Утуман Таман о религиях Айыы, Аар Айыы и Тенгри

Религия Тенгри в якутском варианте – Үрүң Аар Айыы Таңара Итэ5элэ сохранена в эпосе Олонхо,
легендах, традициях, культуре и языке народа саха. Первым выявил такую тенденцию в устном
творчестве народа саха в 1902 г. политический ссыльный поляк В.Ф. Трощанский. Но
идентифицировал Веру народа саха с чёрной верой курдов – изидов, приводил аналогии двух
совершенно разных народов, живущих на других концах света друг от друга.
Аналогии можно найти со всеми религиями, т.к. все религии имеют один и тот же корень.
Взгляды Трощанского раскритиковал основоположник якутской литературы, выдающийся сын
народа саха А.Е. Кулаковский – Өксөкүлээх Өлөксөй. Он сделал вывод, что религия народа саха
– это особая философская система, не позаимствованная у других народов. Тем не менее
признался, что раскрыть данную философию не может, т.к. многое уже успело забыться.
В советское время главенствовала марксистско-ленинская философия. В начале 90-х годов
прошлого века с распадом этой идеологии, в Якутии возродилась исконная вера народа саха
«Айыы Итэ5элэ» – Вера Айыы. Инициатором возрождения Айыы Итэ5элэ является Л.А. Афанасьев
– Тэрис. К сожалению 29-го декабря 2017 года он ушел от нас. Ззаслуга Тэрис перед
народом саха и тюркоязычными народами мира является то, что он первым научно
обосновал данную философскую систему как единую, где распространена Вера Тенгри.
Веру Айыы, под названием Учение Айыы, Тэрис оформил, разработав концепцию и вывел на
признание народа саха и тюркоязычного мира. Я сам лично от него узнал про Учение Айыы.
Тэрис был от природы глубоко интеллигентным, интеллектуальным человеком, был примером
того, к чему призывает Учение Айыы: открытый, честный, прямой, жил и говорил без
обмана, лжи и лицемерия.
После начала, положенным Тэрисом в Якутии, Учение Айыы начало широко распространяться.
Но, начались разногласия в интерпретации основных концепций религии, вплоть до
наименования самого Учения, Богов и т.д. В обрядах и ритуалах особых разногласий нет,
видимо, это еще впереди. Разногласие в названии самой религии: Тэрис называл Учение Айыы, а
В.А. Кондаков – Айыы Ойууна называл Учение Аар Айыы. Соответственно, главное божество у
Тэрисэ – Үрүң Айыы Тойон Таңара, а у Айыы Ойууна – Үрүң Аар Айыы Тойон Таңара. Из-за этого
одного слова “Аар” разразился такой скандал, что на одной из ежегодных конференций часть
пришедших людей вышла из зала.
Сейчас в Минюсте зарегистрировано две веры: Айыы Итэгэлэ и Аар Айыы Итэгэлэ. На самом
деле это не принципиальное разногласия, можно было как-то найти общий язык, но этого не
произошло. В итоге Учение Айыы или Аар Айыы перестала развиваться в плане разработки единых
понятий. Раз нет единого мнения и единения народа не получилось.
Сами по себе эти течения развиваются и процесс продолжается. От самого народа исходит
необходимость возрождения исконной религии. В каждом населенном пункте уже имеются Дома
Айыы или специально выделенные комнаты для ритуалов. Такие здания строятся силами
меценатов или силами общественности. Так или иначе, исконная вера развивается и
распространяется. А формулировка общих понятий тоже вырабатывается, но разная, и даже не
ограничивается только двумя взглядами.
***
Утуман Таман.
Оставить комментарий