Курс валют
$
84.64
0.24
91.43
Курс валют
Курс валют
$
84.64
0.24
91.43
Меню
Поиск по сайту

О базовой версии интеллектуальной игры ЖИПТО-СОНОР Григория ТОМСКОГО

31.01.2023 08:09 0
О базовой версии интеллектуальной игры ЖИПТО-СОНОР Григория ТОМСКОГО

Не так давно основатель компании “Синет” Арсен Томский разместил на своем аккаунте активную ссылку на электронный вариант книги своего отца Григория Томского  “Краткие автобиографические заметки“.

page73image23334976

Григорий Томский талантливый ученый, доктор математических наук, член союза писателей Франции, создатель известной интеллектуальной игры Jipto-Сонор, основатель академии Concorde. Григорий Васильевич является автором исторического романа на французском языке про вождя гуннов Аттиллу, сообщал его сын Арсен Томский.

Aartyk.ru ранее размещал отрывок из книги Григория Томского об изучении математики в школах. Далее хотим ознакомить наших читателей про игру ЖИПТО-Сонор из уст автора:

– Моя игра ЖИПТО известна в Якутии с 1988 года в своем базовом варианте, доступном детям с 5-6 летнего возраста. Для этого варианта я решил оставить якутское название СОНОР.

Правила СОНОР настолько естественны, что их можно объяснить взрослым за одну минуту. Достаточно сопроводить быстрый показ правил игры следующими четырьмя фразами:

«Убегающие стремятся достигнуть противоположной стороны до поимки». «Преследователь ловит убегающего при прикосновении фишек».

«Для перемещения фишки достаточно поставить впритык к ней резервную фишку».

«Каждая фишка убегающего дает по одному баллу на каждой из линий».

Часто думают, что интеллектуальная игра тем богаче в стратегическом плане, чем сложнее ее правила. Однако ЖИПТО обладает неожиданным стратегическим богатством.

Это вытекает из того простого факта, что фигуры в ЖИПТО могут перемещаться в любом направлении. В шашках, например, они могут идти вперед только по двум направлениям. К тому же, народная мудрость давно отметила трудность одновременного преследования двух целей («за двумя зайцами не гонись»), а в стандартных вариантах ЖИПТО надо преследовать пять убегающих!

Вместе с тем, СОНОР не является комбинаторной головоломкой, как шахматы. Преследование осуществляется интуитивно с удовольствием и азартом. Только незначительный процент дошкольников может понять абстрактные правила шахмат, попробуйте обьяснить жизнерадостной пятилетней девочке ход коня, его странные прыжки. Тогда как СОНОР доступен почти всем детям с 5-6 лет.

Для любителей сложных интеллектуальных игр. Модифицируя правила СОНОР, получаются версии ЖИПТО с еще большим стратегическим богатством.

В СОНОР всем убегающим дают по одному баллу при достижении каждой из трех линий на игровом поле. В других вариантах ЖИПТО они часто имеют различные “веса”:

– убегающему с весом 1 дается по одному баллу при достижении каждой из линий на игровом поле;

– убегающему с весом 2 дается по два балла при достижении каждой из линий на игровом поле; и т. д.

– убегающему с весом N дается по N баллов при достижении каждой из линий на игровом поле.

В таких вариантах ЖИПТО ситуация в игре может мгновенно измениться кардинальным образом. Например, при приближении преследователя к убегающему с весом 5 можно при совершении следующего хода поменять местами убегающих с весами 5 и 1 (такое действие называется рокировкой, как в шахматах).

Заметим, что в ЖИПТО после первой партии, игроки меняются фишками и играют вторую партию. Победитель определяется сравнением выигрыша убегающих в двух партиях.

***

В 90-ые годы Михаил Николаев начал популяризовать  “Сонор”, включив игру в школьный факультатив. В “Сонор” активно играли малыши дошкольного возраста, проводились турниры муниципального и республиканского уровней. Педагоги положительно отзывались об игре, называли “Сонор” – гимнастикой для развития интеллекта. Но потом власть сменилась и игра позабылась.

***

Aartyk.Ru

Оставить комментарий