Курс валют
$
59.63
0.36
70.36
0.34
Курс валют
Курс валют
$
59.63
0.36
70.36
0.34
Меню
Поиск по сайту

Кулаковский и борьба с пороками: “Даже умных оглупляет, добрых озлобляет…”

18.10.2017 18:23 0
Кулаковский и борьба с пороками: “Даже умных оглупляет, добрых озлобляет…”

В этом году Якутия отмечает 140 лет со дня рождения одного из основателей якутской письменной литературы Алексея Елисеевича Кулаковского – Ексекулях Алексея. Если о нем мы знаем больше как о поэте, этнографе, фольклористе, просветителе, то его деятельность по борьбе с алкоголизмом известна не всем.
Провидческие произведения и труды Кулаковского многогранны и до сих пор не теряют своей актуальности. Вопросы и проблемы, которые он ставил еще более 100 лет назад, доказывают уникальность его работ в историческом вехе не только того времени, но и современности. Озабоченность судьбой родного народа подвигло поэта к активной деятельности по борьбе с неграмотностью, классовым расхождением, а также с алкоголизмом, который, к сожалению, имел место быть. Возникшая проблема алкоголизма на территории Якутии стала последствием грабительской алкогольной политики царского правительства. Очень часто спиртные изделия обменивались на пушнину и золото, порабощая все больше и больше людей. Вот тогда от имени народа первыми заговорили о необходимости системной борьбы с алкоголизмом передовые представители якутской общественности: Кулаковский и его соратники — образованные люди, понимавшие губительность спиртных изделий для народа.
В начале XX века Якутия впервые включилась во вторую волну трезвеннического движения, которое активно проводилось по всей России с 1895 года. Сам великий Лев Толстой возглавлял общество трезвости в царской России. На этот раз к крестянам и священникам присоединились учителя, рабочие, врачи. Под влиянием этой волны Кулаковский пишет антиалкогольные произведения “Песнь пьяного буржуя”, “Алкоголь”, где подробно описывает не только пагубность употребления алкоголя, но и указывает на падение нравственности и духовности нации. Он очень правильно отмечает, что водка разрушает физическое: “Молодых раньше времени старит, сильных превращает в немощных, светлолицых преобразует в темных, красивых делает безобразными, стройных превращает в горбатых”. Как истинный патриот и сын якутского народа эти мысли также Кулаковский отразил в своем Письме “Якутской интеллигенции”, написанном в 1912 году.
О первых началах трезвеннического движения в Якутии могут рассказать следующие факты: из архива известно, что 13 марта 1904 года священник Чурапчинской Вознесенской церкви Авсентий Винокуров представил Господину Якутскому губернатору “Устав Чурапчинского общества трезвости” для утверждения такого в установленном порядке. С созданием данного общества началась активная работа по борьбе с пьянством среди населения. В числе лиц, подписавших Устав, значились: улусный писарь Кулаковский, учитель народной школы Егасов, фельдшер Борис Оковский, исполняющий обязанности фельдшера Бартенев, выборный Батурусской инородной управы Башарин, помошник писаря Кожевин и инородец Афанасий Саввин. Общество имело весьма конкретную цель: Противодействие употреблению всяких напитков среди населения урочища “Чурапча” и Батурусского улуса, помощь нуждающимся членам советами и нравственными воздействами, материальными средствами и приискиванием занятий и заработков. Таким образом, становится ясно, что борьба с алкоголизмом в Якутии продолжается более 110 лет.
Зоя Константиновна Башарина — доктор филологических наук, профессор кафедры якутской литературы СВФУ уже много лет изучает тему трезвого и здорового образа жизни в произведениях якутских писателей: “Да, Кулаковский еще тогда понял опасное свойство алкоголя и попытался донести до людей коварность пьянящих изделий через свои произведения. Такого сильного произведения, как поэма “Арыгы”, не было создано и в России в начале ХХ столетия. В.Солоухин перевел ее в 1986 году под названием “Оборотень”. Но к сожалению, это произведение неизвестно широкому кругу читателей и в современный период. Его надо изучать в школе, чтобы оградить детей от пагубного воздействия алкоголя. Я преподаю его студентам–филологам университета, думаю свои знания они используют в жизни и деятельности. Мы с Карлом Георгиевичем продолжаем дело его отца — выдающегося ученого-историка Г.П.Башарина, в 1944 году реабилитировавшего светлые имена основоположников якутской литературы А.Кулаковского, А.Софронова, Н.Неустроева, пропагандируя их творчество во всей полноте и многогранности. Кстати, нынче Георгию Прокопьевичу Башарину исполнилось бы 105 лет, он также внес большой вклад в историю трезвеннического движения, так как был теоретиком и практиком здорового образа жизни.”
Историю нельзя стереть, его необходимо чтить и продолжать. Изучая материалы по данной теме, мы столкнулись с не менее важными и ценными источниками, без которых сложно представить историю развития трезвеннического движения в Якутии. И об этом мы будем рассказывать уже в следующих статьях.

***
Пресс-служба Управления Республики Саха (Якутия) по лицензированию и осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции

Оставить комментарий    

!