Бизнес по-якутски
Не знаю, почему, но бизнес по-якутски меня сильно раздражает.
ИСТОРИЯ 1
Буквально на днях друг, который на профессиональной основе занимается строительством, искал местные компании по производству сэндвич-панелей, с которыми хотел заключить долгосрочный договор на взаимовыгодных условиях. Их не так много, но они есть.
Методом обзвона и мониторинга рынка начал вести переговоры (как ему показалось) с потенциальными деловыми партнерами. Начал, естественно, знакомиться с теми, кто предлагал на рынке самый дешевый вариант производства сэндвич-панелей. Фирму он озвучил, но я не буду писать название компании.
Друг, назовем его условно Иван, пришел к ним в офис где-то в половине пятого. Работают до 18.00, до закрытия офиса еще полтора часа. Сидел в офисе один молодой человек, но он куда-то сильно спешил. Зашли в кабинет две женщины, видимо, у них был перекур. Молодой человек, кивнув в сторону этих женщин, со словами “они вам все сделают” выбежал из кабинета. Женщина постарше спешно начала собираться и через три минуты покинула рабочее место. Осталась суперраздраженная женщина, что помоложе. Было такое ощущение, что клиент явился к ней в дом как непрошеный гость. На элементарные вопросы не отвечает или не знает ответа.
– Технологи, может, знают?
– У нас нет технолога.
– Может, в сертификате написано?
– Может быть.
В конце концов, дала номер телефона директора.
Директор был еще похлеще:
– Кто ты такой, чтобы я объяснял, что я выпускаю?! Какие гарантии? Мы не даем никаких гарантий! От слова “совсем”! Хочешь – покупай, хочешь – нет!
“Это вообще нормально?!” – недоумевает мой приятель.
Нормально, когда все это производство было создано на бюджетных харчах по невозвратным субсидиям, и туда начальником посадили сынка нужного человека. Понтов бесконечность, мозгов, нравов и морали – ноль. Когда весь твой товар автоматом идет по госзакупкам, зачем стараться? То есть идет просто “пилорама” бюджетных средств. Бюджетные организации так и так закупаются только у тебя. Зачем тебе какое-то качество, когда все равно купят? Зачем создавать имя компании, создавать долгосрочный проект, когда у тебя фирма временная, пока папики сидят у бюджетного корыта? Если корыто прикроют или сместят папика с сытного места, тогда никто покупать твою халтуру уже не будет. А пока надо успеть урвать. Куй железо, пока горячо! Поэтому понятие как «клиентоориентированность» таким фирмам просто пустой пук.
ИСТОРИЯ 2
Заказываю автоматизированные ворота. Знаете ли, торчать в зной или в лютый холод и ждать, пока тебе откроют ворота, не комильфо.
Набираю номер фирмы, который устанавливает эти самые волшебные ворота “сим-салябим”. На том конце мобильной связи: “Я не занимаюсь приемом заказов. Вам перезвонит менеджер”. Через некоторое время: “Менеджеры все заняты, перезвонят вам завтра.”
Назавтра позвонил менеджер и передал заказ отделу заказов. Отдел заказов звонит, и мой заказ передают отделу замерщиков. Замерщик позвонил и уточнил адрес. Такое ощущение, что в этой фирме работают тыща два отделов, где полсотни рабочих в каждом.
Ладно. Замерщик приехал, замерил и не смог дозвониться до отдела расчетов.
Спустя некоторое время позвонили и после всех перечислений пунктов работ (а,б,в… ) озвучили сумму. Вышло так себе нехило и сказали 100-процентная предоплата.
– Почему так?
– Так принято у нас.
– А сроки?
– До трех недель. До 15 августа.
– Вообще-то, от даты договора трехнедельный срок истекает 28 июля.
– Да?
– Да.
100-процентная предоплата, и где гарантия, что клиент получит качественную услугу и в срок? Никакой гарантии. В договоре указано, что исполнитель должен оказать услугу в течение трех недель, но “честно признаются”, что изготовление ворот у них растягивается на полтора месяца. В договоре не прописана ответственность исполнителя ни по срокам, ни по возврату оплаты в случае оказания некачественной услуги. Это нормально? Как юрист скажу, что нет. Продают кота в мешке.
ИСТОРИЯ 3
Соседи купили квартиру в новом ЖК. Искали бригаду ремонтников. Нашли через знакомого знакомой тети Вали мужа Лиды из первого подъезда, где живут родители школьных приятелей братьев Семеновых. Иными словами, через торбозное радио. Бригада из местных ребят сразу честно предупредила, что в выходные у них выходные. Ударили по рукам, всех все устроило.
Действительно, мастера попались с руками, выросшими из нужного места. Один минус – в неделю работают один-два дня, а порой пропадали надолго. То охота, то рыбалка, то ысыахи, свадьбы, юбилеи, похороны. Даже День взятия Бастилии был красным днем календаря. В конце концов, у наших соседей нервы не выдержали, и когда все три большие комнаты были отремонтированы, остались коридор и ванна, как культурные люди культурно отшили бригаду. Те не обиделись.
Наняли приезжих, сделали все быстро. Раз-раз и готово.
Через полгода пришлось обратно звать ту первую бригаду. Бригада два месяца делала ремонт в ванной и в коридоре. Но зато ремонт держится уже пятый год и выглядит как новый.
ИСТОРИЯ 4
Чиновники докладывают о беспрецедентной поддержке местных товаропроизводителей сельского хозяйства, а крестьяне и фермеры жалуются, что нет рынка сбыта.
Например, мой брат занимается выращиванием картофеля. Картошка у него отменная, качественная, вкусная. Сбывает частникам, оптовикам и так далее. Он бы хотел расшириться, но нет возможности сбывать продукцию больших объемов. Он хочет участвовать в торгах, госзакупках. И что вы думаете? Наши местные организации – школы, сады, больницы, интернаты и др. учреждения закупаются только у приезжих поставщиков. Почему так? Потому что они в одном лоте сразу выставляют перечень картофель, свекла и … банан. Это все в одном лоте. Естественно, наши фермеры не выращивают банан и автоматически выпадают из торгов. А картошку, свеклу – пожалуйста. Почему руководители учреждений не поддерживают собственных производителей сельхозпродукции? Неужели нельзя разделить лоты по видам, отдельно друг от друга?
***
Ждем истории от наших читателей и конкретных предложений по улучшению бизнеса в Якутии.
***
Прoкопий ФЕДОРОВ,
Aartyk.Ru
В последней истории мохнатые лапы УО видны) как всё знакомо
В первой истории – а что вы хотели по ” самому дешевому варианту”, как пишете сами? “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”(С)
Фигня эти все истории, законы рынка порешат их со временем, конкуренция убьет их. У нас рынок молодой еще, в самом начале своего развития.
Пока есть папики у кормушки, нормальных производственников не будет. Они же как в первой истории будут демпинговать не давая расти нормальному бизнесу.
Всё верно.В Якутии это не бизнес, а какая-то шайка полуграмотных. Куда не ткнись, везде какие-то малограмотные ответы.К примеру ИП ” Зырянов”, на бутылке с молоком стоит номер телефона 20-36-91.Как-то позвонила выяснить свои вопросы, но мне ответили, что они не имеют отношения к этой продукции и вобще ничего не знают, даже не знают, когда и где директор бывает.Зачем тогда ставят этот номер телефона на продукции.Дозвониться до директору тоже не могу.С ночи что ли караулить его возле эго дома? Продавцы тоже какие-то свои правила покупателям навешивают.Везде бардак!!!
Тоже по строительству заходила, сидят десятки менеджеров за компом, уговаривают сначала оплату потом дела, как то несерьезно
История 2 похоже на Макспроф, у меня точь-в-точь также было
К сожалению, всё правда, так и живем
В Якутии честно устроиться на работу нельзя. Без мохнатой лапы ты никто