В эпоху возвышения монголов и во время становления русского самодержавия родилась идеология, что сильная и уверенная в себе верховная власть является основой государства. ЧИНГИСХАН и его преемники завоевали почти весь тогдашний известный и интересный им мир, а русские цари и российские императоры расширили границы своего государства от Балтики и Крыма до Америки, от Ледовитого океана до Гималаев.
Выдающийся русский философ Иван ИЛЬИН, как бы суммируя эти концепции, пришел к выводу, что основа государства – народ, территория и власть.
Народ и власть
Территория у нас есть: Республика Саха (Якутия) – самый крупный не только в России, но и во всем мире регион (провинция), площадь – 3.083.523 км². На втором месте – Квебек (Канада) с площадью 1.667.441 км².
Тема народа и власти – очень сложная, многогранная и крайне дискуссионная, тут нет и не может быть тождества точек зрения, у каждого – свой взгляд и свои доводы.
Тем не менее, можно признать, что сила народа и власти – в единстве, если народ принимает свою власть, а власть воспринимает народ как инструмент своих устремлений – от геополитических, если речь идет о державах, до задач достижения экономического процветания, как это было в ряде государств во второй половине ХХ века.
Могут возразить, что для народа быть инструментом власти – незавидная участь. Есть красивый и броский лозунг «Не народ для власти, а власть – для народа» и пр.
Но история показывает, что от самых первых цивилизаций до нашего времени власти формулировали цели, а народы либо более-менее успешно решали эти задачи, либо проваливались. Цели эти были самыми разными – например, утверждение Pax Romana (доминирование Римской империи), сейчас такую же доктрину Pax Americana (глобальная гегемония «американской демократии») пытаются реализовать США. Были и другие сверхзадачи – Drittes Reich (Третий рейх) и созвучная ей «Хакко итио» («Весь мир под одной японской крышей»), строительство коммунизма во всем мире, «Ветер с Востока одолевает ветер с Запада» и т.п.
Казалось бы, для Якутии эта тема народа и власти не актуальна. Какое у нас государство-то?
По Конституции России, Республика Саха (Якутия) – государство. Не стоит понимать это понятие только как термин.
Сейчас можно сделать вывод: спорам о том, что государственность может быть только и исключительно суверенной, следует поставить если не точку, то хотя бы многоточие. Советский опыт показал, что многоуровневая государственность «СССР – союзная республика – автономная республика», при всех очевидных недостатках и нюансах, дала возможность национального развития многим народам. Следовательно, государство может быть и не суверенным субъектом международных отношений, может быть компонентом более крупного государства. Тем более, даже не во всем успешный опыт Евросоюза показывает существующее в мире стремление строить модели многоуровневой государственности (в Евросоюзе члены-государства лишены части своих суверенных прав).
Некоторые утверждают, что в Северной Америке индейцы не имеют государственности, и это стало очевидной причиной их национальной деградации. На самом же деле, совсем не так. У большинства индейских племен есть развитое самоуправление, есть Конституции, есть президенты и парламенты (советы племен), свой Верховный суд и прочие атрибуты «низовой» государственности.
Тем не менее, индейцы действительно находятся на длительном этапе национального регресса – как этнокультурного и языкового (свыше 75% по данным на 2016 год не владеют родным языком), так и социального (безработица достигает 80% на иных резервациях при средних 5% по стране).
Несомненно, после развала социализма в России якутам и другим народам грозит такая же участь, поскольку рыночные отношения, как показывает пример самой развитой капиталистической страны мира, отнюдь не способствуют национальному развитию отдельных этнических групп.
И именно в этом и заключается основная государственная задача властей Республики Саха (Якутия) – не дать набрать силу процессам социального и этнокультурного регресса, способствовать росту уровня жизни всего населения, при сохранении этнического самосознания, культурной и языковой идентичности коренных народов республики – якутов, русских старожилов, эвенов, эвенков и т.д.
В этом смысле у нас цели народа и власти должны быть общими, при активном использовании возможностей нашей государственности.
Символы правят миром
«Знаки и символы правят миром, а не слово и закон», – говорил мыслитель Кун Фу Цзы (Конфуций) и его правоту подтверждает история. Где Великий Рим с его опорой на закон? Где Византия с его верой в силу слова Божьего? А вот китайская цивилизация до сих пор существует в заданной несколько тысяч лет назад матрице.
Народ и власть объединяют общая история, общая память, общие символы.
В «Аартык.ру» совершенно правильно была поднята тема создания Музея государственности.
Ибо идеология государственности нуждается в подкреплении символами.
Как решают эту задачу в странах мира и в России?
Анкара. Мавзолей Ататюрка – Аныткабир.
Усыпальница Мустафы КЕМАЛЯ – АТАТЮРКА («Отец турок») – мало похожа на классические мавзолеи.
Построенный в 1953 году Аныткабир по праву можно назвать Музеем новой государственности Турции, созданной в 1923 году АТАТЮРКОМ и его сторонниками.
Аныткабир – история воли и страсти, умения преодолеть отчаяние, когда во время крушения гигантской Оттоманской империи и под натиском иностранной интервенции Антанты турки сумели отбить все наступления противников и не дать реализоваться планам раздела страны.
Аныткабир – символ, память и опора нынешнего турецкого государственного самосознания.
Пекин. Национальный (исторический) музей Китая.
Музей истории Китая на площади Тяньаньмэнь – символ величия Чжунго: пять тысячелетий непрерывной цивилизационной традиции безо всяких лишних слов убеждают посетителей, что Китай как государство – вечен. Сможет ли Китай удержаться от распада в будущем – вопрос, но сам музей – сильная пропаганда китайской государственности, причем в социалистической трактовке.
И в Аныткабире, и в Историческом музее Китая нетрудно было увидеть, что основная масса посетителей гордится не просто своей историей, не только своей культурой, а именно своим государством.
Эти музеи убеждают свои народы, что у их государств есть исторические миссии.
Такая концепция пропаганды государственности через музеи была подхвачена бывшими союзными республиками, поскольку им нужно было убедить мир в том, что они имеют полное право на создание независимых государств, чтобы их воспринимали в мире не как осколки Советского Союза и не как вотчины новых владык.
А это нагляднее всего демонстрируется в музеях.
Исторические музеи некоторых бывших союзных республик были созданы на основе построенных во времена СССР историко-краеведческих музеев и призваны работать на легимитизацию существующих властей.
Не будем углубляться в каждый такой классический музей, где смешаны история края и современность.
Приведем только примеры недавно созданных специальных музеев государственности.
Астана. Музей истории государственности Казахстана.
Казахский музей государственности демонстрирует, что современное казахское государство – преемник древних степных государств на территории Казахстана.
Минск. Музей современной белорусской государственности.
Белорусский музей государственности не стремится уходить в дебри истории и начинает отсчет с 1990 года, в какой-то мере «лаконичный», чисто информативный, скупой на эмоции. Посетители просто разглядывают экспонаты. В музее нет страсти и гордости, возвышенности чувств и устремлений.
До сих пор нет специального музея Российской государственности и, видимо, совершенно зря. Для России очень необходим музей современной государственности и ее преемственности с древностью – с Московским княжеством, Древнерусским государством и Российской империей.
В Татарстане есть понимание, что необходим такой музей.
Казань. Музей истории государственности.
Казанский Музей истории государственности Татарстана делает упор, как они сами подчеркивают, на «сохранение идеи государственности в народной памяти».
В других российских республиках нет аналогичных специальных музеев. Есть только разделы и иногда отдельные залы в местных историко-краеведческих музеях.
Зато есть в Республике Саха (Якутия), причем сразу два музея государственности, но первый находится в селе Хатырык Намского улуса (примерно 120 км от Якутска по автодороге), второй – в селе Харбалах Верхне-Вилюйского улуса (около 540 км от Якутска).
Первый музей истории государственности республики посвящен основателю Якутской АССР Максиму АММОСОВУ.
Хатырык, Намский улус. Музей Максима Аммосова.
Второй музей истории государственности республики посвящен другому основателю ЯАССР Исидору БАРАХОВУ.
Харбалах, Верхне-Вилюйский улус. Музей Исидора Барахова.
Очевидно, что эти музеи не могут эффективно выполнять функции активной агитации и сохранения идеи государственности в народной памяти, поскольку расположены слишком далеко от столицы республики.
Память всех народов Якутии
Музей государственности Якутии необходим для консолидации всех народов республики.
Ибо это должен быть музей общей нашей истории – истории освоения сурового края бесшабашными и осмотрительными, яркими и скромными, новаторами и здравомыслящими, бескорыстными и расчетливыми, воинственными и мирными, романтиками и прагматичными – самыми разными людьми, которых объединяла единая задача закрепиться, выжить, развиваться в регионе экстремальных природных условий и невообразимых расстояний.
Древнеякутские скотоводческие племена, эвены и эвенки на стремительных оленях, русские землепроходцы…
Включение Якутии в состав Русского государства – как первый этап появления государственности на территории республики…
Якутия как плацдарм для присоединения к России огромных пространств Северо-Востока Евразии и достижения западного побережья Северной Америки…
Образование Первой и Второй республик – Якутской АССР и Республики Саха (Якутия)…
Создание горнодобывающей промышленности в Якутии в сложнейших и беспрецедентных в мире условиях…
Это не только наша история и наша гордость.
Это история и всей страны, ибо представители разных городов России участвовали в великих исследовательских экспедициях и нередко жертвовали своими жизнями – как Василий и Мария (Татьяна) ПРОНЧИЩЕВЫ, Эдуард ТОЛЛЬ, Иван ЧЕРСКИЙ, экипаж во главе с Сигизмундом ЛЕВАНЕВСКИМ (если верна версия, что их самолет упал в Якутии) и мн. В детстве нас воспитывали на героической биографии «первого алмазного летчика» Иннокентия КУНИЦЫНА, погибшего рядом с нашим родным селом в 1948 году.
Вся страна участвовала в создании горной промышленности, новых городов и рабочих поселков нашей республики, с Якутией связаны воспоминания около трех с половиной миллионов человек.
Создав в Якутске новый Музей истории государственности, мы отдадим дань памяти усилиям десятков поколений якутов, русских и других.
***
Иван НИКОЛАЕВ,
специально для Aartyk.Ru.
николаев, хватить пирамиды хеопса строить. тоже мне великий последователь кагана модуна. лучше внеси предложения как дороги получще да сортиры почище содержать.