой школы, оставив  позади себя участников из Якутска, Мирного и Алдана, завоевали все первые места. Результатом напряженных духовных усилий М.А.Алексеева и его сподвижников стало открытие в 1966 году первого специализированного экспериментального физико-математического девятого класса в Верхневилюйской школе. Эта дата считается началом физико-математического образования в Якутии. Такие классы тогда были редкостью не только в Якутии, но и в СССР.

Верхневилюйская средняя школа – вторая экспериментальная педагогическая площадка Михаила Алексеева – привлекла к себе внимание академической науки СССР. Он развенчал прежние представления о косности и инертности северного человека, о его неспособности быстро приобщаться к современному научно-техническому прогрессу.

Также велико было значение этого начального этапа физико-математического образования для развития региональной педагогики. И в других школах Якутии начали открываться физико-математические классы.

Первые физматклассы, Верхневилюйскую физико-математическую школу №2 и Верхневилюйскую республиканскую гимназию окончили больше двух тысяч учащихся. Это внушительный отряд национальной технической интеллигенции Якутии. Более 100 человек защитили кандидатские и докторские диссертации. Физматовцы стали политиками, государственными служащими, руководителями крупных предприятий, экономистами, финансистами, медиками, педагогами… Многие из них испытали на себе влияние неповторимой и могучей личности Михаила Андреевича Алексеева.

Выпускники школы Алексеева практически стопроцентно поступали в самые различные вузы страны: Московский, Ленинградский, Новосибирский Томский, Якутский государственные университеты, Рижский инженеров гражданской авиации, Челябинский электрификаци и механизации, Восточный технологический, Благовещенский медицинский, Свердловский юридический, Тбилисский и Магаданский педагогические институты и др. Трудно сегодня переоценить их вклад в развитие производственных, научных отраслей, в становление современной государственности Якутии, ее социально-экономическое развитие.

Можно выделить четыре основных элемента системы обучения физике Михаила Андреевича Алексеева: гуманно-личностный подход; проблемно-развивающее обучение; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей; педагогика сотрудничества (коллективные способы обучения).

Михаил Андреевич обладал ценным для учителя даром  –  он был глубоким и чутким  психологом. Можно привести много примеров, когда он моментально понимал  внутреннее состояние ученика, был готов помочь, поддержать в трудные моменты жизни.

Благодаря деятельности Михаила Андреевича Алексеева и его единомышленников, Якутия ни на миг не остановилась в растерянности на историческом перепутье. Через полвека мы с удивлением видим актуальность основных направлений деятельности М.А.Алексеева для современных учителей: личностно-ориентированное и проблемное обучение, универсальные учебные действия и компетенции, развивающая образовательная среда и так далее. И снова перед всеми нами поставлена задачи построить инновационную экономику, основанную на творческом применении полученных знаний.

Нас всех – учителей, учеников, жителей республики – объединяет и ведет по жизни незримый подвиг Учителя, его пример стойкости и мужества, неугасающей веры в силу добра, обретение утерянных ценностей, возрождение народа. Его любовь к детям, удивительная доброта и тепло души, скромность и трудолюбие, человеческое достоинство и истинная интеллигентность были и остаются для всех нас высочайшим образцом».

Ученики М.А. Алексеева также пошли по стопам своего великого учителя, став педагогами, среди них д.ф.-м.н., директор республиканского лицея Иван Иванович Шамаев, Виктор Филиппович Потапов, Илья Гаврильевич Кысылбаиков, Олег Егорович Филиппов, Андрей Андреевич Семенов, Николай Иванович Васильев и мн.др. Они создали свои школы, впечатляющими успехами которых сегодня гордится республика.

М.А.Алексеев награждён орденом Ленина, Трудового Красного Знамени, Государственной премией Республики Саха имени А.Кулаковского и единственный в Якутии удостоен высшего педагогического звания нашей страны – народного учителя СССР. По-настоящему вдохновенная самоотверженная деятельность Михаила Андреевича Алексеева подтверждает истинность утверждения, что «Учитель – профессия дальнего действия».

Итак, в чем заключается феномен личности рядового сельского учителя? На этот вопрос до сих пор нет исчерпывающего ответа. Но, вне всякого сомнения, главная составляющая – это бескорыстное служение своему народу. Михаил Андреевич Алексеев – поистине Народный Учитель на все времена.

 

***

Пресс-служба Ил Тумэна

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»