Курс валют
$
92.26
0.33
99.71
0.56
Курс валют
Курс валют
$
92.26
0.33
99.71
0.56
Меню
Поиск по сайту

Минобрнауки: параллельные миры

10.12.2018 20:59 79

“Аартык.ру” продолжает публикацию интервью с руководителями органов исполнительной власти Якутии. 

Минобрнауки: параллельные миры

Образование является одним из ключевых направлений социальной политики государства и касается всех и каждого гражданина РФ. От уровня руководителя данной отрасли зависит, без преувеличения, судьба будущего государства. Каково образование – таково и дальнейшее развитие страны в целом.

Итак, знакомьтесь, собеседник “Аартык.ру”, министр образования и науки Республики Саха Владимир ЕГОРОВ. Судя по официальной биографии, человек образованный, математик, имеет научную степень.

Первый раз министром обрнауки Якутии Владимир Егоров был назначен в декабре 2016 года, сменил на посту Феодосию Габышеву. Во второй раз был утвержден на должности 8 ноября 2018 года, его назначение было одним из последних кадровых решений Айсена Николаева при формировании нового кабмина.

Памятуя о публикации в “Аартык.ру” о том, что министр обрнауки республики постоянно находится в командировках (“Министр образования и науки Якутии… Мираж?”), мы поинтересовались у Владимира Егорова, сколько же все-таки дней можно было его застать на рабочем месте в этом году.

– Та-ак… мне здесь подготовили (смотрит бумаги – прим. авт.), 143…192.

…Да, кажется, 192 дня. Не знаю, правильно или неправильно, но в командировке я был 43 дня. Но вот то, что посчитали в мае (о публикации, где написано, что по состоянию на 28 мая 2018 года, Егоров на рабочем месте находился всего 12 дней – прим. авт.)– явно были неточности, работал я больше, поэтому не может быть такого. Я могу взяться за это дело и посчитать как математик. Я же еще учился…

– Вы еще не закончили учебу?

– Предзащита должна начаться в ноябре, а защита магистерской диссертации по экономике состоится в декабре-январе. Я поступил в магистратуру Высшей школы экономики, когда был ректором Малой Академии наук (форум “Ленский край”прим. авт.). Тогда и не предполагал, что стану министром. Там был набор среди лучших директоров России. Когда я подавал документы, было 40 бюджетных мест. Посчитал, что достаточно много мест и подал документы. В целом было подано документов порядка от 150 человек. Но потом оказалось, что 30 мест уже были заняты победителями различных конкурсов, но я прошел этот конкурс. В октябре была первая сессия, а в декабре назначили меня министром. Кстати, мой друг тоже был назначен министром образования Ульяновской области. Правда, мой коллега выдержал только до марта.

Не стал учиться дальше?

-Нет, уволился с поста министра.

В этом году сколько школ было введено по всей республике?

– В декабре будет всего введено 12 школ и 18 детских садов. 30 объектов должно быть введено, не считая выкупленных зданий.

– Сколько планируется построить школ в следующем году?

-Не могу точно сказать, сколько школ планируется ввести в следующем году, но, по-моему, порядка 7-9 школ (листает бумаги – прим. авт.).

– А в чем причина уменьшения количества?

-Ну если сейчас введено 12 школ, то в следующем году планируется ввести 9. В среднем за год строится порядка 10 школ. Все равно средние показатели держатся. Стараемся сохранить стабильность, вот сейчас работаем с федеральным министерством. В прошлом году на строительство объектов образования из федерального бюджета нам удалось получить больше миллиарда рублей. Но сейчас изменился механизм федерального финансирования. То есть раньше давали по потребности, а сейчас стали распределять равномерно по субъектам: получилось где-то по 300 миллионов рублей.

Но есть такой момент, может, вы не смотрели федеральную статистику, как-то вышла статья в федеральном издании, где говорилось, что на Дальнем Востоке не строятся школы с 2015 года. И в ватсап-группе министров Дальнего Востока стали возмущаться: «Давайте мы напишем в СМИ опровержение»… И стали подсчитывать, сколько построили школ по районам Дальнего Востока. К примеру, в Амурской области за 2015 год введена 1 школа, 1 детский сад и так далее. То есть за период с 2015-2017 гг. некоторые области вводили по 2-3 школы. Мне стало как-то неудобно озвучивать наши цифры, отправил данные в «личку» человеку, который собирал информацию.

То есть в нашей республике очень большое внимание уделяется образованию, вектор задан мощный. Как вы знаете, этот год был особенно тяжелым для бюджета, поэтому мы планируем нашу деятельность очень тщательно, чтобы денежных средств хватало на все, тем более, что растёт средняя заработная плата, следовательно, растет зарплата целевых категорий.

– Раз заговорили о зарплате. По “майскому указу” говорится, что средняя заработная плата учителей не должна быть ниже средней заработной платы региона. У нас сейчас средняя зарплата 67 тыс. руб.?

– Вы правильно говорите, что средняя заработная плата учителей. Просто некоторые говорят, что средняя заработная учителя не должна быть ниже средней заработной платы в регионе.

Допустим, если взять двух учителей, у одного 40 тыс. руб., у другого 80 тыс. руб., получается средняя заработная плата – 60 тыс. руб. У нас есть категория учителей с действительно низкой заработной платой, и это на самом деле проблема. Есть категория учителей, у которых заработная плата высокая. У нас есть школы, где зарплата учителей достигает свыше 100 тыс. руб., а у других – 30 тыс. руб.

– Почему такая разница?

– В законе об образовании зафиксировано, что оплата труда подушевая, то есть подушевое финансирование. Из этого следует, что чем больше школьников, тем выше зарплата.

На этом фоне в городе есть такая проблема – переполненность школ, в классе доходит до 45 учеников, например. И соответственно, зарплата у учителей больше, чем у учителей сельской местности, где мало учеников.

– Поэтому директорам городских школ выгодно набирать больше детей?

– Ну, я бы так не сказал.

– Там же лежит финансовый интерес, не так ли?

– Я бы не сказал, что финансовый интерес превалирует. Потому что на самом деле трудно учить столько детей.

– Качество обучения хромает в любом случае.

– Но у директоров все равно нет такого интереса – набирать столько учеников. Ну, значительного интереса точно нет. Главная проблема, когда в школе совсем мало учеников, тогда учителя получают совсем низкую зарплату. Мы работаем над этим. Во-первых, надо изменить систему оплаты труда, у нас уже есть определенные подходы, но все равно кардинально выровнять ситуацию невозможно, так как финансирование подушевое.

У нас есть малокомплектные школы, где меньше 10 учеников в классе, в таких ситуациях оплата труда идет по другой системе финансирования.

– Сейчас в республике сколько малокомплектных школ?

– Официально, 207 школ. На самом деле, этот список не пересматривался уже довольно давно. Но мы подготовили новый список, там должны учитываться количество детей на учителя, транспортная доступность и другие критерии. Но они в законе об образовании четко не зафиксированы, поэтому вопросы нужно отрегулировать самим внутри республики. У нас с министерством экономики есть некоторые разногласия, над ними мы как раз сейчас работаем.

– Список малокомплектных школ должно утвердить федеральное министерство образования и науки?

– Нет, мы сами внутри республики.

– А вы сейчас работаете над увеличением списка малокомплектных школ, или наоборот?

– Над увеличением. Но это, как всегда, требует дополнительных расходов, поэтому мы должны четко все обосновать и доказать, что данная школа должна входить в список малокомплектных школ.

– На тему городских школ есть одна резонансная тема. Это строительство школы «Айыы кыһата». Как решается вопрос?

– Мы должны обеспечить равные возможности желающим обучаться как на русском, так и на якутском языках. То есть дети 203 микрорайона должны иметь возможность выбрать, на каком языке им обучаться. И это возможно, если сделать единый комплекс вместе с детским садом.

– На сколько мест рассчитана школа?

– Сейчас я не могу точно сказать, примерно одна школа на 550, а другая рассчитана на 230 детей. И если мы объединим в один комплекс, то ребенок может выбрать на каком ему языке обучаться – на якутском или русском языках. Все будет в одной школе.

– А вы сторонник школ со своей концепцией, философией, например, как “Айыы кыһата”?

– Как говорил китайский философ, «пускай цветут 100 цветов». На самом деле должно быть некое разнообразие. Есть такие школы, которых «нормальные» люди вообще не воспримут, где все по-другому. А здесь же, в главную очередь, сохранение якутского языка и культуры. У многих уже дети, даже самых сахаязычных, уже не говорят на родном языке. И для того, чтобы ребенок захотел говорить свободно на якутском, можно создать такую атмосферу. Считаю, что такая школа – хорошая идея. Ведь сейчас в отдаленных районах, где говорят практически только на якутском языке, уже есть русскоязычные дети. Этому способствуют телевидение, гаджеты, интернет… Все это ведет к тому, что люди теряют свой родной язык. Может, это и неизбежный процесс, но все же хочется верить, что это не так.

– В некоторых школах директора имеют по 6-7 заместителей. Как это объяснить?

– Есть фонд оплаты труда, административно-управленческий персонал, он составляет не более 15%, выделяется ФОТ, и в рамках этого ФОТа учреждение может само определять штатные единицы. Можно определить много заместителей – с маленькой зарплатой или наоборот.

– Вряд ли у замов такие уж маленькие зарплаты…

– Вы отчасти правы. Над этим мы тоже работаем, чтобы сократить количество административно-управленческого аппарата. У меня есть такой пример: есть две школы – московская и питерская. У одной моей однокурсницы, которая работает директором Санкт-Петербургской школы, учатся не меньше трех тысяч учеников. У нее заместителей 12-13. А у директоров московских школ, где учатся свыше трех тысяч учеников, у одного 4 заместителя, у другого – 3. Как при таком малом количестве заместителей им удается справляться с работой? Ответ прост: они смогли внедрить хорошую электронную школу, где все процессы автоматизированы. Фактически заместители мало занимаются бумажной работой. Они действительно работают над управленческими делами, а учителя также занимаются тем, чем непосредственно и обязаны – учат детей, а не пишут отчеты.

– А почему у нас не так?

– Скажем так, у нас пока еще нет такого. Хотим к этому прийти. Мы выиграли отбор на федеральную субсидию в рамках национального проекта образования. Там должны создать такую среду, где можно автоматизировать все административные процессы, и вопросы с обучением тоже перевести в «цифру», чтобы могли использовать современные технологии и на управлении, и на оценивании детей – сделать «цифровой след».

– Это же электронные дневники?

– Дневники заполняют учителя, а «цифровой след» – это когда ученик что-то делает на уроке, и это автоматически сохраняется. Скажем, он делает какой-нибудь эксперимент на уроке химии, и то, что он сделает, архивируется. И применяя искусственный интеллект, можно хранить эту информацию, структурировать, и из этой информации делать выводы: ребенок силен в этой сфере или у него есть пробелы. И так далее.

– Как-то опасно звучит. Потом этот «интеллект» выдаст что-нибудь эдакое…

– А вы же пользуетесь соцсетями, в принципе, там уже используется искусственный интеллект.

– Вы о таргетированной рекламе?

– Совершенно верно.

– В якнете пишут, что вы в Малой Академии наук директором назначили своего родственника, что у этого родственника нет педагогического стажа. Это правда?

– Во-первых, он не является мне таким уж кровным родственником, но я с ним действительно хорошо знаком со студенческих времен. Он был студентом биологического института МГУ, я – мехмата МГУ. Я в свое время учил его английскому языку. Это так, похвастаться. Тогда он не знал английского, так как в школе учил французский. И вскоре как успешный студент поступил в Лицкий университет, защитил докторскую диссертацию. Он имеет большой опыт работы как специалист по работе с иностранными коллегами, у него есть хорошие способности, связанные с коммуникациями. И, вообще, он очень эрудированный человек. Помню, еще в институте за ночь вот такие (показывает руками – прим. авт.) стопки книг прочитывал.
Потом он работал помощником Михаила Ефимовича долгое время. А вы знаете, что физико-математический форум “Ленский край” – детище Михаила Ефимовича?

– То есть, эта креатура Михал Ефимыча?

– Можно сказать, что так. Но откровенно говоря, Михаил Ефимович долгое время сомневался в его административных способностях. Но он (о ректоре – прим.авт.) очень талантливый человек и с детьми хорошо ладит, работал в Малой Академии наук – лекции читал, отвечал за внешние связи. Благодаря нашей совместной работе, мы участвовали на конференции по работе с одаренными детьми в Макао, Южной Корее, Сингапуре, Гонконге. Ознакомились, как проводят работу с одаренными детьми. Также он работал на международных интеллектуальных играх, так что, получается, Павлов Василий Климович (ректор) – уникальный. Тем более у нас цели достаточно серьезные, мы же ведь хотим интегрироваться в международное пространство.

– Насчет деления детей на “одаренных” и “неодаренных”. Это, по крайней мере, неэтично, вы так не считаете?

– Очень верно поставили вопрос. В нашей концепции мы говорим, что все дети одаренные. Но они одарены по-разному и в разной степени.

Могу рассказать о человеке, который меня поразил с одной и с другой стороны. Во время студенчества я оказался в больнице, как раз поступил в отделение мехмата МГУ, решил перед учебой пройти операцию по удалению гланд из-за частых ангин. Летом хотел пролечиться, подготовиться к учебе. Там я встретил молодого человека, который из спичек делал искусные и филигранные домики. Разговорился с ним и как человек, который любит играть в разные игры, предложил ему поиграть в “морской бой”, где по буквам и цифрам истребляешь корабли и так далее. Так вот, во время игры понял, что он не понимает, как происходит игра, просто был не в состоянии понять, как найти соответствующие буквы-цифры. Мне даже взгрустнулось. Получается, человек одарен в одном, а в другом – вообще никакой.

Там же мы играли в домино. И был один мужчина, тракторист, который задал вопрос: «А сколько всего цифр домино в сумме?». Я как студент мехмата начал в уме рассчитывать, как он тут же выдает ответ. Во каким оказался простой тракторист из российской глубинки!

Люди одарены в разных направлениях, о которых они, возможно, даже сами не подозревают. Работая в Малой Академии наук, я узнал, что есть такой проект – «Одаренный ребенок», лидером которого был чувашский профессор. Его заметили тогда в Агентстве стратегических инициатив (АСИ). Прочитал про проект в журнале, и как раз в тот момент я был в отпуске, в Москве. Поехал к профессору в Чебоксары, познакомился. Когда обратно ехал, позвонил в АСИ и встретился с их представителем.

Суть проекта заключалась в том, что за развитием каждого ребенка нужно было наблюдать и записывать в специальную тетрадь по 10 направлениям одаренности: художественное, спортивное, математическое и так далее. Еще он собирал данные родителей, узнавал об их способностях. И на основе этого готовил карту одаренности ребенка.

– А где тогда развиваться, скажем, ребенку, который силен только в «спичечных домиках», так сказать?

– На самом деле, этот проект мы включили в работу в свыше 100 школах. Я как руководитель Малой Академии наук взялся за эту идею и попытался выявить у всех детей нашей республики природные задатки, чтобы дать возможность их проявить. Сначала выявляли их одаренность в том или ином направлении и занимались по конкретным направлениям.

– Это во всех детских садах было или в определенных?

– Мы никого не заставляем, детсады сами решают. То есть у них появляется инструмент для того, чтобы выявлять задатки детей и дальше их развивать. У нас внедрили этот проект порядка 200 детсадов.

– Но не все дети проявляют свой талант в раннем возрасте.

– Вы правы. Даже не в раннем детском возрасте, но и в подростковом могут не определиться. У меня есть яркий пример этому. Мои три дочери увлекаются шахматами, и я с ними ездил на соревнования. Во время поездок я развлекал детей, как математик задавал детям задачки на логику. И кому это было интересно, включались в игру. Одному мальчику было совершенно не интересно. Но потом я его встретил, когда ему было лет 15, он был совсем другой – у него был интерес ко всему.

Оказывается, в течение жизни дети могут очень сильно меняться, даже в одном и том же направлении у него может и не быть склонности, но потом раз и появляются. Этому может способствовать учитель или книжка, к примеру. Я увлекся математикой и физикой еще в детстве, когда был в пионерском лагере. В библиотеке нашел книжку по физике, где в занимательной форме были описаны разные законы физики, опыты. Например, «Как заставить иголку плавать», и я все пытался их повторить и таким образом увлекся точными науками. То есть ребенку нужен один небольшой толчок.

Вы, наверное, думаете, что в “Ленском крае” только одаренные дети учатся?

– Да нет, почему же. За деньги же отправляют весь класс.

– Да, но там есть разные педагоги, и интересная лекция может стать стимулом для дальнейшего развития ребенка.

– Насчет Международной арктической школы (МАШ). Что это за мутный проект?

– На самом деле, идея МАШ – это некий симбиоз. Вы знаете про Арктическую школу? Там учатся ребята из северных районов. Изначально была идея создать такую же школу, собрать наших ребят, ребят из арктических районов, других стран. Раз так, то должно быть международное составляющее. В конце остановились на международном бакалавриате. Многие думают, что бакалавриат – это студенты. На самом деле, есть такое понятие «Международный бакалавриат- IB». Это такая система, принятая во многих странах, связанная с исследовательской и творческой деятельностью, языками и индивидуальным учебным планом. И ребята, которые учатся по этой программе, получают диплом международного бакалавриата, этот диплом во многих странах котируется достаточно высоко.

– Знаю, что программа международного бакалавриата – частная разработка и стоит она недешево. Кто будет оплачивать за обучение детей в МАШ?

– У нас предполагается, что это будет на государственной основе – государство будет платить. Но возможно привлечение частных инвесторов, которые смогут какую-то часть брать на себя. В России очень много крупных бизнесменов строят школы, например, Грудинин, Греф… Также школу Летова построил один из олигархов.

– У нас в республике нет олигархов, поэтому как-то сомнительно все это звучит. А кто там будет учиться?

– Дети, которым это будет интересно, которые хотят обучаться иностранным языкам.

– Отбор будет?

– Да, определенный отбор будет. Сейчас пока не могу сказать, что система отбора уже есть. Сейчас мы работаем над тем, чтобы появился интерес к такому образованию.

– В итоге получится элитная школа, оплату которой будет вносить бюджет?

– Ну, если вы возьмете любую хорошую школу, то будет фактически так же.

– Если в названии школы звучит “арктическая”, то там будут учиться дети из арктических улусов?

– Детей арктических улусов мы будем привлекать, чтобы они тоже могли иметь возможность туда поступить.

Сейчас есть такой проект как «Школы – партнеры МАШ», и больше 40 школ вступили в этот проект. Тут не обязательно, что будут обучаться только учащиеся из арктических школ. Могут учиться дети и из других улусов. Например, из Усть-Алданского улуса… Сейчас не могу сказать точный список, но могу сказать, что это те школы, которые заинтересованы в международном образовании.

– То есть какой-то процент детей будет учиться по отбору, остальные – от школ-партнёров?

– Как раз от школ-партнёров дети и поступят, так как у них есть определенная мотивация, заинтересованность.

– Была информация, что все дети, к примеру, из села Андрюшкино будут учиться в МАШ.

– Правильно, так и должно быть, что они стремятся туда попасть.

– Так если всех детей из Андрюшкино привезут в МАШ, местная школа закроется ведь. Если не будет школы – не будет села.

– В этой школе (МАШ) всего 220 мест, скорее всего, половина из них будут городские дети. Поэтому если поделить оставшиеся места на 36 улусов, в среднем получится по 6 человек с районов.

– А кто будет преподавать в МАШе? У нас есть такие специалисты, которые могут преподавать на английском языке?

– Мы работаем над этим.

– То есть, это будет как бы частная (так как программа обучения принадлежит частным иностранным компаниям) элитная школа, за обучение в которой будет платить республиканский бюджет и, возможно, в последующем там будут учиться дети определённого круга?

– Какого круга?

– Тех, у кого есть деньги и связи. Ну, допустим, поступит какой-то процент одаренных детей по отбору, а потом все постепенно превратится в такую школу для детей тойоната.

– А республиканский лицей в такой превратился? Вот он как раз является элитной школой.

– Не путайте одно с другим. Раз затронули РЛ, есть мнение определенных родителей, которые считают, что в нынешнем мире глобализации помещать детей в искусственно созданные тепличные условия – создание только сахаязычной среды в школах – приводит к тому, что выпускники этих школ в последующем очень сложно переносят адаптацию среди мультикультурных сообществ.

– Я сам работал в РЛ, и у меня много учеников, которые поступили в ведущие вузы страны, успешно их закончили и работают здесь. Но, с одной стороны, я не отрицаю, что может быть такая проблема. Когда я учился в МГУ, было много якутов-студентов, и они все закончили учебу. И надо заметить, они все были выходцами из глубинок.

– Это было в ваше, в наше советское время. Это были выпускники советской системы образования. А сейчас совершенно другое время, программа обучения другая, и дети уже другие. Вернемся к вопросу МАШ, учащиеся этой школы будут жить в интернате?

– Да.

– Ясно. Насчет отдыха детей. Лагерь на Табагинском мысе будет строить частная московская фирма?

– Это будет Центр отдыха и оздоровления детей «Полярная звезда» и будет строиться на условиях концессионного соглашения. То есть эта фирма построит лагерь, а республика будет потихоньку выкупать у них и постепенно выкупит полностью.

– Почему именно московская, а не местная фирма будет строить?

– Так они строят за свои деньги.

– Наши не могут?

– Так вы сами говорите, что у нас нет олигархов в республике.

– У нас в республике ГЧП процветает.

– Были бы олигархи, построили бы. И кстати говоря, они (московская фирма – прим. авт.) имеют опыт в строительстве таких центров, они называются «Национальным оператором отдыха – РОСКАМП», специализируются на такой деятельности, то есть они сделают качественный проверенный продукт и за счет своего опыта могут сделать его намного дешевле, чем наши компании.

– Если это круглогодичный центр, там же будет дистанционное обучение?

– К примеру, если дети круглогодично будут приезжать на отдых и будут находиться в длительное время, скажем, 21 день, то им, наверное, желательно не отрываться от некоторых предметов, поэтому они могут держать связь дистанционно со своей школой.

– Дистанционное обучение все равно же будет сказываться на качестве образования?

– Конечно, и неизвестно в какую сторону. Может, даже в лучшую сторону.

– Насчет городских школ, пошла такая тенденция, что все образование пошло на откуп репетиторам.

– Что мы там написали (смотрит бумаги –прим. авт.)…

– В селах как таковых репетиторов нет, но дети худо-бедно да сдают ЕГЭ. А в городских школах необходим репетитор, так как в классах по 40-45 учеников. Получается, за качество образования в школах отвечают репетиторы?

– Смотря какие репетиторы.

– Сформулируем по-другому, качество образования зависит от уровня репетитора?

– К сожалению, здесь я не смогу на 100 процентов возразить, это всем известная проблема. С причинами, которые порождают эту проблему, мы боремся. Это все происходит, действительно, от переполненности школ. Вот поэтому мы и строим школы. Например, в этом году вводятся 6, 25, 35 школы, также пристрой 33 школы. И немного все разгрузится. Вчера разговаривали о строительстве большой школы в 68 квартале, например.

Будучи мэром, Айсен Сергеевич за этот вопрос взялся очень серьезно и на условиях государственно-частного партнерства у нас теперь построено 12 объектов образования. То есть в этом плане мы боремся с этой проблемой, хотим, чтобы дети учились все в одну смену, а во второй смене занимались бы в кружках дополнительного образования.

– В каком году это будет возможно?

– Надеюсь, что в 2024 году мы эту проблему сможем решить, так как “Национальный проект образования” рассчитан до 2024 года.

***

Туйаара НУТЧИНА,

Aartyk.Ru

Фото Св.Егоровой. 

***

P.S. Представители министра назначили время встречи сначала в 17.00, потом перенесли на 21.00 часов. Хотели показать, что министр обрнауки – человек занятый, работает допоздна или хотели, чтобы журналисты сами отказались от столь позднего часа?

Как правило, когда назначается интервью, встреча проходит тет-а-тет, на худой конец, в присутствии одного пресс-секретаря. Но Егоров удивил обилием своей свиты. Во время интервью присутствовали, кроме пресс-секретаря, неизвестный нам молодой человек и сильно активная громкоголосая женщина. Два-три раза заходили посетители, цокая каблуками.

Активная женщина была чрезмерно причастной, во время записи интервью бесцеремонно влезала в разговор с министром, отвечая за министра. 

Во время интервью министр раза два прерывал беседу и подолгу разговаривал по телефону, выясняя рабочие моменты. Еще один неожиданный  момент: оказывается, министр обрнауки не говорит по-якутски.

До встречи с министром, пресс-служба минобрнауки попросила заранее предоставить вопросы интервью, что мы и сделали. Ответы, предварительно напечатанные на бумаге, положили Егорову на стол перед интервью. Ответы были напечатаны таким мелким шрифтом, что министру было сложно 
прочесть, из-за этого он подолгу всматривался в бумаги, пытаясь выудить из нее какую-либо информацию.

В целом у нас создалось впечатление, что мы говорим с министром на разных языках, сосуществуем с ним в параллельных мирах. Он про высокое, аморфное и научное, а мы про земное, житейское и осязаемое.

Обсуждение • 79

Добавить комментарий
  1. Острый вопрос

    Абсолютно правильно. Министр Егоров вообще ниочем. Он может быть хороший преподаватель но никак даже не руководитель школы и тем более министр. Нужно доверить такую ключевую отрасль как образование такому человеку которому не чужды житейские, человеческие, реальные проблемы, а не тому кто живёт в параллельном мире и занимается хитросплетениями. Работа министра образования это впервую очередь не научные теоремы, формулы, а понимание и решение насушных, злободневных вопросов, которые должны обеспечить системное развитие образования, т.е. качество и уровень жизни Республики на десятилетия вперёд.

    • Математик

      Систему образования за 2 года не улучшишь. Большое видится из далека. Сразу видно, что у Аартык предвзятое отношение к министру Егорову В.А. Не мешайте человеку работать. Такого умного, интеллигентного, порядочного министра больше не найдёте.

  2. Нон сенс

    Да… Страшно за образование, заместители министра, что Тихонов, что Любимова явно не блещут ни компетентностью, ни харизмой… Один апломб на пустом месте… Никакие… После таких ярких личностей как Михайлова, Габышева прорыва в ключевой сфере не ожидается… (((

    • Мама

      А что у нас при Михайловой и Габышевой был какой-то прорыв в образовании?

  3. Студент

    Возможно, большая кадровая ошибка Айсена Николаева.

  4. Саха Уола

    Учугэй киhи
    анаардас биир сэhэргэhии кэнниттэн итинник тумук онорбот ойдоох киhи
    анализтаан корун
    сыпралары корону, тух уранах ылыммытын, туох тупсубутун, туох молтообутун
    анаардас куhа5аны корду эмир сатаммат бо
    сахсырга асах эра кордуур. Тигээйи барахсан сэбэкии эрэ кордуур

  5. Анастасия

    Очень интересное, многогранное интервью, открытое, как будто он передомной сидит и рассказывает. Журналист такой хороший. Так написала, открыто.
    А Егоров считаю очень грамотный специалист, мы хоть и в Москве живем, но мои родители учителя и живут в Моме. Он был там в прошлом году. Были в восторге, такой скромный, без свиты, сам, езде побывал, пообщался с учителями, даже когда вошел в музей часы пошли, которые не работали много лет
    Так все четко и ясно, как математик разложил законы, все обьяснил, а как с детьми работает общается – мама в восторге
    А я лично его видела в ММСО, как он был спикером на равне с гендиректором Яндекс, ректорам на одном уровне с ними. Я подошла, представилась, поговорили на прекрасном родном якутском языке. Учугэйдик сахалыы санарар – дии санаабытым. Скромным показался, очень интеллигентным. Я была горда, конечно еще под мамины впечталениями

  6. Бывший студент

    Анастасия вы наверное глубоко заблуждаетесь. Я проживаю в Ленинградской области. Вместе с тем, поддерживаю постоянную связь с работниками образования Якутии. Обсуждаем проблемные вопросы. Считаю Егорова В.А. хорошим преподавателем, но не компетентным руководителем на уровне министра. Ему бы преподавателем в школе или вузе работать. Тогда больше пользы бы принес. Это мое оценочное суждение.

    • Наблюдатель

      Бывший студент, откуда вы знаете какую пользу может принести министр, если вы проживаете в Ленинградской области?

  7. Читатель

    Быть министром образования и не знать сколько школ будет построено… Это просто убило нас! Случайные люди портят имидж власти!

  8. Читателю

    Да. Не знать сколько школ вводится это позор. Вообще, министерство образования стала через чур заниматься бюрократией. По мельчайшим вопросам бегают по согласованиям не один день. Ещё интересно что министр приводит в пример грудинина. Егоров же был до недавних пор любимчиком БЕА и его ставленником. Однозначно, большая кадровая ошибка.

  9. Просто мужчина

    Мдаа, похоже тут негативно комментируют бывшие сотрудники системы образования, которые не попали в команду Егорова.

  10. Друг

    Как это Егоров не знает якутский язык? Смешно даже читать интервью. Любят журналисты искажать факты. Он трудоголик, действительно, до поздна работает и без выходных.

    • Да ты че?

      Если человек долго пыхтит на работе, это не значит, что он эффективен.
      Импотент может всю ночь тужиться, но так и не удовлетворить женщину )))

  11. Как то неприлично

    Из интервью видно что человек про себя высокого мнения, то у него друзья где-то чиновники, то он чуть ли не лучший директор страны.

  12. простой учитель

    не выполняется требование ФЗ об обучении школьников в одну смену ,а он не знает сколько школ будет построено, государство в лице министра не обеспечивает конституционное право детей республики на гарантированное качественное обучение в школе,в школах из-за перегрузки площадей не хватает свежего воздуха,дети часто болеют,антисанитария, репетиторы дерут деньги с 1 класса,бедный учитель не силах ужелить внимание когда в классе более 40 учеников,просто издевательсто и унижение учителей и учеников,зато находят средства на создание элитных школ,как будто там все будет доступно простым семьям и это все объясняют якобы поиском одаренных детей, москвичи построят,потом будут ежегодно уводить деньги из бюджета минобранауки,а все услуги в этом центре будут платные

  13. стыдно

    а ему самому не стыдно не знать даже сколько школ строится и вводится, сколько получают учителя.

  14. знающий

    Говорят Габышева раньше финансировала Аартык, а Егоров прекратил их кормить. Вот почему Аартык так “любит” министра Егорова.

    • Знающему

      Ерунду не пишите! Аартык самый обьективный сайт. Не прикрывайте откровенно своего слабого босса.

      • знающий

        ну да конечно. Одни кривотолки пишет Аартык

        • Знающему

          Ой не смешите меня, раз кого-то задели, то сразу “кривотолки”))). Работать надо нормально и знать свою отрасль, которым руководишь. А то не знать сколько школ вводят в республике это уж слишком. Почему при БЕА 1,5 млрд выделяли, а при НАС только 300 млн это тоже его касается. Значит министр не смог пролоббировать. Видите ли ему стало стыдно, из-за того, что много школ строится в Якутии(.

  15. Мда

    Министр образования не знает свой родной язык. И даже не понимает.

  16. 123

    Как то не прилично, Не завидуйте человеку. Егоров – человек высокого уровня. Он выпускник физмат школы при МГУ, мехмат МГУ. Конечно его одноклассники, однокурсники федерального уровня.

    • Мария

      Ну и сидел бы в своей академии. Видно что уровень его как руководителя никчемный, пусть 100 дипломов имей, но это не дает гарантии что он будет хорошим руководителем.

  17. 1

    Полностью согласен с “Другом”. Егоров молодец, что не испугался “Аартыка”. Другие все побоялись бы дать интервью “Аартыку”. Да, действительно, он каждый день допоздна работает. И это не всегда от него, наверное, зависит. Сахалыы Егоров үчүгэйдик саҥарарын дьон бары билэр. Да, соҕуруу куораттарга улааппыт киһиэхэ интервьюну сахалыы биэрэрэ, баҕар, уустук соҕус буолуо.

  18. Светлана

    Мне статья понравилась. Министр представлен нетривиальным, умным, интересным человеком, в корне отличающимся от большинства чиновников. Это не Габышева, которая двух слов связать не могла. Или Михайлова, которая напоминала училку, гоняющую школьников, опоздавших на занятия. Других министров и не упомню.

  19. Хэх

    Люди, вы само интервью прочитайте внимательно. Оччень много интересного. Автору респект!

  20. знающему

    Не трогайте Феодосию Васильевну и старую команду! может быть сейчас в министерстве все ученые, люди высокого уровня, жили в питере москве, но ясно же что министр не справляется со своей работой. правильно сказано что допоздна сидеть на работе это не означает что эффективно, это может означать что человек не умеет распределять время, неопытен.

    • 9

      Интересно, как вы определили, что человек не справляется со своей работой? Всякую чушь пишите, лишь бы написать один негатив.

  21. Родитель

    Я точно знаю что он -трудолюбивый, культурный, интеллигентный человек.

  22. 123

    Кажется он хороший преподаватель математик учёный. Дайте ему поработать учителем преподавателем. Больше пользы от него будет. Кадровая ошибка.

  23. Раз

    Сильно активная женщина , отвечающая за министра , кто она ? Похожа на его жену . Говорят именно она руководит им , соответственно образованием и наукой Республики . Если так , хотелось бы подробнее узнать о ней .

  24. Да уж

    Хороший, интеллигентный человек – это не профессия! Систему образования должен возглавлять человек с множеством профессиональных компетенций, и естественно, наилучших человеческих качеств. Недостатки Егорова по профкомпетенциям: отсутствие серьезного управленческого опыта, низкие административные навыки ( сколько будет построено школ не знает, плохо лоббирует интересы республики…). Отсутствие финансово-экономических знаний, которые пытается получить, обучаясь в магистратуре Вышки, как ни странно, не оформляя соответствующий отпуск, а находясь в командировке за госсчет и получая зарплату исходя из среднемесячного заработка. Небольшое, но нарушение.
    По человеческим качествам: немного хвастлив, ну и конечно, большим разочарованием является незнание министром образования национального субъекта РФ родного якутского языка.

    • горожанин

      Ваши доводы о недостатках без основания. Не всякий министр имеет образование Высшей школы экономики. У Егорова потенциал огромный. Он отличный управленец и человеческие качества хорошие. Так что и не старайтесь его очернить, он надолго пришел в систему образования.

      • Да уж

        Я и не пытался очернить, лишь констатировал факты. А вот Вы не аргументируете, пытаясь защищать. Кандидатура просто «хорошего» человека в период распределения средств по нацпроекту не удачное управленческое решение лица, назначившего его.

  25. Рена

    МАШ это проект ведь Габышевой.

    • МАШ

      Да, МАШ это детище Габышевой. Но ее теперь дальше продвигает министр Егоров В.А. А мог бы и свернуть этот проект.

  26. Молодые

    Егоров слишком старый, 1966 г.р., больше 50 лет, поэтому возможно не справляется с работой. Молодой мицнистр допоздна не сидел бы. Ему точно надо преподавателем работать.

    • молодому

      Молодой, ты что ли хочешь быть министром образования? А детей ты родил, воспитал, имеешь жизненный опыт? Мээнэ мээнэ ону маны суруйуман эрэ, тугу да суруйаргыт суох буолан аны кырдьагас диэн эрэгит дуу.

  27. 1234

    Мне кажется, что министерство несет ответственность за слишком широкий круг вопросов. Это и наука, и ВУЗы, и СПО, и общее образование, и дошкольники, и допобразование. Я бы вместо Ил Дархана науку и ВУЗы отдал бы ЯНЦ и АН РС(Я), СПО – создал бы отдельный департамент или министерство, общее образование, дошколят и допобразование пусть останутся в минобре. Тогда и спрос бы с них был бы по-серьезнее… Согласитесь – один человек физически не сможет без “помощников” дать хорошее интервью по всем вопросам.

  28. 123

    Не знаю про человеческие качества но кажется этот ваш министр хитроватый. И наверно хорошие управленцы работают больше 12 дней в году)))

  29. 555

    Не знаю, кажется, наверно – что за комменты. Раз не знаете, чего тогда пишите. Тролли что ли?

  30. Паша

    Интервью, конечно, больше напоминает допрос с пристрастием. И вопросы, и, главное, их интерпретация Т. Нутчиной вызывают ассоциацию с разбором поведения нерадивого двоечника в директорской. Уж, действительно, не габышевская ли команда за ее спиной? Прямо даже местами сквозь, якобы, журналистские перлы, слышу недовольный окрик Феодосии Васильевны. Невольно начинаешь верить про финансирование Габышевой Аартык.ру. Уж больно как-то злобно и необъективно пишет все-время сей портал про Егорова.

  31. Чиновник

    Женщина отвечающая за министра во время интерью,его главная помощница,Надежда Егоровна,она все сейчас решает в минобрнауки,его жене до нее далеко,бывшая комсомолка круче

  32. Сиппиир

    Аартыктар уопсайынан желтай пресса буолан буппуттэр. Барыта сымыйанан дьону хараарда сатаан суруйаллар эбит. Ол иьин дьон мээнэ аахайбат эбит кинилэри.

  33. Странно

    Прочитал внимательно до конца и поразился ,оказывается человек просто зачитал написанные кем-то ответы на данные заранее вопросы . При этом его коррегировала какая-то сильно активная женщина . Создается ощущение действительно какого-то Фейка , Миража , а не реального руководителя . Такое впечатление , что Егоров вообще неподходящий для такого ответственного поста.

  34. 1234

    Так егоров останется худшим министром образования в истории якутии, уж лучше бы спокойно преподавал математику

  35. Мда, кадры...ужас!

    У Ил Дархана слабых звеньев немало в кадровой политике: почти без базового образования Высоких, которая пишет “лол иди в а..л”. Айтишник, который не разбирается в просторах связи, теоретик борисова в сети здоровья барахтается. Теперь еще и этот, который не понимает свою задачу. Быть министром – это очень ответственно, опыт и харизма нужны. Без харизмы никак нельзя сидеть на министерское кресло! Слабое звено ИД! В минобре собрались далеко непрофессионалы! Жалко учителей!

  36. Байбал

    А почему этот лагерь должны строить москвичи?? Своих строителей нет? Очередной распил бюджета. В ответах Егоров сам себе противоречит. Ничего умного я там не увидел.

  37. Рио

    Чел реально инопланетянин😳. С параллельного мира – точно подметили. А МАШ это действительно не наш, полюбак детки, внуки тойонов будут за бюджетные деньги будут грызть гранит науки.

  38. Нет дыма без огня

    Видно по комментариям что накипело у педагогической общественности недовольство министром. Есть повод задуматься об увольнении никудышного министра. Это настоящий позор министру который даже не знает сколько школ строится.

  39. Смешно

    С комментариями все ясно. Негатив пишут аутсайдеры, которые не попали в команду Ил Дархана.

  40. Педагог

    Караван идет, собаки лают. Успехов вам Владимир Анатольевич! Вы самый лучший и достойный министр!

  41. Тит

    Пусть со слов министра Павлов и гений, но категорически против, чтобы школы возглавляли люди без большого педагогического стажа и опыта воспитания собственных детей. Против, чтобы никогда неженатые, холостые мужчины, женщины учили и воспитывали детей. Почему, раз такие умные и доктора наук, не идут в ВУЗы, не двигают большую науку, а магнитом их тянет в школы и лагеря?! Как хотите, мне это не нравится, я не согласен. Надо проходить медицинскую, психиатрическую комиссию, чтобы стать руководителем таких серьезных воспитательных учреждений.

    • Хэх

      А почему этот ректор до сих пор не женат? С ориентацией у него все в порядке или…

  42. Есть с кем сравнивать

    Интервьюер непрофессионален. Абсолютно не разбирается в современных тенденциях развития образования, которые ей безуспешно хотел осветить интервьюируемый. Субъективность, оценочность,откровенная недоброжелательность г-жи Нутчиной сразу вызывает
    неприятие ее опуса, называемого интервью. Аартык всегда славился своей желтизной и отсутствием культуры. Послесловие Нутчиной еще раз раскрывает подоплеку и истинную цель опубликованного материала. Что же касается В.А.Егорова… Возьмем только одно ключевое направление. Согласитесь, до него в работе с одаренными детьми упор делался главным образом на юных интеллектуалов.
    Он же стремится сделать систему подлинно развивающей всех детей: и тех, у кого умные головы, и тех, у кого умные руки, и тех, кто одарен художественно- творчески и т.д. И Якутии, согласитесь, удалось преуспеть в этом. Министр прекрасно образован, культурен, интеллигентен, деликатен, и эти качества лежат в основе его управленческой культуры. К сожалению, кое кто (кого Солженицын назвал когда-то “образованцами”) не привык и не восприниает такой стиль. Конечно, хотелось бы, чтобы многие управленческие вопросы решались оперативнее, решительнее, не “футболились” между отделами и каждый специалист чувствовал себя членом команды, забыв слова: этого нет в моем должностном регламенте и т.д.

    • Мда

      Не надо валить с больной головы на здоровую. Вопросы простые, мог бы нормально ответить, а не сидеть мямлить. Человек не владеет ситуацией. Я бы так оценил это интервью.

  43. Удивляет

    А что это он то читает заготовленный текст, то слушает жену или помощницу? Своей головой ничего не решает? Интересный кадр

  44. Егорову

    А сам то он что считает? После такого провала надеемся
    что Егоров призадумается и опять напишет заявление об увольнении. Ему это не впервой. В арктических улусах математиков как раз не хватает. Если он и вправду болеет за наших арктических одаренных детей.

  45. Мда

    Хорошо его знаю. Человек с ввиду интеллигентный, хороший преподаватель, но соглашусь что руководитель из него никакой.

  46. Тереппут

    В том, что в городе уровень образование зависит от уровня репетиторов – это в глаз, а не в бровь! Учителям, где в классе по 40-45 детей не до обучения. Кое-как успевают пройти материал и задать домашки. Родители, кто имеет деньги нанимают репетиторов, хоть как-то обучить своих детей. А у кого денег нет, что им делать?! Уйти с работы?! Министр, что самое страшное, он не понимает само содержание системы образования, где-то витает. В скором времени норуота уерэ5э суох хаалыа, уерэ5э суох киьини ким ба5арар кэлэн тэпсиэ5э. Вот этого он не понимает!(((.

  47. Тереппут

    Кини системно керуехтээх, норуот дьыл5атын ейдеен туран, а не поддерживать проекты, которые предназначены для увода бюджетных денег.

  48. заметил

    Заметьте в сайте самые популярные и обсуждаемые темы как раз таки про руководство минобра, то скандал в сельской школе, то сам министр. Чел реально не популярен у населения, ребята ему пора собирать чемоданы и поскорее.

  49. Сайаҕас

    Арай интервью биэрбэтэ5э буоллар өссө күүскэ үөҕүллүө эбитэ буолуо дуу. Журналист недоброжелательный, пришла завалить, сразу чувствуется. Если нашли какие то недочеты работе, то ошибки допускают те, кто работают.

  50. Минсаха

    Аартыктарга то5о киирэн биэрэн, интервью биэрээхтээбитэй? Аартык имиджын билбэккэ дылы. Буллахтарына була туруохтара. Толстыхпытын то5о суруйбаттарый, чуолкайдаан.

  51. Доброжелателю

    Причем тут великий Чехов и нанотехнологии ? Так называемый министр элементарно зачитал с бумажки готовые ответы , подготовленные кем -то другим на заранее заданные вопросы . Да еще помощница за него отвечала . Он сам разве не может ответить ? И ранее отмечали , что избегает ответственности , чуть что он в сторону . Как бы есть руководитель , а фактически его нет. Что – то не по помним , чтобы такие были руководители .

  52. читатель

    Почему то многим назначаемым чиновникам кажется, что должность министра это “почетное звание”, успех к которому приходит сама собой! Тот кто не способен понять проблемы самые первые звенья системы (в данном случае проблемы сельских школ) не способен управлять ею! А этот Егоров витает в облаках, кичась своим МГУ-шным дипломом! Ему значит не место.

  53. Скатертью дорога

    Чем дальше тем хуже. Неужто не понимает егоров. Такого непопулярного министра республика ещё не знала.

  54. Тотктопротивкумовства

    Тролли и хейтеры во славу потрудились. Можно даже их поблагодорить. Антиреклама тоже реклама. А тем временем человек реально работает.

  55. Мин сахабын

    Син биир биллэр ким ыт курдук урэ олороро, энин араас ааттарынан кубулуйа кубулуйа. Киьи барыта тойон-хотун буолбат, тойону отунан маьынан онорботтор. Министерствога сатаан улэлээбэккэ ууруллубут дьон истерикалаан бутун. Баран улэ кердееннут улэлээн. Кэмниэ кэнэгэс улэьит, ейдеех киьи ханна да улэлээбитин иьин куруук бочуокка сылдьар. Танара син биир керен олорор, онон мээнэ улаханнык санарыман.

  56. 5636

    Сахалыы бэккэ билэр. Хайдах буолаҕыт?

  57. сайаҕас

    Наоборот, интервьюга харчы көрдүүллэр, министр биэрбэтэҕэ буолуо ол иһин итинник ыстатыйа тахсар, Үйэ сурунаал эмиэ харчыга хайҕаан таһаарар дии, өл да төрөө тэрилтэ үлэһиттэрэ бары харчы муһан биэрэллэр, бу салайааччы хармааныгар төһөтө барарын ким билээхтиэй. Онтон министр хайдах үлэлиирэ аҥардас интервьюттан быһаарыллыбат буо. Боппуруостар биир эрэ күнүнэн быһаарыллыбаттар, элбэх сыра наада, хайа уонна саха норуотун интэриэһин өйдөөх, аныгылыы санаалаах, көрүҥнээх киһи улуу норуоппут бэрэстэбиитэллэрин кытта бииргэ кэпсэтэрэ , билиитэ, барыта сыаналанар буо. Бүгүммүтүттэн букатын уларыйбакка буомуран хааларбыт, харыс да халбырыйбакка халтай тэбинэн олордохпутуна оҕолор тэҥҥэ хаамсаллара уурайар дии. Дьиҥинэн саха оҕото барыта талааннаах, бары да онно күүс көмө буолан сайдыахтаахпыт ол биир хаһыат ыстатыйатынан муҥурдаммакка. Давайте жить дружно.

  58. йцукгн

    при назначении министров почему не смотрят опыт на руководящей должности. это ведь самое главное. простого преподавателя, пусть и хорошего, поставили руководить вот и итог.

  59. Учительница

    Люди и чиновники хватить спорить! Идите работайте уже! Сколько можно-то! Год заканчивается! Учителя учите детей, сдавайте отчеты, пишите грамоты отличникам, хорошистам, чиновники от министерства займитесь, в конце-концов, своими прямыми обязанностями – отписками, переписками, записками. Или тролить уже входит в ваши функциональные обязанности?

  60. Саха уола

    Мин саатабын эрэлэ суох сахалартан, куруук “ытыыр-сонуур” идэлээхтэртэн. Сымыйаны таргатар сахага угэс буолбутуттан, хобу- сиби сэргээн истэн дьоллонор дьонноохпуттан. Саатабын сана уйэгэ саха саханы сиэьэриттэн, бас-кес дьоммутун киргэ- хахха тэпсэ сатааьынтан. Саатабын санаабыт сарбылларыттан, наар бэлэми кэтэьэр куех кеппелертен, солута суох барыны-барытын сиилээьинтэн, суолтута суох куолулааьын дэлэйбититтэн.

  61. Титу

    По поводу спец комиссии. Павлов бы его не прошел. Еще в годы работы МВС заместителем Мигалкина он многих шокировал своим неадекватным истеричным поведением. Это было лет двадцать назад. Вы думаете, за это время его неврозы рассосались?

  62. Сэрэнэн сэрбэнэн

    Наhаалааhын тахсыбыт. Сахалыы сангарар киhини сангарбат диэбиттэр. Бэлэм суругу аахпыт курдук кердербуттэр. Далай акаары, киhиргэс курдук ойуулаабыттар. Бу наhаалааhын.

    Бу журналист суруйар талаана сурэ бэрт буолан кими ба5ар хайдах ба5ар суруйар кыахтаах эбит. Киhи итэ5эйбэт суруйааччыта буола кыа5ырбыт. Бу талаана сэттээх буолуон сеп.

    Урдук сололоохтору бары уехсэбит. Ол гынан баран хаhыакка оруннаах эрэ кириитикэ суруллуохтаах. Бэйэ бодону туттунуохха. Урдук сололоохторбутун талбыппытынан уларыта сылдьан кэнэ5эскигэ дьону, журналистары суеhу курдук уурэ сылдьар тойотторго тиксиэхпит. Москва ону уерэ-кете тэрийиэ5э.

    Министр улэтигэр туох сыыhа дьаhаллары ылынна, то5о ол сыыhаный диэн суруллуохтаах. Кэлэ5эйдиир эбит, ейдеех кемелеhееччулэрдээх, улэтэ элбэх буолан миигин аахыйбата диэн дьуегэлиилэр бэйэ-бэйэлэрин кытта кэпсэтэр таhымнара.

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»